Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я" (5 класс)

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35

 

 

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Двойная роль  букв Е, Ё, Ю, Я»

 

 

Самохвалова А.Ю.,                                                                                                  учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог. 2011

Двойная роль  букв Е, Ё, Ю, Я

Цели урока:

Образовательная:

·        познакомить учащихся с двойной ролью букв Е,Ё,Ю,Я;

·        доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука.

Развивающая:

·        сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

·        продолжить формировать навык транскрибирования.

Воспитательная:

·        в процессе обучения воспитывать у учащихся любовь и интерес к русскому языку;

·        в процессе обучения воспитывать у учащихся активность и самостоятельность.

Оборудование:

·        компьютер,

·        проектор,

·        презентация,

·        сигнальные карточки красного и зеленого цветов

Ход урока:

1.     Оргмомент.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу «Доброе утро!»

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

 

2.     Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

·        Сегодня мы продолжаем работать над темой «Фонетика».

·        Давайте вспомним, что изучает фонетика (от греческого phone – «звук», «звучание». Звуковой строй языка)

·        На какие 2 группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

·        На прошлом уроке мы говорили о гласных буквах и звуках. Какие гласные буквы существуют в русском алфавите?  (а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я)

·        Какие из них заслуживают особого внимания? (е,ё,ю,я)

·        Почему? (могут обозначать 1 или 2 звука)

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о буквах- актерах Е,Ё,Ю,Я.

Наша с вами задача в процессе урока

·        знать: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать один или два звука,

·        уметь: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

3.     Объяснение нового материала.

На доске:

      Днём     д[н ,о]м

      Рядом  [р , а]дом

      Люди    [л , у ]ди

      Лес     [л , э]с

 

   Учитель: -Где стоят буквы е, ё, ю, я в этих словах. (После согласных).

                   - Сколько и какие звуки они обозначают ?

                   - После каких согласных звуков они стоят? ( После мягких).

Первая роль букв Е, Ё, Ю, Я.  Смягчение предшествующего  согласного.

На доске:

·        Ёлка  [j , о]лка

·        Ель  [j , э]ль

·        Яма [j, а]ма

·        Юла  [j , у]ла

Учитель:   - Сколько и какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я ?

Вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я. Могут  обозначать сразу два звука

 

4.     Постановка проблемного вопроса

Буквы  Е, Ё, Ю, Я

ü смягчают предыдущий согласный,

ü обозначают два звука.

Но как распознать их роли?

 Посмотри на слова и сделай вывод


ü Ёлка

ü Ель

ü Яма

ü Юла

 

ü Уют

ü  Поехал

ü Заявка

ü Подъём

ü Вьюн

ü Въезд

 


 

 

Учитель: - Где стоят в этих словах буквы е, ё, ю, я ? (В начале слова, после ь, после гласных).

                  - Сколько и какие  звуки они обозначают?

 

     Учитель:- Из наблюдений над данными словами  делаем  вывод:  буквы е, ё, ю,я  обозначают два звука, если они стоят :

    1) в начале слова;

    2) после гласных;

    3) после разделительных ъ,ь

 

5.     Здоровьесберегающая пауза.

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно.

А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.

 

6.     Работа над проектом  ( в группах)

А теперь перейдем к самой сложной и интересной части нашего урока. Мы с вами выяснили, когда буквы –актеры Е,Ё,Ю,Я обозначают 1 звук, а когда 2. И сейчас вы в группах попробуете составить опорные схемы-самоинструкции для нашего правила.

(Работа над самоинструкциями)

Возможные проекты

 

 

7.     Закрепление материала.

 

ü Какую тему мы сегодня изучали?

ü  Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

ü  Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

Работа с сигнальными карточками.

        Зеленая- один звук                                Красная- два звука

    Метель, лес, ёлка, юла, каюта, люк, съёмка, день, ярко, подъезд.

 

8.     Рефлексия.

Ученики заполняют карту:

ü Я знаю, что буквы Е, Ё,Ю,Я могутобозначать1 или2 звука.

ü Я  знаю, когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один или два звука.

ü Я умею называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

 

9.     Домашнее задание

§ 33, задание 163

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Двойная роль  букв Е, Ё, Ю, Я

Цели урока:

Образовательная:

·        познакомить учащихся с двойной ролью букв Е,Ё,Ю,Я;

·        доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука.

Развивающая:

·        сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

·        продолжить формировать навык транскрибирования.

Воспитательная:

·        в процессе обучения воспитывать у учащихся любовь и интерес к русскому языку;

·        в процессе обучения воспитывать у учащихся активность и самостоятельность.

Оборудование:

·        компьютер,

·        проектор,

·        презентация,

 

·        сигнальные карточки красного и зеленого цветов

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 878 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 399
    • DOCX 6.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шадова Александра Юрьевнвна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шадова Александра Юрьевнвна
    Шадова Александра Юрьевнвна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 11909
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 313 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе