Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35
Урок русского языка в 5 классе на тему: «Двойная роль букв
Е, Ё, Ю, Я»
Самохвалова
А.Ю., учитель
русского языка и литературы
Таганрог.
2011
Двойная
роль букв Е, Ё, Ю, Я
Цели урока:
Образовательная:
·
познакомить учащихся с двойной ролью букв
Е,Ё,Ю,Я;
·
доказать, что в некоторых позициях эти
буквы обозначают два звука.
Развивающая:
·
сформировать навык различения звукового
значения этих букв в разных фонетических позициях;
·
продолжить формировать навык
транскрибирования.
Воспитательная:
·
в процессе обучения воспитывать у учащихся
любовь и интерес к русскому языку;
·
в процессе обучения воспитывать у учащихся
активность и самостоятельность.
Оборудование:
·
компьютер,
·
проектор,
·
презентация,
·
сигнальные карточки
красного и зеленого цветов
Ход
урока:
1. Оргмомент.
Ребята,
представьте, что мы с вами снежинки.
Вот пошел сильный
снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.
Сначала опустились
маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели
мальчики).
Все снежинки
оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.
Но с восходом
зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру,
улыбнулись солнышку и сказали друг другу «Доброе утро!»
Я рада вновь
видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем
радость общения друг с другом.
Мне очень хочется,
чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов
вам и удач!
2. Актуализация
знаний. Сообщение темы урока.
·
Сегодня мы продолжаем работать над темой
«Фонетика».
·
Давайте вспомним, что изучает фонетика (от
греческого phone – «звук», «звучание». Звуковой строй языка)
·
На какие 2 группы делятся звуки речи?
(гласные и согласные)
·
На прошлом уроке мы говорили о гласных
буквах и звуках. Какие гласные буквы существуют в русском алфавите? (а, о, у,
и, ы, э, е, ё, ю, я)
·
Какие из них заслуживают особого внимания?
(е,ё,ю,я)
·
Почему? (могут обозначать 1 или 2 звука)
Сегодня на уроке мы
с вами поговорим о буквах- актерах Е,Ё,Ю,Я.
Наша с вами задача
в процессе урока
·
знать: буквы Е,Ё,Ю,Я
могут обозначать один или два звука,
·
уметь:
называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.
3. Объяснение
нового материала.
На
доске:
•
Днём д[н
,о]м
•
Рядом [р , а]дом
•
Люди [л
, у ]ди
•
Лес [л
, э]с
Учитель:
-Где стоят буквы е, ё, ю, я в этих словах. (После согласных).
- Сколько и какие звуки они обозначают ?
- После каких согласных звуков они стоят? ( После мягких).
Первая
роль букв Е, Ё, Ю, Я. Смягчение предшествующего согласного.
На
доске:
·
Ёлка [j , о]лка
·
Ель [j , э]ль
·
Яма [j, а]ма
·
Юла [j , у]ла
Учитель:
-
Сколько и какие звуки обозначают буквы
е, ё, ю, я ?
Вторая
роль букв Е, Ё, Ю, Я. Могут
обозначать сразу два звука
4. Постановка
проблемного вопроса
Буквы Е, Ё, Ю, Я
ü смягчают
предыдущий согласный,
ü обозначают
два звука.
Но
как распознать их роли?
Посмотри
на слова и сделай вывод
Учитель:
- Где стоят в этих словах буквы е, ё, ю, я ? (В начале
слова, после ь, после гласных).
- Сколько и какие звуки они обозначают?
Учитель:- Из наблюдений над данными словами
делаем вывод: буквы е, ё, ю,я обозначают два звука, если они стоят :
1) в начале
слова;
2) после
гласных;
3) после
разделительных ъ,ь
5. Здоровьесберегающая
пауза.
Сядьте ровно,
выпрямите спину, расправьте плечи.
Любопытная
Варвара
Смотрит
влево, смотрит вправо…
А
потом опять вперед –
Тут
немного отдохнет.
Теперь
Варвара смотрит вверх!
Выше
всех, все дальше вверх!
Возвращается
обратно –
Расслабление
приятно.
Шея
не напряжена, а расслаблена.
А
теперь посмотрим вниз –
Мышцы
шеи напряглись!
Возвращаемся
обратно –
Расслабление
приятно.
А сейчас резко
зажмурьте глаза и резко их откройте.
6. Работа
над проектом ( в группах)
А теперь перейдем
к самой сложной и интересной части нашего урока. Мы с вами выяснили, когда
буквы –актеры Е,Ё,Ю,Я обозначают 1 звук, а когда 2. И сейчас вы в группах
попробуете составить опорные схемы-самоинструкции для нашего правила.
(Работа над самоинструкциями)
Возможные проекты
7. Закрепление
материала.
ü Какую
тему мы сегодня изучали?
ü Когда
буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
ü Когда
буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?
Работа
с сигнальными карточками.
Зеленая- один звук Красная- два звука
Метель, лес, ёлка, юла, каюта, люк, съёмка, день, ярко, подъезд.
8. Рефлексия.
Ученики
заполняют карту:
ü Я
знаю, что буквы Е, Ё,Ю,Я могутобозначать1 или2 звука.
ü Я
знаю, когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один или два звука.
ü Я
умею называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.
9. Домашнее
задание
§ 33, задание 163
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.