Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему «Родственные слова. Корень слова» (2 класс)

Урок русского языка на тему «Родственные слова. Корень слова» (2 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

5


План-конспект урока

«Родственные слова. Корень слова».


ФИО: Махова Ирина Александровна

Место работы: МБОУ «СОШ №30», г. Череповец

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема и номер урока в теме: Родственные слова. Корень слова, 1

Базовый учебник: «Русский язык», ч.1 Л.Я. Желтовская, УМК «Планета знаний», 2012 год.

Цель урока: формирование умения определять однокоренные слова по двум признакам: общая часть и общность смысла.

Задачи:

Обучающие: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить определять однокоренные слова по двум признакам; учить находить корень в словах.

Развивающие: обогащать словарный запас, развивать умение сравнивать, анализировать.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач, быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Необходимое оборудование:

  • Учебник «Русский язык» 2 класс Л.Я. Желтовской;

  • Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Корень дерева и корень слов.

Иллюстративно- демонстрационный материал

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf

2.

Как найти корень в слове?

Иллюстративно- демонстрационный материал,

практический


Анимация, интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf

Структура и ход урока.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время


Ход

1.

Организаци-онный

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- Сейчас у нас урок русского языка. Как мы будем работать, чтобы достичь цели?

- Проверьте, все ли готово к уроку.

- Что вы можете друг другу на уроке?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:самоконтроль

1

2

Чистописание

Организует диалог, в ходе которого дети выбирают букву для чистописания.


- Внимательно посмотрите на полотно с набором букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке.

к д л и в х е т

и с г я о ц т д

б б я д ч п з е

д а н о г л б с

Анализируют, сравнивают, выбирают букву по определенному признаку.




Это буква д

Познавательные:

- анализ

- сравнение

4

Показывает письмо буквы

- Я вам напомню, как правильно пишется буква д: она состоит из двух элементов: овала и длинной наклонной с петлей внизу.





Предлагает упражнения для чистописания.

- Обводим мою букву в тетради.

- Пишем сами пять букв д.

-Посмотрите, какая буква написана также как у меня.

- Поднимите руку, у кого буквы совпали. Молодцы!

Постарайтесь написать такие же буквы до конца строки.

Выполняют упражнения по чистописанию.

Регулятивные: самоконтроль

Организует повторение фонетической стороны речи.





Организует повторение письма соединений буквы д

- Какие звуки могут обозначаться буквой д?

- Дайте характеристику звука [д].

Выберете из данных слогов те, где буква д обозначает твердый звук.

ди ды дя да де

А в остальных слогах какой звук обозначает буква д?

- Обратите внимание, буква д может по-разному соединятся с другими буквами.

- Выпишите в тетрадь на следующую строку слоги, в которых буква д соединяется верхним соединением.

- Теперь, которые соединяются средним соединением.

- Нижним.

- А с какой гласной буквой буква д может соединятся и верхним и нижним соединением?

-Давайте напишем слог до конца строки, чередуя верхнее и нижние соединение.

[д] и [д,]

Согласный, парный звонкий, парный твердый.


Ды,да.


Мягкий.







да

ди, ды, де


дя



С буквой о.




3.

Актуализация знаний.

Выход на тему, цель, учебные задачи



Организует сравнение слов с целью определения группы родственных слов.

Организует диалог, в ходе которого дети формулируют цель, задачи урока, составляют план урока.

- Прочитайте слова следующей строчки.

Садить, сад, деревья, садовник, садовые.

- Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Почему? Что можете сказать об остальных словах.

- О чем будем говорить на уроке? Что нового узнаем на уроке?

(О родственных словах)

- Это цель нашего урока.

- Давайте составим план работы.

1)Определить, что такое родственные слова? Признаки родственных слов.

2)Учиться находить родственные слова.

3)Узнать как по-другому называются родственные слова?

4)

Сравнивают слова. Определяют лишнее слово.





Формулируют цель, совместно с учителем составляют план урока.



Познавательные:

- анализ

- сравнение

- обобщение

Регулятивные:

-принятие и сохранение цели

- постановка учебных задач

- планирование

5

4.




Работа над темой.




Организует беседу, в ходе которой выясняют, что родственные слова имеют общее значение, общую часть.

- Ответить на первый вопрос нам помогут слова на доске.

- Что вы заметили?

- Что у этих слов общее?

1. Общая часть – сад.

Что значит общая? (Одинаковая)

Что можете сказать о значении слов?

Все они связаны со словом сад.

2. То есть у них общее значение.

- Ответьте на 1 вопрос нашего плана.


В ходе диалога отмечают, что родственные слова имеют общее значение, общую часть.


Слова, у которых есть общая часть и общее значение, называются родственными словами.

Познавательные:

- анализ

- сравнение

- обобщение


3

5.

Первичное закрепление нового материала.


Организует работу в паре, в ходе которой обучающиеся находят родственные слова по двум признакам.

- Посмотрите на план и скажите, что будем делать дальше?

- Сколько признаков у родственных слов?

- Я вам предлагаю вам поработать в паре: среди групп слов выбрать родственные и записать в тетрадь.

1. Рыбак, рыба, рыбный, рыбка.

2. Час, часть, часики, часовщик.

3. Дети, ребята, малыши.

4. Вход, ходит, ход, переход.

Проверяем работу.

Сделайте вывод: как определить родственные слова.




Работают в паре. Выполняют упражнение по нахождение родственных слов.


Рыбак, рыба, рыбный, рыбка.

Вход, ходит, ход, переход.

Коммуникативные:

- работа в паре

7

5.



Физминутка

Организация психофизической тренировки

- А теперь встали и немного отдохнем.

Выполняют упражнения для релаксации.


2

6.

Работа над темой. Продолжение

Вводится понятие «корень», его обозначение.





Организует работу с учебником (стр.80)






- Посмотрите на план и скажите, на какой следующий вопрос будем отвечать?


- Вы нашли родственные слова, давайте подчеркнем общую часть в каждой группе.

- У этой части есть свое название? Где мы об этом можем узнать?

- Найдите ответ на данный вопрос в учебнике.

- Как же по-другому называются родственные слова?





3)Как по-другому называются родственные слова?

Рыбак, рыба, рыбный, рыбка.

Вход, ходит, ход, переход.



Читают правило на стр. 80 учебника, дают определение понятию «корень слова»; узнают, что родственные слова иначе называются «однокоренными»

Познавательные:

-поиск информации

















15

Ставит проблемный вопрос.


Демонстрирует ресурс.

- Где мы встречали еще слово «корень»?

- Как вы думаете, общая часть слов почему названа также?

- Почему она главная?

ЭОР №1 «Корень дерева и корень слов»

Сравнивают корень слова и растения.

Делают вывод, почему корень главная часть слова.

Познавательные:

-сравнение

-анализ

обобщение


Проблемный вопрос: как найти корень в слове:


Демонстрирует ресурс.

Задаёт вопросы по прослушанному материалу (проверяет понимание)






- В каждом ли слове есть корень?

- Какую еще задачу себе поставим, чему мы будем учиться?

- Кто может ответить на этот вопрос?

ЭОР №2

«Как найти корень в слове?»

- Как найти корень в слове?

Отвечают на вопрос.

Находить корень в слове.



Воспринимают информацию.


Отвечая на вопросы, составляют алгоритм нахождения корня в словах.

1.Подобрать родственные слова.

2. Найти общую часть.










Регулятивные:

- планирование

Предлагает упражнение на нахождение корней в словах.

Найдите корень в словах, пользуясь алгоритмом:

лесной, столик, пришкольный, грибник.

Оцените свою работу.



Выполняют упражнение по нахождению корней в словах.

Регулятивные:

-самопроверка

-самоконтроль

7.

Подведение итогов, рефлексия.

Выясняется, достигнута

ли цель урока.

Что понравилось?

- Все, ли пункты плана мы выполнили?

- Достигнута ли цель урока?

- Какие трудности?ту.вах, пользуясь алгоритмом:

учиться?ть в каждой группе.55555555555555555555555555555555555555555555555555555

Сообщают о новых знаниях, высказывают свои впечатления.

Регулятивные:

- оценка выполнения плана

- удержание цели

-самооценка

2

8.



Этап разъяснения дом. задания.

Предлагает подобрать группы родственных слов.

Подберите родственные слова к словам:

Вода, мороз.

Записывают задание, задают вопросы.


1







Урок русского языка на тему «Родственные слова. Корень слова» (2 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

 

Данный урок направлен на формирование умения определять однокоренные слова по двум признакам: общая часть и общность смысла.

Задачами урока являются:

обучающие: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить  определять однокоренные слова по двум признакам; учить находить корень в словах;

развивающие: обогащать словарный запас, развивать умение сравнивать, анализировать;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач,  быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Он составлен с учетом новых требований ФГОС НОО к уроку, реализует задачи по формированию метапредметных результатов с использованием цифровых образовательных ресурсов.

 

 

 

 

Автор Махова Ирина Александровна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2608
Номер материала 56302
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓