Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок русского языка на тему "Слова со сходными значениями.Синонимы" 2 класс ПНШ

Урок русского языка на тему "Слова со сходными значениями.Синонимы" 2 класс ПНШ

Скачать материал

 

Программа: «Перспективная начальная школа»  Класс: 2 Предмет: русский язык

Авторы учебника: Н. А. Чуракова

Тема урока: «Слова со сходными значениями. Синонимы.»(урок изучения нового материала).

Оборудование: учебники, тетради, словари, аудиозаписи музыки, картины, компьютер, мультимедиапроектор, слайды из презентации.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Вид урока:  урок – презентация.

Методы урока:  частично – поисковый,  наглядный,  словесный, практический.

Место урока:  первый урок по разделу.

Формы урока: коллективная, фронтальная, групповаяя, парная.

Цели урока:

1. познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить слова со сходными значениями, подбирать синонимы .

2. Развивать наблюдательность, устную речь обучающихся, расширять словарный запас детей,  их творческие и познавательные способности.

3. Воспитывать любовь к родному  языку и слову, чувство прекрасного.

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

Слова –строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, метким, ярким, музыкальным, с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения.

II.Актуализация знаний.

На предыдущих уроках русского языка мы познакомились  с многообразием слов, знакомились сих значениями, работали со словарями, учились употреблять их в речи. Анишит Йокоповна просит освежить в памяти знания и решить спор Маши и Миши, как называются в русском языке эти слова.(слайд 2)

- Каким общим словом мы назовём представленные предметы?

- Как это слово называется в русском языке? Почему?

- Рассмотрите следующие предметы на слайде. Каким словом мы назовём их?

- Это разные слова или одно и то же слово с несколькими значениями?

- Как в русском языке называют такие слова? Почему?(Слайд 3)

- Какие слова в русском языке называются МНОГОЗНАЧНЫМИ?

- Какие слова мы называем ОМОНИМАМИ?

- Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка.

Посмотрите внимательно на следующие картинки, они помогут справиться с очередным заданием Анишит Йокоповны.(Слайд 4)

- Откройте учебник русского языка (1 часть) на странице 115 и прочитайте отрывок из стихотворения Якова Акима.

- Найдите слова сходные по значению (близкие по смыслу).

 

- Сколько таких разных слов вы нашли, которые означают одно и то же (близкие по значению, сходные по смыслу)? Назовите их?(вьюга, метель, пурга)

III. Цель урока

- Какие слова нас сегодня интересовать на уроке?

(слова со сходным значением, близкие по смыслу)

На уроке узнаем как они называются, зачем нужны в нашей речи.

IV.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.(Слайд 5)

- К какому словарю предлагают обратиться Миша и Маша?

Найдите в Толковом словаре (учебник русского языка, часть2) слово «АЗБУКА».

Прочитайте словарную статью о нём.

- Что мы можем сказать о слове «АЗБУКА»? (слово «АЗБУКА» многозначное).

- Докажите.

- Найдите в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и азбука-книга (слово со сходным значением, близкое по смыслу).

- Продолжите работу с Толковым словарём самостоятельно в парах.

На голубых листах записаны слова, каждый берёт слово, находит словарную статью в Толковом словаре и подбирает ему пару – слово близкое по смыслу, со сходным значением.

Слово запишите внизу на листочке.(взаимопроверка)

- Можно ли эти слова назвать родственными? Почему? Докажите.

- В учебнике на стр.116 в упражнении 85 прочитайте стихотворение В. Друка.

(Слайд 6)

- Прочитайте стихотворные строки, соответствующие первой картинке на слайде?

- Прочитайте стихотворные строки ко второй картинке на слайде?

- Найдите в этих строчках слова – действия предметов, близкие по значению, по смыслу.

- Являются ли эти слова родственными? Докажите, почему?

Динамический момент.

Дети берут розовые листочки со словами и находят слова близкие по значению (по смыслу), подходят к друг другу и объединяются в группы.

Дело, работа, труд, занятие (4 слова)

Большой, громадный, огромный, гигантский, крупный (5 слов)

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться (5 слов)

Умный, неглупый, толковый, разумный, смышлёный, мудрый, сообразительный, смекалистый (8 слов)

Волшебник, кудесник, колдун, маг, чародей, фокусник (6слов)

Красивый, прекрасный, великолепный, восхитительный, божественный, пленительный, роскошный (7слов)

- Как называются слова в русском языке близкие по смыслу?

Анишит Йокоповна вам покажет, будьте внимательны!

С И Н О Н И М Ы

- Какие слова называют синонимами?(правило в учебнике стр. 118)

VI. Самостоятельное, творческое использование сформированных ЗУН.

Упражнение 86, стр.117

В упражнении дан замечательный отрывок из стихотворения русского поэта Ивана Сурикова «Детство».

- Послушайте его.  Все ли слова понятны?

- Подберите к выделенным словам синонимы.Запишите их парами.(Слайд 8)

Хохочут –смеются

Перезябнешь – замёрзнешь

Бредёшь – идёшь

Ветхую – старую

Скинешь – снимешь

Заберёшься – залезешь

- Почему поэт употребил именно эти слова?

- Назовите слова – названия действий.

- Назовите слова – названия признаков.

VII.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

- Маша и Миша составили рассказ. Анишит Йокоповна прочитав его сказала, что ребята забыли о богатстве русского языка, о словах, которые делают нашу речь точной, выразительной  и разнообразной, словах – синонимах.(Слайд 9)

- Помогите Маше и Мише исправить текст.

Анишит Йокоповна предложила задание, чтобы проверить знания Маши, Миши и ваши.

(Слайд 10)

- Подберите к первому человечку слова – синонимы, названия предметов, которые показывают его эмоции на уроке.

- Подберите слова- синонимы ко второму человечку, слова – признаки предметов, обозначающие его настроение на уроке.

VIII. Рефлексия деятельности.

- Возьмите рисунок того человечка, который соответствует вашему настроению на этом уроке.

- Что нового узнали на уроке о словах русского языка?

- Зачем нужны слова – синонимы в нашей речи?

- Какие задания были интересны вам?

- Что вызвало затруднение?

Спасибо за работу на уроке, за ваши знания!

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Слова со сходными значениями.Синонимы" 2 класс ПНШ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа: «Перспективная начальная школа»  Класс: 2 Предмет: русский язык

Авторы учебника: Н. А. Чуракова

Тема урока: «Слова со сходными значениями. Синонимы.»(урок изучения нового материала).

Оборудование: учебники, тетради, словари, аудиозаписи музыки, картины, компьютер, мультимедиапроектор, слайды из презентации.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Вид урока:  урок – презентация.

Методы урока:  частично – поисковый,  наглядный,  словесный, практический.

Место урока:  первый урок по разделу.

Формы урока: коллективная, фронтальная, групповаяя, парная.

Цели урока:

1. познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить слова со сходными значениями, подбирать синонимы .

2. Развивать наблюдательность, устную речь обучающихся, расширять словарный запас детей,  их творческие и познавательные способности.

 

3. Воспитывать любовь к родному  языку и слову, чувство прекрасного. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.03.2015 282
    • DOCX 17.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Манджиева Виктория Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Манджиева Виктория Михайловна
    Манджиева Виктория Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2433
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 587 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек