Инфоурок Литература КонспектыУрок русского языка на тему "Лексическое значение слова" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Лексическое значение слова" (5 класс)

Скачать материал

Урок русского языка                                                                          5 класс

Тема: Лексическое значение слова.

 

 

Цели: 
познакомить учащихся с понятием "лексика" и "лексическое значение слова", выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки.

Задачи: научить составлять словарную статью, вырабатывать умение узнавать слово по его лексическому значению, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к природе, развивать творческие способности ребят.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» Л.М.Рыбченкова, словари, карточки со словами.

 

Ход урока

 

І. Организация класса.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка д/з.

 

2. Лингвистическая игра «Закончить предложение»

     1) Орфография изучает…

А) звуки и буквы

Б) правила произношение слов

В) правила написание слов

     2) Морфема – это…

А) словосочетание

Б) часть слова

В) слог

     3) Наша речь состоит из…

А) слов

Б) сочетания звуков

В) сочетания букв

     4) Лексикология изучает…

А) звуковой состав языка

Б) словарный состав языка

В) правильность произношения слов

 

3. Игра «Четвертое лишнее»

Задание: зачеркнуть в каждом ряду сочетание букв, которое не является словом

 

Медь, год, чор, дом

Соль, дело, хлеб, хок

Марв, туча, снег, дым

Конь, рог, гир, пир

 

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

IV. Восприятие и усвоение учащимися учебного материала.

1.    Вступительное слово учителя.

- Впервые слово к нам приходит с маминой колыбельной песней, маминой сказкой. И мы начинаем произносить первые слова: мама, папа, баба, дед.

   А потом наши знания расширяются. Мы узнаем все больше и больше новых слов, очень созвучных и красивых слов: цветы, сказка, песня, хлеб, вода, Родина. И с каждым словом мир становится все больше и больше. Мы познаем его с помощью слов.

   Слова могут называть лица, предметы, явления, признаки, действия и т.д.

Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение.

- Что же такое лексическое значение слова?

- Почему слово стол обозначает один и тот же предмет и в нашем классе, и в соседнем, и в столовой, и у вас дома? Ведь все они разные: большие и маленькие, круглые и квадратные, стеклянные и деревянные, с тумбочками и без.

-Что же общее и главное у всех столов? (Ответы детей)

- Это предмет мебели, который состоит из большой доски и ножек.

- Значит, именно общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова. И для того, чтобы определить лексическое значение слова, необходимо выявить общие и главные признаки предмета.

Лексическое значение слова раскрывается в толковом словаре (Продемонстрировать учащимся виды толковых словарей).

- Кроме лексического, слово имеет ещё и грамматическое значение.

Прочитайте предложение на доске и скажите, правильно ли записано лексическое значение слова?

Стол – предмет мебели мужского рода в виде широкой горизонтальной доски предложного падежа единственного числа на ножках

Задание: разграничить лексическое и грамматическое значение слова.

 

 

ЛЗ                                 СТОЛ                                    ГЗ

 

2.    «Мозговой штурм»

- А сейчас вы сами попробуете определить лексическое значение слова лес. А помогут нам в этом  Даша и Дима.

Диалог

- Без чего нет леса?

- Конечно же, без деревьев.

- Воле нашего дома растет три дерева, это лес?

- Нет, нужно много деревьев.

- На лесопилке много спиленных…

- В лесу должны быть живые.

- Где растут деревья?

- На земле.

 

- Так что же такое лес?   (Ответы детей)

- А теперь сравните свои ответы с толковым словарем.

 

3.    Работа в тетрадях.

 Упр. 125 (сам-но), 127 ( у доски)

V. Физкультминутка

4.    Проблемный вопрос

- Как вы думаете, есть ли разница в значении слов купаться и мыться?

- Купаться – значит «погружаться в воду, плавать».

Слово мыться обозначает «освобождаться от грязи с помощью воды и мыла». Моются в ванной, под душем , в бане. Слово «купаться» в этих словосочетаниях  употреблять нельзя.

 

- Употребление слов в несвойственном им значении, употребление лишних или похожих слов, считается речевой ошибкой и обозначается буквой Р.

 

5.    Работа с учебником

 Упр. 128 (устно).

 

VI. Закрепление материала.

Игра «Найди слово». Класс делится на 3 команды. На доске карточки со словами, которые постепенно убираются. Когда останется 1 карточка, детям предлагается самим определить лексическое значение слова.

- Я буду зачитывать вам лексические значения слов, а вы должны сказать к какому слову оно относится. Победит команда, которая даст больше правильных ответов.

Антибиотик – органическое вещество, которое угнетает или убивает разные виды микробов.

Аттестат – документ об окончании учебного заведения.

Героизм – способность к совершению подвига.

Гербера – многолетнее растение с разноцветными цветами, похожими на ромашки.

Грипп – острое инфекционное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем.

Диск – предмет, который имеет вид плоского круга.

Врач – человек, который лечит больных.

Гололед – тонкий шар льда на поверхности земли.

Дерево – растение с твердым стволом и ветвями, образующими крону.

 

VII. Итог урока.

- Что такое лексическое значение слова?

- Какие ошибки считаются речевыми?

- Что поможет нам правильно определить лексическое значение слова?

 

VIII. Домашнее задание.

Параграф 17.   Упр. 126 (устно), 130 (письменно).

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Лексическое значение слова" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. В.Ключевский Современный урок русского языка по своим целям, образовательному содержанию, структуре, которая характеризуется гармоничным соединением лингвистической, коммуникативной, культурологической и деятельностной линий, и методам обучения должен отвечать новейшим достижениям теории и практики обучения русскому языку и развитию речи. Предлагаю вашему вниманию урок, который поможет вам в доступной и интересной форме дать понятие учащимся о том, что такое лексическое значение слова, а также понять разницу между лексическим и грамматическим значением слова.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 935 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.11.2020 614
    • DOCX 41.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Королева Анна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Королева Анна Валерьевна
    Королева Анна Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75273
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 587 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек