Тема:
«Имя числительное».(4 класс)
Цель. Дать
понятие об имени числительном как части речи.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать числительное, как самостоятельную
часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности,
показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для
формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию,
чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную
деятельность, использовать различные формы работы и различные источники для
развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности, организовать поиск
дополнительной информации с целью формирования информационных
компетенций.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения
самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к русскому
языку через приобщение к истории происхождения
слов, организовать работу в группах
для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при
выполнении учебных задач.
Используемые технологии: проблемное
обучение, здоровьесберегающие.
Тип
урока – усвоение новых знаний.
По содержанию – с
элементами межпредметной интеграции (математика, литература)
По форме организации –
комбинированный (групповая, индивидуальная, фронтальная,
самостоятельная).
По видам деятельности – поисково-исследовательский.
По результатам выполнения –
практический
Оборудование: иллюстрация к сказке А.Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», карточки для работы в
группах.
Ход урока
1.Организационный
момент
2.
Психологический настрой.
Подравнялись,
подтянулись
И
друг другу улыбнулись
Пожелаем
друг другу хорошего настроения.
-
Сегодня нам нужно многое успеть на уроке. Вам предстоит выступить в роли
маленьких исследователей. Но сначала немного повторения.
3. Актуализация
знаний.
В
тетрадях запишем число, классная работа. В слове «двенадцатое» пропущена
орфограмма. Объясните выбор написания. (Орфограмма – безударная гласная в
корне, непроверяемая ударением). К какой части речи можно отнести это слово?
4.Подготовка
к активной познавательной деятельности.
Постановка проблемы и сообщение цели урока.
-
Прочитайте строки, записанные на доске:
Час
обеда прибл…жался.
Топ…т
по дв…ру раздался.
Входят
семь б…гатырей…
-
Из какого произведения?
-
Вставим пропущенные буквы, объясним выбор орфограммы, обозначим графически.
-
Определите склонение и падеж имен сущ., разберите по составу глаголы.
Запишите
в тетрадь эти строчки.
-
Прочитайте первое предложение – найдите грамматическую основу (Час приближался,
подчеркнем)
Второе
предложение – (топот раздался – подчеркнем)
Третье
предложение? – ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
В чем
затруднение? – семь богатырей – это подлежащее. Нам привычнее видеть «Входят
богатыри», но здесь рядом с существительным стоит еще одно слово – СЕМЬ,
которое вместе с существительным образуют подлежащее. Что обозначает слово
«семь»? (Количество богатырей), верно. Число 7. Это часть речи, о которой
нам с вами предстоит узнать много нового и интересного.
ИМЯ
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – запишите в тетрадь тему урока .
-
Скажите, а нам приходилось использовать имя числительное на уроках
русского языка?
-
Верно, ну а сейчас каждая команда получит индивидуальное задание по
исследованию вопросов, связанных с такой частью речи, как имя
числительное. Физминутка
5.
Поисковая работа. Самостоятельная работа в группах.
(Представитель
от каждой команды получает задание. Дети работают в группе, выполняя задание на
листочках. Через некоторое время, когда команды будут готовы, представитель от
группы выходит к доске и объясняет, на какой вопрос по теме им нужно было
ответить).
После
выступления каждой команды, класс получает задание для выполнения.
Задание
для 1 группы.
Распределите
слова в два столбика. Объясните, что такое имя числительное как часть речи, на
какие вопросы отвечает и какие бывают числительные.
два шестой четыре восьмой десятый
семь
|
Имя
числительное – часть речи, которая ____________________________________________
Задание
для 2 группы.
Распределить
слова на три группы и ответьте на вопрос: какие бывают числительные по своему
составу.
Три, семьдесят, девять, восемьдесят
, двадцать четыре, тридцать семь
|
Имена
числительные бывают: ___________________________________________________________
Задание
для 3 группы.
Впишите
количественные и порядковые числительные в данный
текст. Сделайте вывод о том, как изменяются имена числительные.
Мы учимся в ___________классе. В нашей школе______этажей. Наш кабинет
расположен на ________этаже. Сегодня в классе _________________________________ученик____.
Скоро
в _______________________классах пройдут соревнования по футболу.
Имена
числительные изменяются по ____________________________________________________
Задание
для 4 группы.
Запишите
словами числа: 50, 60, 80, 22, 35
______________________________________________
Что вы
можете рассказать об образовании сложных числительных, в чем отличие написание
сложных числительных и составных.
Сложные
числит. пишутся_______________________________________
Составные
числит. пишутся________________________________________
Задание
для 5 группы.
Ответьте
на вопрос, почему числительные, обозначающие 5 десятков, 6 десятков, 7 десятков
образуются при помощи сложения основ, а 4 десятка – обозначено числительным
«сорок»?
__________________________________________________________________________________________
· Знаете ли вы,почему четыре десятка называются сорок? Ведь это числительное не похоже на тридцать или пятьдесят.
•Слово«сорок» вначале было существительным и обозначало «мешок с четырьмя
десятками собольих шкурок
(на полную шубу), которые раньше заменяли деньги. А потом существительное стало числительным вместо четыре-десять».
• Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале примитивный
мешок с разрезами для головы и рук. )
6.Презентация
групп.
Немного
истории (подготовленные дети )
Древнерусские
имена давались не по святцам, а по порядку появления детей на свет. Первыми
именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей, то их
могли назвать так:
Первуш,
Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. А иногда к
этим именам добавлялись клички, например: Ждан Первуш, Егоза Третьяк и т.д.
7.Физминутка
для глаз.
Чтоб
немного отдохнуть, надо глазки нам сомкнуть.
Руки
вверх, представим солнце. Потянулись, улыбнулись.
Руки
перед собой. Нарисуйте, глазками восьмерку.
8.
Закрепление.
Продолжаем работать.
-
Внимание на доску: решите анаграмму «О Д П
О И Н В Л Е В О
Н Е И Н»
(Один
в поле не воин)
- Это
пословица или поговорка?
- Чем
отличается пословица от поговорки?
Приведите
примеры пословиц и поговорок, в которых употреблены числительные.
Запишите
любую на выбор. Сильные работают по карточкам, 2 уч-ка удоски.
-
Обратите внимание на доску.
- Я
предлагаю вам разгадать ребус и записать получившееся предложение.
Прежде,
чем вся 7я о5 сядет за 100л, вы3 пре2рительно клеёнку.
-
Запишите получившееся предложение в тетрадь.
Проверяем:
«Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, вытри предварительно клеёнку».
8.
Итог урока
- Как
вы думаете, ваше исследование закончилось? Мы полностью изучили имя
числительное?
- Нет,
нам предстоит узнать, как изменяются числительные, какие числительные
называются собирательными. Предстоит поговорить о синтаксической роли
числительных
- Что
ж, а теперь творческое домашнее задание.
Каждой
группе предстоит выполнить свое задание. Итак:
1
группе необходимо подобрать названия сказок, в которых встречаются имена
числительные;
2
группе – пословицы и поговорки;
3
группе – фразеологические обороты с числительными;
4
группе – интересные факты о животных;
5
группе – ответить на вопрос, как связаны числительные и название дней недели.
9.Рефлексия.-
Кто получил удовольствие от урока? - Кто затруднялся в выполнении
заданий?- Какое задание больше всего понравилось?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.