1.
Чтение
и обсуждение названия
Введения
– «Что такое язык».
-
Как вы думаете, почему введение к нашему уроку не вопросительное предложение?
(Мы будем не отвечать на вопрос, а высказывать свои мнения, т.е. обсуждать
проблему)
-
Как вы считаете слово «язык» однозначное или многозначное? Приведите примеры.
-
Мы изучаем предмет, который называется «Русский язык». В каком значении слово
«язык» стоит в этом словосочетании?
2.Перенесемся
на минутку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца
Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.
Ксанф. -
Вчера у меня были знатные гости, я хотел их удивить, преподнеся самые лучшие
блюда. Но ты купил только языки и приготовил из них три блюда.
Почему?
Эзоп. - Ты
велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!
При
помощи языка строятся города, развивается культура народов, при помощи языка
мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться
друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться,
выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку,
объясняться в любви.
Поэтому
нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Ксанф. – Но
сегодня я приказал тебе приобрести к обеду самое худшее, и ты опять купил
языки.
Эзоп. - А что
на свете хуже языка? Посредством языка огорчают и разочаровывают друг друга,
посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.
Язык
может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать
города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло,
предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
- Как бы вы пояснили смысл этой
истории?
3.Об
удивительной силе слова очень ярко сказал поэт В. Шефнер в своем
стихотворении «Слова»:
Много
слов на земле. Есть дневные слова,
В
них весеннего неба сквозит синева…
Есть
слова словно раны, слова словно суд,-
С
ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом
можно убить, словом можно спасти,
Словом
можно полки за собой повести.
Словом
можно продать, и предать, и купить,
Слово
можно в разящий свинец перелить.
Но
слова всем словам в языке у нас есть:
Слова
«Родина, верность, свобода и честь».
Пусть
разменной монетой не служат они,-
Золотым
эталоном их в сердце храни,
И
не делай их слугами в мелком быту -
Береги
изначальную их чистоту.
- Найдите ключевые слова
стихотворения, которыми поэт определил силу слова, его значение.
4. Великая
Отечественная война... Оккупированный Орёл. К коменданту города пришла
молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения
открыть музей И. С. Тургенева. Удивительно, но разрешение комендант дал,
выделив для этого маленькую комнатку.
И
вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему
эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше
и больше. Побывав в музее, они словно преображались:
светлел взгляд, твёрже
становилась походка, выше поднималась голова.
Фашистов
заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил
посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял...
Первое,
что видел каждый, входящий в комнату, были слова:
«Во
дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины, — ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный язык! Не будь
тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но
нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
( И. С. Тургенев)
5. Наш
родной русский язык, великое русское слово…
А
знаем ли мы его и умеем ли беречь? По-настоящему ли нас увлекает изучение
русского языка? Чувствуем ли мы его жизнь, движение? Достаточно ли высока
наша
культура речи – письменной и
устной?
К
большому сожалению, правильная речь стала редкостью.
Устная
речь современной молодежи просто усыпана жаргонами. Чтобы убедиться, как
жаргоны засоряют нашу речь, рассмотрим две сценки «После экзамена».
Сценка
1.
Ученик
1. Привет!
Ученик
2. Привет!
Ученик
1. Все? Отстрелялся?
Ученик
2. Сдул. А Васька, блин, пролетел, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую
чепуху.
Ученик
1. А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка пару. Она
говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня прикинь, глаза на лоб полезли.
Сценка
2.
Ученик
1. Здравствуй, Коля!
Ученик
2. Здравствуй, Антон!
Ученик
1. Экзамен сдал?
Ученик
2. Да, все хорошо. А Ваське не повезло – ничего не мог ответить.
Ученик
1. А мне тоже трудно дается химия. Я получил «3», но это потому, что не всё
выучил.
Ученик
2. Пойдем домой, Коля!
Давайте
сравним эти сценки. Ведь они достаточно выразительны: как мыслим – так и
говорим.
Наша
речь подвержена различным влияниям. В последнее время приходится сталкиваться
с бранными и вульгарными словами. Особенно уродливо звучит матерная брань в
устах молодежи.
Причем,
в равной степени как юношей, так и девушек. Некоторые оправдываются, что
брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка
никогда не была оправданием дурного поведения.
Употребление
бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но
и как нарушение норм человеческого общежития. Знаете ли вы, что в 17 веке по
Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично
произнесенные, полагалась смертная казнь? А в 19 веке матерщинников
воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов.
Мы
не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем;
речь
- это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Ведь неграмотная речь может
стать предметом насмешек окружающих, да и сам неграмотный человек будет
чувствовать себя не слишком комфортно среди других людей.
Задание
1.
Найди ошибки в словах. Запиши их верно.
Огарод,
агурец, маркофь, карзина, видро, арамат, удевляться, чуствовать, чюдо,
учиник.
Давайте
обогащать свои знания о языке, узнавать о нем каждый день что-то новое и
интересное.
А
помогут в этом нам уроки русского языка.
6.
Подведение итогов урока. Определение темы
Ребята,
попробуйте очень кратко сказать, о чем мы говорили на уроке и сформулировать
его тему.
-
Ответы учащихся.
Запись
темы урока – «Язык и человек».
-
Для чего нужен человеку язык?
-
Как нужно относиться к родному языку? Почему?
7.
Работа с пословицами о языке.
О
языке сложено огромное количество пословиц и поговорок. Русский народ всегда
понимал, что в слове заключена великая сила.
Задание
2.
Закончи пословицу. Объясни ее смысл.
1)
Не спеши языком - торопись делом.
2) Недоброе слово что огонь
жжет.
3) Грамоте учиться – всегда
пригодится.
4) Хочешь много знать - надо
мало спать.
5)
Хорошую речь хорошо и слушать.
-
Какие еще пословицы о языке вы знаете?
8.
Заключительное слово учителя.
Язык
– это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами,
нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Поэтому
изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего
делать, но насущной необходимостью.
Человек,
плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его.
Он не найдёт понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор,
словесное творчество, свободное общение, самоанализ — навсегда потерянные для
него богатства.
Поэтому
владение языком — главное, чему стоит учиться. |
В
школах любой страны родной язык — важнейший предмет.
9.
Похвалить за работу Д/З: подобрать 3-5 пословиц о языке, записать
их в тетрадь, устно объяснить их смысл.
10.
Рефлексия. Оцени смайликом.
- Было ли тебе на уроке
интересно?
- Узнал ли ты что-то новое?
- Хотел бы ты обладать грамотной,
красивой, богатой речью?
- Готов ли ты совершенствовать
свою речь, работать над ней?
- Оцени свою работу на нынешнем уроке.
СПАСИБО ЗА УРОК!
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.