Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я" (5 класс)

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35





Урок русского языка в 5 классе на тему: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»



hello_html_m7936db50.gif



Самохвалова А.Ю., учитель русского языка и литературы













Таганрог. 2011

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с двойной ролью букв Е,Ё,Ю,Я;

  • доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука.

Развивающая:

  • сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

  • продолжить формировать навык транскрибирования.

Воспитательная:

  • в процессе обучения воспитывать у учащихся любовь и интерес к русскому языку;

  • в процессе обучения воспитывать у учащихся активность и самостоятельность.

Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • презентация,

  • сигнальные карточки красного и зеленого цветов

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу «Доброе утро!»

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!



  1. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

  • Сегодня мы продолжаем работать над темой «Фонетика».

  • Давайте вспомним, что изучает фонетика (от греческого phone – «звук», «звучание». Звуковой строй языка)

  • На какие 2 группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

  • На прошлом уроке мы говорили о гласных буквах и звуках. Какие гласные буквы существуют в русском алфавите? (а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я)

  • Какие из них заслуживают особого внимания? (е,ё,ю,я)

  • Почему? (могут обозначать 1 или 2 звука)

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о буквах- актерах Е,Ё,Ю,Я.

hello_html_63a1409d.gif

Наша с вами задача в процессе урока

  • знать: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать один или два звука,

  • уметь: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

  1. Объяснение нового материала.

hello_html_72788638.gif

На доске:

  • Днём д[н ,о]м

  • Рядом [р , а]дом

  • Люди [л , у ]ди

  • Лес [л , э]с



Учитель: -Где стоят буквы е, ё, ю, я в этих словах. (После согласных).

- Сколько и какие звуки они обозначают ?

- После каких согласных звуков они стоят? ( После мягких).

hello_html_153a29ba.gif

Первая роль букв Е, Ё, Ю, Я. Смягчение предшествующего согласного.

На доске:

  • Ёлка [j , о]лка

  • Ель [j , э]ль

  • Яма [j, а]ма

  • Юла [j , у]ла

hello_html_m4893ff51.gif

Учитель: - Сколько и какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я ?

Вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я. Могут обозначать сразу два звука

hello_html_me0807a.gif



  1. Постановка проблемного вопроса

Буквы Е, Ё, Ю, Я

  • смягчают предыдущий согласный,

  • обозначают два звука.

Но как распознать их роли?

hello_html_5d1dda1c.gif

Посмотри на слова и сделай вывод

  • Ёлка

  • Ель

  • Яма

  • Юла



  • Уют

  • Поехал

  • Заявка

  • Подъём

  • Вьюн

  • Въезд









Учитель: - Где стоят в этих словах буквы е, ё, ю, я ? (В начале слова, после ь, после гласных).

- Сколько и какие звуки они обозначают?



Учитель:- Из наблюдений над данными словами делаем вывод: буквы е, ё, ю,я обозначают два звука, если они стоят :

1) в начале слова;

2) после гласных;

3) после разделительных ъ,ь



  1. Здоровьесберегающая пауза.

hello_html_79a58108.gif

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно.

А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.



  1. Работа над проектом ( в группах)

А теперь перейдем к самой сложной и интересной части нашего урока. Мы с вами выяснили, когда буквы –актеры Е,Ё,Ю,Я обозначают 1 звук, а когда 2. И сейчас вы в группах попробуете составить опорные схемы-самоинструкции для нашего правила.

(Работа над самоинструкциями)

Возможные проекты

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\еёюя\img2.jpg



C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\еёюя\img1.jpg



  1. Закрепление материала.



  • Какую тему мы сегодня изучали?

  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая- один звук Красная- два звука

Метель, лес, ёлка, юла, каюта, люк, съёмка, день, ярко, подъезд.



  1. Рефлексия.

Ученики заполняют карту:

  • Я знаю, что буквы Е, Ё,Ю,Я могутобозначать1 или2 звука.

  • Я знаю, когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один или два звука.

  • Я умею называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.



  1. Домашнее задание

§ 33, задание 163



Урок русского языка на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я" (5 класс)
Скачать материал
  • Русский язык и литература
Описание:

 Двойная роль  букв Е, Ё, Ю, Я

Цели урока:

Образовательная:

·        познакомить учащихся с двойной ролью букв Е,Ё,Ю,Я;

·        доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука.

Развивающая:

·        сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

·        продолжить формировать навык транскрибирования.

Воспитательная:

·        в процессе обучения воспитывать у учащихся любовь и интерес к русскому языку;

·        в процессе обучения воспитывать у учащихся активность и самостоятельность.

Оборудование:

·        компьютер,

·        проектор,

·        презентация,

 

·        сигнальные карточки красного и зеленого цветов



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Самохвалова Александра Юрьевнвна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 917
Номер материала 9183
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓