Тема: Глухие и звонкие согласные звуки.
Цель: дать
представление о звонких и глухих согласных звуках; развивать умение различать
звонкие и глухие согласные.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки.
Х о д у р о к а.
I.
Организационный момент.
Прозвенел звонок
веселый.
Мы начать урок
готовы.
Будем слушать,
рассуждать
И друг другу
помогать.
– Ребята, к нам на
урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы научились работать, поэтому
будьте предельно внимательными и активными.
II.
Актуализация знаний.
- Повторение.
(На доске записаны
буквы)
А Т Б У О П
– На какие две
группы можно разделить эти буквы?
– Какие буквы
обозначают гласные звуки? Назовите.
– Какие буквы
обозначают согласные звуки? Назовите.
– Как отличить
гласный звук от согласного?
- Чистописание.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо
получим пять!
– Запишите число,
классная работа.
На доске:
а / о / о / у/
т п / б /
тополь шутка
банан
– В каком слове
букв больше, чем звуков? Почему?
– В каком слове все
согласные звучат с голосом, звонко?
– В каком слове все
согласные звучат без голоса, глухо?
III.
Самоопределение к деятельности.
– Послушайте
стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.
Чтобы поменьше было
случаев неясных
И чтоб ответов не
было плохих,
Прислушайся к
звучанию согласных,
Чтобы не путать
звонких и глухих…
– Кто сможет
назвать тему урока?
IV.
Работа по теме урока.
1.
Наблюдение над звонкими и глухими согласными.
– Отгадайте
загадку.
Она не буренка,
Но все же пока
Дает ежедневно
Кувшин молока.
Ей дай только волю
-
Семь дней не
пройдет -
Повсюду с деревьев
Кору обдерет. (Коза)
– Как назвать одним
словом сплетенные длинные пряди волос? (Коса)
– Чем похожи эти
слова? (В словах три одинаковых звука)
– Какими звуками
различаются эти слова? ([З], [С])
– Какой звук
произносится с голосом, звонко? ([З])
– Какой звук
произносится без голоса, глухо? ([С])
– Какой буквой на
письме обозначим звонкий согласный звук в слове коза? (З)
– Какой буквой на
письме обозначим глухой согласный звук в слове коса?
–
Чем еще различаются эти слова? (Значением. Коза–домашнее животное. Коса–1)
с/х орудие; 2) сплетенные длинные пряди волос; 3) идущая от берега длинная
узкая полоса земли.) Каким является слово КОСА? (многозначным).
2.
Работа по учебнику.
–
Откройте учебник на стр. 92. Найдите упр.1.
–
Рассмотрите картинки. Назовите слова-названия предметов. (Шар, жук, мяч).
–
Произнесите согласные звуки в каждом слове. ([ш],[р],[ж],[к],[м'],[ч'])
–
Что вы заметили?
–
При произношении каких согласных слышится только шум? ([ш],,[к],[ч'])
– При произношении каких согласных слышится и
голос, и шум? ([р],[ж],[м'])
–
Выполним задание.
–
Назовите буквы, которые вы подчеркнули.
–
Назовите буквы, которые даны в рамочке упр.2.
–
А теперь произнесите звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда.
–
Что мы слышим? (Шум)
–
Звуки при произнесении которых мы слышим шум, называются глухими.
–
Произнесите звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда.
–
Что мы слышим? (Голос и шум)
–
Это звонкие согласные.
–
Прочитаем, на что нужно обратить внимание.
–
Итак, что мы слышим при произнесении глухих согласных звуков?
–
Что слышим при произнесении звонких согласных звуков?
V.
Физминутка.
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
VI.
Закрепление изученного материала.
1.
Игра «Глухой или звонкий».
(У каждого ученика на парте карточки с буквами Г (глухой согласный) и З
(звонкий согласный). Учитель называет слова с начальными парными согласными,
учащиеся поднимают соответствующие карточки).
Вата-фата,
горка-корка, год-кот, слой-злой, Захар-сахар, широк-жирок, шест-жест,
трава-дрова, Дима-Тима, кусты-густы, дело-тело.
2.
Работа на карточках (если останется время).
Списать
в тетрадь и подчеркнуть в словах буквы, обозначающие глухие (звонкие) согласные
звуки (по вариантам).
Если времени мало, то работать прямо в карточке в паре.
Красна птица пером, а человек умом.
VII.
Рефлексия.
Закончите
предложения:
Я
понял, что…..
Было
интересно……
Было
трудно……
У
меня получилось…..
–
Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
VIII.
Подведение итогов урока.
– Что нового вы
узнали на уроке?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.