Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка на тему "Односоставные предложения как структурно-семантичексий тип простых предложений" (8 класс)

Урок русского языка на тему "Односоставные предложения как структурно-семантичексий тип простых предложений" (8 класс)

Скачать материал

Урок русского языка

"Односоставные предложения (обобщение)".

8-й класс

Цели урока:

·                     Создание условий для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике;

·                     обобщение и систематизация знаний по теме “Односоставные предложения”;

·                     развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;

·                     обеспечение у школьников развития монологической и диалогической речи, создание содержательных и организационных условий для развития умения анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст);

·                     развитие навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

·                     воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дифференцированные цветные карточки, схема “Типы односоставных предложений”, компьютеры, тетради, презентация “Односоставные предложения”, лист учёта ответов и оценок учащихся, контрольный тест (тренажёр).

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Вступительное слово учителя:

В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!

2. Психологический настрой на работу

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам А.Эйнштейна: “Открытия  совершаются  тогда,  когда  все  думают,  что  этого  быть  не может, а  один человек  этого не знает”. Попробуем быть незнайками, чтобы   стать гениями. Но помним, что в  науке решает  99%    пота и  только 1% таланта. Потрудимся! Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, “Классная работа”.

Создание проблемной ситуации.

– Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

Каждому учащемуся выдаётся лист учёта ответов и оценок

Лист учёта ответов и оценок учащихся

Фамилия учащегося

Лингвистическая разминка

Анализ текста

Знание теории

тест

Практическая работа

Общая оценка

Худи Владимир

4

4

4

5

5

4

 Ядне Сергей

4

5

5

5

4

4

II. Лингвистическая разминка.

Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.

Карточка №1

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!

Карточка №2

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.

Карточка №3

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

(Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)

1-й ученик производит синтаксический разбор предложения:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Графическая схема предложения.

2-й ученик производит морфологический разбор слова:

Завесила

3-й ученик производит морфемный разбор слова:

Тропинку

III. Повторение теоретического материала

 Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям. (Приложение 1)

– Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?

– Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…

(Ответ: Это высказывание об определенно-личных предложениях. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений).

– К нам пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос. (Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт).

– Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное. Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский?

(Ответ: А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях. Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым– глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.)

Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях: “Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений”.

(Ответ: Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.)

– Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко мысль автора. Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

(Ответ: С помощью назывных предложений. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.)

– Давайте снова обратимся к стихотворному тексту и назовем типы предложений,   которые встречаются в нём.

IV. Практическая работа

1). Графический диктант.

1. Еду, еду в чистом поле. (А. С. Пушкин).

ОЛП.

2. Аптека. Улица. Фонарь. (А. Блок).

НП

3. Победим. И вернёмся. И радость вернём (А. Сурков).

ОЛП.

4. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. (Пословица).

ОЛП.

5. В воскресенье и то с делами прибегают. (В. Кетлинская).

НЛП

6. С моря веет свежестью. (М Горький).

БЛП

2) В этой таблице “перепутались” данные, верните все на свои места.

Безличное предложение

Главный член  – сказуемое

Весна!

Определенно-личное предложение

Главный член – подлежащее

Неопределенно-личное предложение

Главный член – сказуемое

Светает

Назывное предложение

Главный член – сказуемое

3) Самостоятельная работа

I. Проанализируйте стихотворение И.А. Бунина   “Едем бором, черными лесами”.

1) Едем бором, черными лесами.
2) Вот гора, песчаный спуск в долину.
3) Вечереет.
4) На горе над нами
Лес щетинит  новую вершину.
5) И темным – темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
6) И враждебен мой ямщик молчащий.
7) И надежда в сердце лишь на бога.

План анализа текста.

1.            Определите главные члены предложений.   Укажите, чем они выражены.

2.            Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких нет?

3.            Запишите номер односоставного предложения и его тип.

4.            Выпишите по одному словосочетанию с различными видами связи.

V. Тест. (Приложение 2)

VI. Рефлексия.

– Как  вы  думаете, для  чего   нужны  знания,  полученные  на  этом   уроке, и  где  они  будут   применяться?

– Было  ли  трудно  вам   оценить   себя, свои  знания?

– Если  было  трудно/ не трудно — почему?

– Какие  у  вас  оценки, результаты?

– Если  хорошие – мои  поздравления.

– Если  допущены  ошибки – что  нужно   сделать, чтобы их  исправить?

Что  нужно  доработать?

– Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

VII. Дифференцированное домашнее задание.

С использованием односоставных предложений разных видов на тему “Скоро Новый год!”:

1 группе – написать сочинение-миниатюру;

2 группе – самостоятельно составить 5 односоставных предложений;

3 группе – по индивидуальным карточкам из данных слов составить 5 односоставных предложений.

VIII. Подведение итогов.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Односоставные предложения как структурно-семантичексий тип простых предложений" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка "Односоставные предложения (обобщение)". 8-й класс

Цели урока:

·                     Создание условий для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике;

·                     обобщение и систематизация знаний по теме “Односоставные предложения”;

·                     развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;

·                     обеспечение у школьников развития монологической и диалогической речи, создание содержательных и организационных условий для развития умения анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст);

·                     развитие навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

·                     воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дифференцированные цветные карточки, схема “Типы односоставных предложений”, компьютеры, тетради, презентация “Односоставные предложения”, лист учёта ответов и оценок учащихся, контрольный тест (тренажёр).

Ход урока I. Оргмомент.

1. Вступительное слово учителя:

В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!

2. Психологический настрой на работу

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам А.Эйнштейна: “Открытия  совершаются  тогда,  когда  все  думают,  что  этого  быть  не может, а  один человек  этого не знает”. Попробуем быть незнайками, чтобы   стать гениями. Но помним, что в  науке решает  99%    пота и  только 1% таланта. Потрудимся! Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, “Классная работа”.

Создание проблемной ситуации.

– Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

Каждому учащемуся выдаётся лист учёта ответов и оценок

Лист учёта ответов и оценок учащихся

Фамилия учащегося

Лингвистическая разминка

Анализ текста

Знание теории

тест

Практическая работа

Общая оценка

Худи Владимир

4

4

4

5

5

4

 Ядне Сергей

4

5

5

5

4

4

II. Лингвистическая разминка.

Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.

Карточка №1

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!

Карточка №2

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.

Карточка №3

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

(Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)

1-й ученик производит синтаксический разбор предложения:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Графическая схема предложения.

2-й ученик производит морфологический разбор слова:

Завесила

3-й ученик производит морфемный разбор слова:

Тропинку

III. Повторение теоретического материала

 Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям. (Приложение 1)

– Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?

– Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…

(Ответ: Это высказывание об определенно-личных предложениях. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений).

– К нам пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос. (Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт).

– Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное. Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский?

(Ответ: А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях. Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым– глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.)

Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях: “Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений”.

(Ответ: Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.)

– Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко мысль автора. Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

(Ответ: С помощью назывных предложений. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.)

– Давайте снова обратимся к стихотворному тексту и назовем типы предложений,   которые встречаются в нём.

IV. Практическая работа

1). Графический диктант.

1. Еду, еду в чистом поле. (А. С. Пушкин).

ОЛП.

2. Аптека. Улица. Фонарь. (А. Блок).

НП

3. Победим. И вернёмся. И радость вернём (А. Сурков).

ОЛП.

4. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. (Пословица).

ОЛП.

5. В воскресенье и то с делами прибегают. (В. Кетлинская).

НЛП

6. С моря веет свежестью. (М Горький).

БЛП

2) В этой таблице “перепутались” данные, верните все на свои места.

Безличное предложение

Главный член  – сказуемое

Весна!

Определенно-личное предложение

Главный член – подлежащее

Неопределенно-личное предложение

Главный член – сказуемое

Светает

Назывное предложение

Главный член – сказуемое

3) Самостоятельная работа

I. Проанализируйте стихотворение И.А. Бунина   “Едем бором, черными лесами”.

1) Едем бором, черными лесами.
2) Вот гора, песчаный спуск в долину.
3) Вечереет.
4) На горе над нами
Лес щетинит  новую вершину.
5) И темным – темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
6) И враждебен мой ямщик молчащий.
7) И надежда в сердце лишь на бога.

План анализа текста.

1.                  Определите главные члены предложений.   Укажите, чем они выражены.

2.                  Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких нет?

3.                  Запишите номер односоставного предложения и его тип.

4.                  Выпишите по одному словосочетанию с различными видами связи.

V. Тест. (Приложение 2) VI. Рефлексия.

– Как  вы  думаете, для  чего   нужны  знания,  полученные  на  этом   уроке, и  где  они  будут   применяться?

– Было  ли  трудно  вам   оценить   себя, свои  знания?

– Если  было  трудно/ не трудно — почему?

– Какие  у  вас  оценки, результаты?

– Если  хорошие – мои  поздравления.

– Если  допущены  ошибки – что  нужно   сделать, чтобы их  исправить?

Что  нужно  доработать?

– Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

VII. Дифференцированное домашнее задание.

С использованием односоставных предложений разных видов на тему “Скоро Новый год!”:

1 группе – написать сочинение-миниатюру;

2 группе – самостоятельно составить 5 односоставных предложений;

3 группе – по индивидуальным карточкам из данных слов составить 5 односоставных предложений.

VIII. Подведение итогов.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 033 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложное предложение" (4 Класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 133. Сложное предложение
  • 05.10.2020
  • 988
  • 30
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 516
    • DOCX 62 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юсупова Зира Кадыровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юсупова Зира Кадыровна
    Юсупова Зира Кадыровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14852
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе