Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка на тему "Односоставные предложения" (8 класс)

Урок русского языка на тему "Односоставные предложения" (8 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Кулеш С.А.-сценарий.doc

Сценарий урока с использованием компьютера

Автор: Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: Томская область, Шегарский район, с. Анастасьевка, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Анастасьевская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: русскийязык

Класс: восьмой

Тема: Односоставные предложения

Тип урока: урок изучения первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления

Задачи занятия:

Образовательные – формирование умений различать  односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные – развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.

Учебно-методическое обеспечение: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой

Авторский медиапродукт – презентация из 20 слайдов (среда Power Point)

Структурна мадиапродукта – схема взаимосвязи кадров презентации: последовательная.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.
  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт повышения наглядности.
  3. Активизация познавательной деятельности обучающихся за счёт использования информационных технологий.
  4. Формирование информационной  культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации).
  5. Интенсификация учебного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала).

 

 

№ п/п

Этапы занятия

Временная реализация

№ слайда

1.

2.

3.

 

4.

 

 

5.

 

6.

7.

8.

9.

10.

Организационный момент: приветствие,

Грамматическая зарядка

Исследовательская работа, определение темы урока

Употребление односоставных предложений в художественных поэтических текстах (чтение текстов)

Знакомство с типами односоставных предложений (исследование)

Создание алгоритма

Выполнение теста с самопроверкой (устно)

Практическое задание

Домашнее задание

Итоги урока

1 минута

3 минуты

5 минут

 

4 минуты

 

 

10 минут

 

5 минут

5 минут

4 минуты

1 минута

2 минуты

№ 1

№ 2

№ 3

 

№ 4, 5, 6, 7, 8, 9

 

№ 10, 11

 

№ 12

№ 13-17

№ 18

№ 19

№ 20

 

Ход занятия:

 

  1. Организационный момент (слайд № 1).
  2. Грамматическая зарядка: повторение орфографии (слайд № 2).
  3. Исследовательская работа

Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги:

1)      Я умею читать книги.

2)      Люблю классическую музыку.

3)      По радио объявили о посадке самолёта.

4)      Мне не спится

5)      Какая ночь!

- Внимательно рассмотрите эти предложения.

- Подумайте, как их можно разделить на две группы. (слайд № 3)

Я умею читать книги.                                 Люблю классическую музыку.

                                                                       По радио объявили о посадке самолёта

                                                                       Мне не спится.

                                                                       Какая ночь!

- По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения – состав основы предложений).

Определение темы урока:

- Что мы уже знаем? (двусоставные предложения).

- Чем выражены главные члены в этом предложении? («Я умею читать» - подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное – гл. в форме 1 л., ед.ч. + инфинитив).

- Что мы еще не знаем? (односоставные предложения).

- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения).

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают, понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются, попробуем сами использовать односоставные предложения. Эти знания нам понадобятся на ЕГЭл в 11 классе.

  1. Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов (слайды № 4-9)

а)         Не спится, няня: здесь так душно! (А.Пушкин)

б)         В небесах торжественно и чудно!

                        Спит земля в сиянье голубом…

                        Что же мне так больно и так трудно?

                        Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Лермонтов)

            в)         Шёпот, робкое дыханье,

                        Трели соловья.

                        Серебро и колыханье

                        Сонного ручья. (А.Фет)

            г)         Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин)

            д)         К кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

            е)         Утро туманное, утро седое,

                        Нивы печальные, снегом покрытые.

                        Нехотя вспомнишь и время былое,

                        Вспомнишь и лица, давно позабытые.

            ж)        Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)

            з)         Еду. Тихо. Слышны звоны

                        Под копытом на снегу,

                        Только серые вороны

                        Расшумелись на лугу? (С.Есенин)

- Односоставные предложения часто встречаются в поэтических текстах.

 

 

  1. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?

Какая ночь!                                                  Люблю классическую музыку.

                                                                       По радио объявили о посадке самолёта

                                                                       Мне не спится.

 

- По какому принципу вы разделили предложения? (распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения)

- Чем выражены главные члены в данных предложениях? («Какая ночь!» - главный член предложения – существительное в именительном падеже)

- В какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее? («Мне не спится»)

- Чем выражен главный член предложения? (Главный член предложения – безличный глагол)

- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее? («Люблю классическую музыку» - глагол, 1 лица, единственного числа; «По радио объявили о посадке самолёта» - глагол, 3 лицо, единственного числа)

Итак, обобщим - односоставные предложения делятся на две группы: (слайд № 10, 11)

1.      Определенно-личные                            2. Назывные

Неопределенно-личные

Безличные

  1. Создание алгоритма.

            Давайте восстановим ход нашего исследования: (слайд № 12)

1)      Выделить грамматическую основу предложения.

2)      Определяем, двусоставное или односоставное.

3)      Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.

4)      Если подлежащее – это назывное предложение.

5)      Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель

6)      Если подразумевается – выяснить: определенно-личное или неопределенно-личное.

7)      Если нет – это безличное.

  1. Выполните тест с самопроверкой. (слайды № 13-17).
  2. Практическое задание - проблемный вопрос. Объясните, почему в предложении перед союзом И необходима запятая? «Подморозило, и воздух стал свежей». (Ответ: чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться определять в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности). (слайд № 18)
  3. Домашнее задание: 1) & 180;

2) Составить рассказ, используя односоставные предложения на тему «Прогулка в лесу»;

3) Упражнение 192. (слайд № 19)

11. Итоги урока (слайд № 20)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Односоставные предложения" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Кулеш С.А..ppt

Скачать материал "Урок русского языка на тему "Односоставные предложения" (8 класс)"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Односоставные предложения. Виды односоставных предложений

    1 слайд

    Односоставные предложения. Виды односоставных предложений

  • Грамматическая зарядкаВ каком ряду во всех словах пишется ь ?

младшая доч…,...

    2 слайд

    Грамматическая зарядка
    В каком ряду во всех словах пишется ь ?

    младшая доч…,
    овощ…ной магазин;

    густая рож…, борщ.. горяч…;

    понёсся вскач…, съеш…те мороженое;

    обжеч… руку, выйти замуж…


    В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

    под..рить, предл…жить,
    ун…верситет;

    м..лчание, насл…ждаться,
    р…птание;

    выб…ру, с…лдат, б…сой;

    м…ссионер, зам…ститель.
    к…саться.

  • Внимательно рассмотрите предложения! По какому принципу вы их поделили?Я умею...

    3 слайд

    Внимательно рассмотрите предложения! По какому принципу вы их поделили?
    Я умею читать книги.
    Люблю классическую музыку.
    По радио объявили о посадке самолёта.
    Мне не спится.
    Какая ночь!

  • Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!( А.А.Фет )

    4 слайд

    Учись у них – у дуба, у берёзы.
    Кругом зима. Жестокая пора!
    ( А.А.Фет )

  • Шёпот, робкое дыханье,
               Трели соловья,
        Серебро и к...

    5 слайд

    Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря.
    И лобзания, и слёзы;
    И заря, заря!..
    ( А.Фет)





    »В нём нет ни одного глагола.
    Каждое выражение – картина.»
    ( Л.Н.Толстой)

  • Вечер. Взморье. 
Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря.
 В берег...

    6 слайд

    Вечер. Взморье.
    Вздохи ветра.
    Величавый возглас волн.
    Близко буря.
    В берег бьётся
    Чуждый чарам чёрный чёлн.
    ( К Бальмонт )






  • Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь тём...

    7 слайд

    Маленький городок.
    Северный городок.
    Выцветшая луна.
    Северная Двина.
    Рябь тёмно-синих вод.
    Музыка. Теплоход.
    Девушка на холме.
    Юноша на корме.
    (К.Ваншенкин)

  • Осень. Сказочный чертог,
  Весь открытый для обзора.
  Просеки лесных дорог...

    8 слайд

    Осень. Сказочный чертог,
    Весь открытый для обзора.
    Просеки лесных дорог,
    Заглядевшихся в озёра.
    Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней , осин
    В позолоте небывалой.
    ( Б.Пастернак )

  • Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща,
Редкий лес на берегу...

    9 слайд

    Глушь да топь, коряги да пеньки.
    Старая берёзовая роща,
    Редкий лес на берегу реки.
    ( Д. Кедрин)

  • По наличию главных членов предложения делятся на:
двусоставныеподлежащее  
и...

    10 слайд

    По наличию главных членов предложения делятся на:



    двусоставные
    подлежащее
    и сказуемое
    односоставные
    Грамматическая
    основа
    подлежащее
    сказуемое
    или

  • Односоставные предложения с главным членом сказуемымОпределённо-личные
1-е, 2...

    11 слайд

    Односоставные предложения с главным членом сказуемым
    Определённо-личные

    1-е, 2-е л.
    ед. ч., мн. ч.

    Неопределённо-личные
    3-е л. мн. ч.
    или форма
    прош. вр.

    3-е л ед. ч. наст.,
    буд. вр.
    или ср. р.
    прош. вр.

    безличные
    Какие из этих предложений могут иметь значение
    обобщённого лица ?

  • АлгоритмВыделить грамматическую основу предложения.
Определяем, двусоставное...

    12 слайд

    Алгоритм
    Выделить грамматическую основу предложения.
    Определяем, двусоставное или односоставное предложение.
    Если предложение односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.
    Если главный член предложения является подлежащим, то это назывное предложение.
    Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель.
    Если деятель подразумевается, нужно выяснить: определенно или неопределенно-личное предложение.
    Если нет – это безличное предложение.

  • На сколько групп делятся односоставные предложения?а) 10
б) 2
в) 3
г) 4

    13 слайд

    На сколько групп делятся односоставные предложения?
    а) 10
    б) 2
    в) 3
    г) 4

  • Какое предложение не является односоставным?а) На морозном воздухе было трудн...

    14 слайд

    Какое предложение не является односоставным?
    а) На морозном воздухе было трудно дышать.
    б) На востоке синело.
    в) Дело словом не заменишь.
    г) Свод неба был тих и чист.

  • Укажите односоставное предложениеа) Наступил вечер.
б) Вечереет.
в) Вечером м...

    15 слайд

    Укажите односоставное предложение
    а) Наступил вечер.
    б) Вечереет.
    в) Вечером мы пойдем в кино.
    г) Как хороши в России летом вечера!

  • Найдите назывные предложенияа) Светало.
б) Утро.
в) Наступило зимнее холодное...

    16 слайд

    Найдите назывные предложения
    а) Светало.
    б) Утро.
    в) Наступило зимнее холодное утро.
    г) В дверь постучали.

  • Укажите определенно-личные предложенияа) Утренний сон сладок.
б) Не забуду эт...

    17 слайд

    Укажите определенно-личные предложения
    а) Утренний сон сладок.
    б) Не забуду этой встречи.
    в) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
    г) Я люблю Балтийское море.

  • Проблемный вопрос
Подморозило, и воздух стал свежее.

- Почему в предложении...

    18 слайд

    Проблемный вопрос

    Подморозило, и воздух стал свежее.

    - Почему в предложении перед союзом И необходима запятая?

    Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться определять в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.


  • Домашнее заданиеПараграф 180. Теория.       

Составить рассказ, используя од...

    19 слайд

    Домашнее задание
    Параграф 180. Теория.

    Составить рассказ, используя односоставные предложения на тему «Прогулка в лесу»

  • Спасибо за работу!

    20 слайд

    Спасибо за работу!

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления. 

Задачи  занятия:

Образовательные – формирование умений различать  односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные – развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 136 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2439
  • 356
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 678
    • RAR 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кулеш Светлана Анисимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кулеш Светлана Анисимовна
    Кулеш Светлана Анисимовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 48463
    • Всего материалов: 35

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 26 регионов