Ход урока
1.
Орг. момент. Настрой учащихся на урок.
- Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места,
всё ли готово к уроку? Садитесь.
2.
Повторение. Орфографическая разминка.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее
число, классная работа.
- Начнём урок с небольшой разминки и
выполним буквенный диктант на повторение темы «Буквы е-и в корнях с
чередованием». Кто напомнит нам правило?
- Пока все будут выполнять буквенный
диктант, двое из вас выполнят задание на карточках.
Буквенный
диктант:
1. Блистать, блестеть, блеснуть;
1. И, Е, Е
2. Оттереть, отпереть, отдираю;
2. Е, Е, И
3. Натереть, набирать, настилает;
3. Е, И, И
4. Вытирать, вытереть, выпирать; 4.
И, Е, И
5. Замереть, замирать, застилает;
5. Е, И, И
6. Поджигать, постелить, протирать; 6.
И, Е, И
7. Растереть, расстелить, расстилать; 7.
Е, Е, И
8. Собираешься, соберу, сдираю;
8. И, Е, И
9. Постелить, приберу, застелить; 9.
Е, Е, Е
10. Удирать, запирать,
запереть. 10. И, И, Е
Работа
с доской.
- Теперь посмотрите на доску. Что
записано на доске? (Слова, глаголы).
- Запишите эти слова себе в тетради.
- В какой форме употреблены глаголы? (В
неопределённой форме).
- Что можете сказать о неопределённой форме глагола? (Глаголы в
неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать? или что сделать? Это
начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни
рода. Но по неопределённой форме мы можем указать вид и спряжение глагола.
Неопределённая форма глагола имеет окончание –ть, -ти и нулевое окончание в
глаголах на –чь).
- Образуйте от
данных глаголов форму 1 лица ед. ч. наст. вр. (Один ученик у доски).
- Все ли глаголы
образуют форму настоящего времени? (Глаголы совершенного вида не имеют формы
настоящего времени).
Увлекать – увлекаю
стеречь – стерегу
пилить – пилю
стремиться – стремлюсь
распилить –
подсказать
– Данные глаголы совершенного вида, они не имеют формы настоящего
времени.
- Что мы с вами
повторили? (Неопределённую форму глагола, время глагола, вид).
- Ещё раз скажем
сколько временных форм имеют глаголы несовершенного и совершенного вида?
(Глаголы несовершенного вида имеют формы прошедшего, настоящего и будущего
времени, а глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего
времени. Примеры: читал, читаю, буду читать; прочитал, прочитаю).
3. Работа по теме урока.
- На предыдущих уроках мы с
вами уже рассмотрели, как образуется прошедшее и настоящее время глагола.
Сегодня на уроке мы поговорим о будущем времени глагола.
Работа с учебником. Анализ материала для наблюдений —
стр. 264.
- Откройте учебники на странице 264,
параграф 118. Прочитаем вопросы под звёздочкой.
—
Что ты будешь делать, когда вырастешь?
—
Я буду строить новые дома.
—
А я буду путешествовать.
—
А я изобрету новые компьютеры.
- А
как бы вы ответили на этот вопрос? Определите время выделенных глаголов
(устно).
-
Рассмотрите таблицу. Скажите, как образуется будущее время.
Совершенный вид
Что сделаю (сделаешь и т.д.)?
|
Несовершенный вид
Что буду делать (будешь делать и т.д.)?
|
построю
полетишь
откроет
|
буду
строить
буду
летать
будет
открывать
|
Будущее простое время
|
Будущее
сложное время
|
-
Обратите внимание, что будущее сложное время состоит из двух слов:
вспомогательного глагола и глагола в неопределённой форме.
- Прочитаем теоретический материал, данный в учебнике
под вертикальной чертой.
Будущее время имеет две формы: простую и
сложную.
От глаголов совершенного вида образуется
будущее простое (построю), от глаголов несовершенного вида — будущее сложное (буду
строить).
- Запишем данный теоретический материал себе в тетради в виде
таблицы.
Будущее время
|
Простое
|
Сложное
|
Н. вид
|
|
буду
писать
|
С. Вид
|
напишу
|
|
Упр. 670 (устно).
- Потренируемся в нахождении глаголов в форме будущего простого и
будущего сложного времени, выполнив упражнение 670. Прочитайте задание.
670. Разбейте текст на три абзацные части.
Найдите в тексте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Укажите глаголы форме
будущего простого и будущего сложного времени.
Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а
для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная пословица
гласит: «Кто рано встал, тот не потерял». Если вы по утрам, каждый день,
будете сидеть тихо, без резких3 движений где-нибудь в саду или в
огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко.
Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом
всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время
скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на
будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу.
(А. И. Куприн.)
-
Где будет начинаться каждая часть? Почему? (Каждый абзац содержит микротему).
-
Какую пословицу встретили в тексте? («Кто рано встал, тот не потерял»). Как
вы понимаете её смысл?
- Выпишем в тетради
глаголы в будущем времени, заполнив таблицу. (Один ученик у доски).
Будущее
простое время
|
Будущее сложное время.
|
Привыкнут,
добьётесь
возобновит,
заключит.
|
Будете сидеть,
будут подходить,
будет брать,
будет садиться.
|
Упр. 671.
- Выполним упражнение 671.
Запишем глаголы по образцу.
1. Растить,
вырастить – буду растить, выращу; чувствовать, почувствовать – буду
чувствовать, почувствую;
2. увлечься,
увлекаться – увлекусь, буду увлекаться; лечить, вылечить – буду лечить, вылечу; послать, посылать – пошлю,
буду посылать.
По-слать
[п] –
согл., глух.,тв.
[а] –
гласн., безуд.
[с] – согл.,
глух.,тв.
[л] – согл.,
сонорн., тв.
[а] –
гласи., уд.
[т'] –
согл., глух., мягк.
7 б., 6 зв.
4. Закрепление изученного материала.
- А сейчас, чтобы закрепить изученный материал,
выполним небольшое задание в виде теста. У вас на столах лежат листы с
вопросами и вариантами ответов. Подпишите свои листочки. Ваша задача внимательно
прочитать вопросы, среди вариантов ответов выбрать правильный и обвести его в
кружочек цветной ручкой.
Тестирование по вариантам с дальнейшей
взаимопроверкой.
5.
Итог урока. Выставление отметок.
- Подведём итог нашего урока. О чём говорили на уроке?
- Сколько форм имеет будущее время?
- Как образуется будущее простое и будущее сложное время?
6.
Домашнее задание. Параграф 118, учить определение, упр. 673.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.