Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Страдательные причастия прошедшего времени" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Страдательные причастия прошедшего времени" (7 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


hello_html_m1248ddcd.gifhello_html_m7be293e3.gifhello_html_m7be293e3.gifhello_html_m7be293e3.gifhello_html_m7be293e3.gif



Тема урока: Страдательные причастия прошедшего времени.

Образовательные:

  • на основе исследовательской работы познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени;

  • совершенствовать умение объяснять выбор того или иного суффикса;

  • совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту);

  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке па основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме;

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.


Оборудование: видео-, аудиовоспроизводящее устройство; медиапрезентация; раздаточный материал.


1 этап: Организационный момент

Запись даты. Классная работа


2 этап: Мотивационная установка

Учитель:

Дорогие ребята!

Сегодняшний наш урок - не совсем обычный. Его символом будет ЗАЖЖЕННАЯ свеча (зажигаю свечу). А что, по-вашему мнению, символизирует свеча?

Примерные ответы: память о ком-то и т.д.

Учитель: Скажите, а важно ли хранить память о человеке, каком-то событии, дате?

Примерные ответы: если мы не будем помнить о людях, о том, что происходило, мы лишимся своей истории.

Учитель: Я предлагаю вам сегодня не просто открыть новое знание в области филологии, но и окунуться в мир творчества одного из самых почитаемых в русской и мировой литературе поэтов.


3 этап: Определение темы урока, целеполагание

Читаю сама или подготовленный ученик:

По мере чтения текст проецируется на экран


На буйном пиршестве задумчив он сидел

Один, покинутый безумными друзьями,

И в даль грядущую, закрытую пред нами,

Духовный взор его смотрел.


И помню я, исполнены печали,

Средь звона чаш, и криков, и речей,

И песен праздничных, и хохота гостей,

Его слова пророчески звучали.


Он говорил: «Ликуйте, о друзья!»

Что вам судьбы дряхлеющего мира?..

Над вашей головой колеблется секира,

Но что ж!.. Из вас один ее увижу я.


Учитель: Ребята. Можете ли вы определить или хотя бы предположить, чьи это стихи? Для подсказки вам выделены ключевые слова.

Примерные ответы: Стихи М.Ю.Лермонтова. Недавно отмечался его юбилей – 200 лет со дня рождения.

Учитель: Да, действительно, наша свеча зажжена сегодня в память о великом русском поэте – Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Но у нас все же урок русского языка! Как вы думаете, какова тема нынешнего урока?

И снова все внимание – на экран! Слова-подсказки помогут вам определить тему урока.

На слайде:

На буйном пиршестве задумчив он сидел

Один, покинуТый безумными друзьями,

И в даль грядущую, закрыТую пред нами,

Духовный взор его смотрел.


И помню я, исполнеНы печали,

Средь звона чаш, и криков, и речей,

И песен праздничных, и хохота гостей,

Его слова пророчески звучали.


Он говорил: «Ликуйте, о друзья!»

Что вам судьбы дряхлеющего мира?..

Над вашей головой колеблется секира,

Но что ж!.. Из вас один ее увижу я.


Примерные ответы: выделены причастия. Мы будем продолжать разговор о причастии. Но это не действительные причастия и не страдательные причастия настоящего времени, хотя в тексте есть действительные причастия (грядущую, дряхлеющего). Значит, мы будем изучать новый тип причастий.


Учитель: Я предлагаю вам определить категорию времени причастий, встретившихся вам в стихотворении.

Примерный ответ:

какой? Что сделанный? Покинутый

Какую? Что сделанную? Закрытую

Каковы? Исполнены; какие ? что сделанные? Исполненные

Определите тему урока.


Запись темы урока


4 этап: Актуализация ранее полученных знаний

На слайде - масса причастий. Задание: выписать (а может быть, внести в таблицу (раздаточный материал) изученные причастия.)

Пример карточки:

Задание: выполняем методом исключения( то, что уже изучили – не страдательные причастия настоящего времени)


Действ.прич. настоящего времени

Действ. прич. прошедшего времени

Страд. прич. настоящего времени

Страд.прич. прошедшего времени














Взаимопроверка в парах,

Комментарий учителя.


5 этап: Этап открытия нового знания

На слайде портрет Лермонтова. Затем иллюстрации к стихотворению «Три пальмы». Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Тексты стихотворения раздаются учащимся.

Учитель: Стихотворение, которое сегодня прозвучит на уроке , вам знакомо, это - восточное сказание «Три пальмы»

(Класс идет по учебнику Коровиной, предложить вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова, изученное в 6 классе.)


Учитель : Если вы внимательны, то должны заметить, что в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» встречаются и действительные, и страдательные причастия. Сейчас ваша задача - провести исследование.

  1. Выписать в тетрадь только страдательные причастия

(при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия?)

  1. Указать суффиксы данных причастий.

  2. Определить время.

  3. Заполнить соответствующую таблицу

  4. Сделать выводы.

Пример таблицы:

Суффиксы страдательных причастий:


Страдат. прич. настоящего времени

Страдат.прич. прош.времени






Текст: Три пальмы

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.







Учитель: Надеюсь, вы успешно справились с заданием (фронтальная проверка).

Учитель: Предлагаю вам стать исследователями филологами, по работать по данному вам алгоритму и сделать выводы. Защитить результаты своих исследований.

Алгоритм:


1.Сравните страдательное причастие настоящего времени и страдательное причастие прошедшего времени (на материале стихотворения «Три пальмы»)

А) определите вид глаголов, от которых образованы причастия;

Б) определите категорию переходности глаголов, от которых образованы данные причастия;

В) определите производящую основу глаголов;

Г) понаблюдайте за тем, какая гласная пишется перед суффиксами причастий (сравните с глаголами);

Д) сделайте вывод об образовании причастий прошедшего времени.


Примерные ответы учеников: страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы переходных глаголов прошедшего времени преимущественно совершенного, а также и несовершенного вида при помощи суффиксов –енн-,(-ённ-), -нн-,-т-.

Например: покрытые покрыл (переходный глагол совершенного вида, производящая основа покры-)

нежданный ждал (переходный глагол несовершенного вида, производящая основа жда-)

изрубленный изрубил (переходный глагол совершенного вида. Производящая основа изруб- (-б/бл – историческое чередование)

а в этих словах возникли трудности с определением производящей основы:

раскаленный раскалил (переходный глагол совершенного вида, производящая основа раскали-?)


пораженный поразил (переходный глагол совершенного вида, производящая основа порази-?)


Учитель: Молодцы, ребята! Настоящие исследователи! Действительно, если глагол не имеет суффикса или оканчивается на -ил или –ел страдательное причастие прошедшего времени будет заканчиваться на -ённый, -енный:

      поразить —  поразил, пораж-ённ-ый

раскалить – раскалил, раскал –ённ -ый



ЗСТ (этап расслабления): на экран проецируются пейзажи кисти Лермонтова, звучит музыка. Предлагается глазами очертить изгибы горных вершин на картинах, увидеть самое яркое цветовое пятно (гимнастика для глаз).

Из этапа ЗСТ плавный переход к 6 этапу урока.


6 этап урока: Этап закрепления новых знаний.


Учитель: Ребята, перед вами замечательные пейзажи, созданные рукой самого Лермонтова. Это был поистине гениальный человек: он был одарен музыкально, писал прекрасные картины, иллюстрировал собственные произведения.

Перед вами отрывки из романа «Герой нашего времени» - пейзажные зарисовки. Роман был создан Лермонтовым здесь, на Кавказе. Кавказ вошел в душу М.Ю. Лермонтова, как вторая родина, как край вольности суровой и свободной, в котором стали нерасторжимыми поэт - певец Кавказа и сам Кавказ с вершинами седыми.

Я предлагаю вам поработать с данными текстами в группах (групповая работа; в группе 4-6 человек).

Задание:

  1. Найдите в этих текстах страдательные причастия и докажите их принадлежность к этой группе.

На столах алгоритм:

  1. Выделить суффикс, провести словообразовательный разбор.

  2. Выписать словосочетание, которое доказывает, что предмет испытывает действие со стороны другого предмета.

  3. Сделать устный вывод.

Дифференцированное задание: (группе слабее – текст меньшего объема)

Тексты:

1. Сегодняшний вечер был обилен происшествиями. Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это - ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд. 


2. Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной.


№3 Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.



4 И точно, такую панораму вряд ли где еще удастся мне видеть: под нами лежала Койшаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую, - и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки; солнце чуть показалось из-за темно-синей горы, которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи; но над солнцем была кровавая полоса, на которую мой товарищ обратил особенное внимание. "Я говорил вам, - воскликнул он, - что нынче будет погода; надо торопиться, а то, пожалуй, она застанет нас на Крестовой. Трогайтесь!" - закричал он ямщикам.



Ответы групп.



Если хватает времени, можно провести творческую работу: синквейн.


Синквейн  это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн  имеет собственную композицию:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – контекстный синоним к первому существительному.


Например:

Лермонтов.

Одинокий, непонятый.

Любить, работать, страдать.

Не жаждал славы.

Гений.



7 этап урока: Обобщение:


Что нового сегодня узнали на уроке?

Что, по вашему мнению, вызвало затруднение?

Что необходимо знать по данной теме?


Мотивация учителя на изучение дальнейшего материала: Наш урок освещала зажженная свеча. А это значит, с первой минуты урока страдательное причастие прошедшего времни заявило о себе. Зажженная кем-то, в данном случае нами, свеча. Интрига присутствует всегда. Так что будьте внимательны на следующем уроке, и тогда, может быть, вы с первой минуты почувствуете эту интригу.


Оценивание. Домашнее задание (можно задать синквейн домой)

Домашнее задание только дифференцированного характера!!!

(Синквейн, реклама страдательных причастий, анализ текстов)


Рефлексия: Мне очень важно понять, что вас увлекло, заинтересовало, что было понятным, а что так и осталось непонятым. Поэтому прошу вас оценить собственную работу на уроке. Поэтому, когда вы будете выходить из кабинета, не забудьте опустить жетоны в соответствующий конверт.


(На доске прикреплены три разноцветных конверта, на столах у учащихся по три жетона таких же цветов. Выходя, учащийся опускает свой жетон в соответствующий конверт:

Например: Красный – все понял

Синий- есть проблемы

Желтый- много непонятного)


Учитель: А наш сегодняшний урок хочется закончить словами поэта-современника Игоря Талькова:


Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты.

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.


Думаю, что эти слова заставят вас задуматься над тайнами мироздания, перечитать известные, любимые, а может быть , еще на известные вам стихи Лермонтова. Читайте душой и сердцем, будьте внимательны к слову!

  • Русский язык и литература
Описание:

Образовательные:

·        на основе исследовательской работы познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени;

·        совершенствовать умение объяснять выбор того или иного суффикса;

·        совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту);

·        способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

·        воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  способность к самооценке па основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме;

       - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на     вопросы в тексте,иллюстрациях;преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

 

 

Оборудование: видео-, аудиовоспроизводящее устройство; медиапрезентация; раздаточный материал.

Автор Панькина Галина Борисовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1994
Номер материала 15622
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы