Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка на тему "Степени сравнения наречий" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Степени сравнения наречий" (7 класс)

Скачать материал

 

ТЕМА: СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ

ЦЕЛИ УРОКА:

обучающие - обучить способам образования сравнительной и превосходной степени сравнений наречий; умению отличать сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных; определять их синтаксическую роль в предложении.

развивающие  - формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

воспитывающие  - воспитание чувства товарищества, ответственности и дисциплинированности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: проблемно - поисковый, репродуктивный.

Формы реализации методов: фронтальная, индивидуально - дифференцированная.

Используемые технологии: личностно - ориентированная, технология проблемного обучения, игровая технология.

Оборудование урока:

Интерактивная доска. 

На каждой парте таблицы по русскому языку, справочники, словари, тетради учащихся,  раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Степени сравнения наречий».

                                                                                                                      СЛАЙД 1

 

2. Повторение изученного о прилагательном. Тест.

Кроме наречий какая ещё часть речи может образовывать степень сравнения? (имя прилагательное)

1) Сколько существует степеней сравнения?

а) одна;

б) две;

в) три.

2) Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

а) притяжательные;

б) качественные;

в) относительные.

3) Сложная (составная) превосходная степень образуется с помощью слов:

а) самый, наиболее, наименее;

б) более;

в) менее.

4) Составная сравнительная степень образуется с помощью слов:

а) более, менее;

б) самый;

в) наиболее, наименее.

5) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:

а) -ее, -е;

б) -ше;

в) -ейш-, -айш-.

6) Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

а) -ейш-;

б) -айш-;

в) -ее, -е, -ше.

СЛАЙД 3-5

3. Изучение нового материала.

- Что такое наречие? (Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.)

- Что значит неизменяемая часть речи?

Вы всё верно сказали, но в русском языке есть исключения. Это наречия, которые заканчиваются на –о (-е). Как правило, это качественные прилагательные, от которых и образованы эти наречия. Такие наречия имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.                                                                                                         

                                                                                                          СЛАЙД 6

 

Сравнительная степень обозначает более или менее высокую степень проявления признака.

- Как же образуется сравнительная степень наречия?

Простая форма образуется только с помощью суффиксов (–ее(ей), -е, -ие). Составная же форма образуется с помощью сочетания начальной формы наречия со словами более или менее.

Превосходная степень наречия имеет только одну форму – это составная форма, которая образуется с помощью наречия в сравнительной степени + всех. Также есть простая форма превосходной степени с суффиксами –ейше, -айше. Но, как правило, такие наречия встречаются крайне редко: нижайше кланяюсь.

- Перечертите себе в тетради эту таблицу.

- Приведём примеры наречий, которые бы заканчивались на о(-е).

                                                                                                      СЛАЙД 7,8,9,10,11

 4. Работа по теме урока.

1). Чтение правила на странице 100-101 учебника.

1.    

Найдите и подчеркните наречия, образуйте от них сравнительную степень.

Громко кричать –

Быстро бежать –

Просыпаться поздно –

Красиво танцевать –

Нежно гладить кошку –

Поступать обдуманно –

К вечеру стало светло –

Взволнованно рассказывать –

Собираться организованно –

                                                                                                                 СЛАЙД 12

2). Упражнение 212.(по вариантам)

Образуйте от данных наречий формы простой сравнительной степени и запишите их по образцу.

Грациозно - грациознее, уверенно – увереннее, необузданно – необузданнее, устойчиво – устойчивее, величественно – величественнее, красиво – красивее, взволнованно – взволнованнее, энергично – энергичнее, удобно – удобнее.

Жарко – жарче, громко – громче, дорого – дороже, звонко-звонче…

- Дайте лексическое толкование наречия необузданно.

(Необузданный – тот, которого нельзя утихомирить, сдержать.)

3). Упражнение 213.

4).   

Был полдень, ____________ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток.  _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали

 

 

сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться,_______заметались птицы.

СЛАЙД 13

5). Самопроверка.

       Был полдень, беспощадно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая медленно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыться, беспорядочно заметались птицы.

СЛАЙД 14

6).

Раз степени сравнения наречий похожи на степени сравнений прилагательных, возникает вопрос: как их отличить?

СЛАЙД 15

Выделяем критерии отличия:

1)   Определяемое слово

2)   Вопрос, который можно задать от определяемого слова к степени сравнения.

3)   Часть речи

4)   Синтаксическая роль.

 

Вывод: чтобы не путать эти части речи, стоит учитывать, что имя прилагательное обозначает признак предмета, относится к имени существительному, отвечает на вопросы какой? какая? какое?, в предложении может выступать в роли сказуемого. Наречие, в свою очередь, обозначает признак действия, относится к глаголу, отвечает на вопрос как? каким образом?, в предложении выступает в роли обстоятельства.

 

5. Объяснительный диктант.

- Объясните, какая форма: наречия или прилагательного употреблена в предложении.

 

Человек тверже камня, нежнее цветка. Чем старше козел, тем тверже рога. (Пословица.) Он к врагу вставал железа тверже. (Маяковский.) Гуди, набат, сильней над Русью, смелей, настойчивей гуди. Человеческое слово стрелы острее. (Пословица.) Худой мир лучше доброй ссоры. (Пословица.) Сокол выше солнца летает. Солнце майское, светлее с неба синего свети… (Лебедев-Кумач). Южное полушарие холоднее северного.

 

6. Закрепление нового материала.

Найдите наречия и образуйте от них сравнительную форму.

Трудно писать пером. Пётр громко поёт. Она испуганно вскрикнула. Гепард быстро бегает. Дина мужественно поступила, спасая маленьких котят. День рождения прошёл торжественно и пышно. Матрос крепко связал узел. Вчера экскурсия прошла организованно. Он тихо произнёс несколько слов. Жаворонок просыпается рано.

СЛАЙД 16

7. Задание на развитие кругозора.

- Что такое фразеологизмы? (устойчивые словосочетания, которые можно заменить одним словом.)

Ваша задача: заменить одним словом устойчивые словосочетания.

 

 

·         Кричать на всю Ивановскую – громко.

·         Битый час – долго.

·         Гнать в три шеи – быстро, решительно.

·         Кошки на душе скребут – грустно, тоскливо, тревожно, беспокойно.

·         На носу – скоро.

·         Чувствовать себя не в своей тарелке – неудобно.

·         Не видно не зги – темно.

·         Ни в какие ворота не лезет – плохо.

·         При царе горохе – давно.

·         Черепашьим шагом – медленно.

·           Семимильными шагами – быстро.

 

8. Подведение итогов урока.

- Какие наречия могут иметь степени сравнения?

(Наречия, образованные от качественных прилагательных и заканчиваются на –о (-е)

 - Какие существуют степени сравнения?

   (сравнительная и превосходная)

- Как образуется сравнительная степень наречий?

- как образуется превосходная степень наречий?

- Чем отличается сравнительная степень прилагательного от сравнительной степени наречия?

 

9. Домашнее задание.

1. Упражнение 215.

2. Прочитать по учебнику теоретический материал о степенях сравнения.

СЛАЙД 17

10. Выставление оценок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Степени сравнения наречий" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок проводится при изучении степеней сравнения наречий.

Цели урока:

обучающиеобучить способам образования сравнительной и превосходной степени сравнений наречий; умению отличать сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных; определять их синтаксическую роль в предложении.

развивающие  - формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

воспитывающие  - воспитание чувства товарищества, ответственности и дисциплинированности.

Тип урока: изучение нового материала.         

Методы обучения: проблемно - поисковый, репродуктивный.

Формы реализации методов: фронтальная, индивидуально - дифференцированная.

Используемые технологии: личностно - ориентированная, технология проблемного обучения, игровая технология.

Оборудование урока:

Интерактивная доска. 

На каждой парте таблицы по русскому языку, справочники, словари, тетради учащихся,  раздаточный материал. 

Урок с использованием интерактивной доски. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 934 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 3685
    • DOCX 53.5 кбайт
    • 236 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Потапова Олеся Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Потапова Олеся Алексеевна
    Потапова Олеся Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5831
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1537 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 899 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе