Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка на тему "Язык и человек"

Урок русского языка на тему "Язык и человек"

Скачать материал

УРОК 1

 

Тема:          Язык  и человек.

 

Тип урока. Вводный урок.

 

Цели как деятельность учеников.

 

М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1ЛР: менять стратегию чтения в зависимости от вида чтения, находить главную мысль в текстах о языке и слове, интерпретировать содержание.

2ЛР: выявлять отличия языка от других средств общения, в том числе у животных.

7ЛР: осознавать язык как часть культуры и национального достояния.

 

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация умений при работе с учебником

СЛАЙД 1

 

 

СЛАЙД 2

 

1. Рассматривание учебника.

Беседа.(Оюложка, форзац, титульный лист, содержание, приложения, условные обозначения, вкладыши)

 

2. Решение проблемной задачи.

Английский писатель XVIII века Дж. Свифт в своём романе о путешествиях Гулливера («Путешествие в Лапуту…») рассказал о проекте одного учёного:

«…Проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался, главным образом, на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и лёгкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний…

Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре…

Зато великим преимуществом этого языка является его международный характер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более или менее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могут легко объясняться с иностранными королями или министрами, язык которых им совершенно неизвестен».

– Что вы думаете об этом проекте? Попробуйте объяснить, почему в основе курса русского языка у авторов учебника лежит слово.

 

5. Оформление тетрадей.

Учитель сообщает детям, что так же, как и в начальной школе, после записи числа и «Классная работа» нужно пропускать две строчки, поскольку тему урока они будут открывать и формулировать самостоятельно. Запись темы возможна на любом этапе урока.

 

 

III. Ход урока

 

СЛАЙД 3

 

 

 

СЛАЙДЫ 4-5

 

 

СЛАЙД 6

 

 

КАРТОЧКА 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТОЧКА 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТОЧКА 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 11

 

 

СЛАЙД 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 13

 

1.     Чтение и обсуждение названия

Введения – «Что такое язык».

- Как вы думаете, почему введение к нашему уроку не вопросительное предложение? (Мы будем не отвечать на вопрос, а высказывать свои мнения, т.е. обсуждать проблему)

- Как вы считаете слово «язык» однозначное или многозначное? Приведите примеры.

- Мы изучаем предмет, который называется «Русский язык». В каком значении слово «язык» стоит в этом словосочетании?

 

2.Перенесемся на минутку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.

 

Ксанф. - Вчера у меня были знатные гости, я хотел их удивить, преподнеся самые лучшие блюда. Но ты купил только языки и приготовил из них три блюда.

Почему?

Эзоп. - Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!

При помощи языка строятся города, развивается культура народов, при помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.

Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Ксанф. – Но сегодня я приказал тебе приобрести к обеду самое худшее, и ты опять купил языки.

Эзоп. - А что на свете хуже языка? Посредством языка огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.

Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

 

- Как бы вы пояснили смысл этой истории?

 

3.Об удивительной силе слова очень ярко сказал поэт  В. Шефнер в своем стихотворении «Слова»:

 

Много слов на земле. Есть дневные слова,

В них весеннего неба сквозит синева…

Есть слова словно раны, слова словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слова «Родина, верность, свобода и честь».

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни,

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.

 

- Найдите ключевые слова стихотворения, которыми поэт определил силу слова, его значение.

 

   4. Великая Отечественная война... Оккупированный Орёл. К коменданту города пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей И. С. Тургенева. Удивительно, но разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались:

светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднималась голова.

Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял...

Первое, что видел каждый, входящий в комнату, были слова:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

                                                               ( И. С. Тургенев)

5. Наш родной русский язык, великое русское слово…

А знаем ли мы его и умеем ли беречь? По-настоящему ли нас увлекает изучение русского языка? Чувствуем ли мы его жизнь, движение? Достаточно ли высока наша

культура речи – письменной и устной?

 

К большому сожалению, правильная речь стала редкостью.

Устная речь современной молодежи просто усыпана жаргонами. Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, рассмотрим две сценки «После экзамена».

 

Сценка 1.

Ученик 1. Привет!

Ученик 2. Привет!

Ученик 1. Все? Отстрелялся?

Ученик 2. Сдул. А Васька, блин, пролетел, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

Ученик 1. А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка пару. Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня прикинь, глаза на лоб полезли.

 

Сценка 2.

Ученик 1. Здравствуй, Коля!

Ученик 2. Здравствуй, Антон!

Ученик 1. Экзамен сдал?

Ученик 2. Да, все хорошо. А Ваське не повезло – ничего не мог ответить.

Ученик 1. А мне тоже трудно дается химия. Я получил «3», но это потому, что  не всё выучил.

Ученик 2. Пойдем домой, Коля!

 

Давайте сравним эти сценки. Ведь они достаточно выразительны: как мыслим – так и говорим.

Наша речь подвержена различным влияниям. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными словами. Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодежи.

Причем, в равной степени как юношей, так и девушек. Некоторые оправдываются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения.

Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общежития. Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А в 19 веке матерщинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов.

Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем;

речь - это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Ведь неграмотная речь может стать предметом насмешек окружающих, да и сам неграмотный человек будет чувствовать себя не слишком комфортно среди других людей.

 

Задание 1. Найди ошибки в словах. Запиши их верно.

Огарод, агурец, маркофь, карзина, видро, арамат, удевляться, чуствовать, чюдо, учиник.

 

Давайте обогащать свои знания о языке, узнавать о нем каждый день что-то новое и интересное.

А помогут в этом нам уроки русского языка.

 

6. Подведение итогов урока. Определение темы

 

Ребята, попробуйте очень кратко сказать, о чем мы говорили на уроке и сформулировать его тему.

 

- Ответы учащихся.

 

Запись темы урока – «Язык и человек».

 

- Для чего нужен человеку язык?

- Как нужно относиться к родному языку? Почему?

 

7. Работа с пословицами о языке.

 

О языке сложено огромное количество пословиц и поговорок. Русский народ всегда понимал, что в слове заключена великая сила.

 

Задание 2. Закончи пословицу. Объясни ее смысл.

1) Не спеши языком - торопись делом.

    2) Недоброе слово что огонь жжет.

    3) Грамоте учиться – всегда пригодится.

    4) Хочешь много знать - надо мало спать.

5) Хорошую речь хорошо и слушать.

 

- Какие еще пословицы о языке вы знаете?

 

8. Заключительное слово учителя.

Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его. Он не найдёт понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор, словесное творчество, свободное общение, самоанализ — навсегда потерянные для него богатства.

Поэтому владение языком — главное, чему стоит  учиться.      |

В школах любой страны родной язык — важнейший предмет.

 

9. Похвалить за работу Д/З: подобрать 3-5 пословиц о языке, записать их в тетрадь, устно объяснить их смысл.

 

10. Рефлексия. Оцени смайликом.

 

- Было ли тебе на уроке интересно?

- Узнал ли ты что-то новое?

- Хотел бы ты обладать грамотной, красивой, богатой речью?

- Готов ли ты совершенствовать свою речь, работать над ней?

- Оцени свою работу на нынешнем уроке.

 

СПАСИБО ЗА УРОК!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Язык и человек""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Вводный урок русского языка в 5 классе. Урок включает в себя конспект, раздаточный материал и презентацию.


Цели как деятельность учеников.

М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1ЛР: менять стратегию чтения в зависимости от вида чтения, находить главную мысль в текстах о языке и слове, интерпретировать содержание.

2ЛР: выявлять отличия языка от других средств общения, в том числе у животных.

7ЛР: осознавать язык как часть культуры и национального достояния.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 796 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 608
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 845
  • 14
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 363
    • DOCX 63.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Елена Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васильева Елена Евгеньевна
    Васильева Елена Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 56712
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 179 человек из 53 регионов