- Учебник: «Русский язык (базовый уровень)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и др.
- Тема: Лексика и фразеология
- 01.10.2020
- 820
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок -ознакомление с новой темой. Второй урок в разделе "Лексика". С применением ИКТ, использованы дифференцированные задания по карточкам. Домашнее задание творческого характера с дифференциацией.Тема: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Цели урока:
образовательные
· знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое” и “переносное” значение слов;
· уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.
развивающие
· развивать навыки выполнения творческих заданий в соответствии с нормами русского языка, активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжить развитие сотрудничества “учитель-ученик”, а также логической памяти учащихся, их речи.
воспитательные
· формировать коммуникативные качества личности, умение рационально организовывать свою работу;
· воспитывать эстетику работы.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
- Ребята, мы с вами начали изучать раздел «Лексика».
Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Для этого проведем словарную работу “Угадай-ка»
2. Повторение.
Словарная работа “Угадай-ка” – продолжите ответы:
· Все слова языка образуют его словарный состав, который называется …
· Наука, изучающая словарный состав, называется …
· То, что обозначает слово, является…
· Лексическое значение имеют только… части речи.
· Кроме лексического значения любое слово имеет…
Взаимопроверка ответов учащихся (Слайд 1).
3. Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Прослушайте стихотворение. Подумайте, какое слово встретилось очень часто и какое значение оно имеет в разных словосочетаниях.
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь –
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги –
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз.
- Как вы считаете, одно или много значений имеет слово «ставить» в данном стихотворении? ( много)
Как вы считаете, как называются такие слов?
Поэтому какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
Запишем первую часть темы. Однозначные и многозначные слова.
- А в каком словосочетании оно употребляется в своем основном значении?
- Как вы считаете, как называется такое значение? (прямое)
Ребята, у слов, наряду с прямым, может быть и другое значение, когда происходит перенос названия одного предмета или действия на другое, сходное.
Как вы думаете, как называется такое значение, если происходит перенос? (переносное)
Учитель. А теперь запишем вторую часть темы.
Прямое и переносное значение слов.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока.
Цель урока: Знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое ” и “переносное” значение слов; уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.
ЗАДАНИЕ КЛАССУ
В таблице записать вопросы, ответы на которые каждый ученик хочет получить на уроке.
Что я хочу узнать на этом уроке ?
Я узнал
Я не узнал
4. Изучение нового материала.
- Работа с учебником. Тренировочные упражнения.
– чтение правила стр.145, 146 Многозначное слово – … , Однозначное слово – …, упр №…499 стр 145,
стр .149 Правило. Прямое значение слова – … , Переносное значение слова-
упр № 517 ( устно) Как в толковых словарях оформляется словарная статья.
у доски 2 человека упр № 519 стр 150
- Справка
А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных? Чтобы ответить на этот вопрос исследователи взяли “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выбрали по принципу “случайного отбора” 35016 слов и установили, что однозначных слов среди них 63%, а многозначных 37%.
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ГОРОД СЛОВАРЕЙ» (Опережающее задание подготовила ученица)
(СЛАЙДЫ 1-11)
- Задание. Послушайте стих Есенина. Какое настроение появилось у вас? Выберите слова в переносном значении. Что они обозначают. ( тексты стиха на столах)
Стих Есенина «С добрым утром»
Есть ли в данном стихе метафора?
5. Физминутка
А) “Игра в мячик”. Вызываются по рядам учащиеся.
Слово учителя:
Ребята, чтобы продолжить нашу работу, давайте сейчас отдохнем и сыграем в игру с мячом.
Я называю слово и кидаю мяч, кто мяч поймает, тот должен сказать, какое это слово – однозначное или многозначное и составить предложение с этим словом.
(Существительные – снег, ручка, лист, ветер, кисть, луна, полотно, поле, звезды).
6. Закрепление изученного материала.
- Работа по группам. Карточки с дифференцированным заданием.
Задание 1. Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив слова в разных значениях.
Крутой_________________________________________________
Глубокий _______________________________________________
Стол ____________________________________________________
Кухня___________________________________________________
Задание 2. Разделите в два столбика словосочетания с прямым и переносным значением слов. Составьте предложения с некоторыми из них.
Глухой старик, глухой переулок; завели разговор, завели машину; вскипела вода, вскипело сердце; самолет снизился, успеваемость снизилась.
Задание 3.
Моряки увидели землю. Над землей сгустились тучи. Земля в наших краях плодородная. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
- Какие же значения имеет слово «земля»? Соотнесите к каждому предложению слова-помощники.
(это и планета, и суша, и почва, и участок)
– Составление словарной статьи слова земля.
- Запись словарной статьи слова земля из толкового словаря.
- Обратите внимание, что с прописной буквы это слово пишется в значении «планета», в остальных случаях писать его следует со строчной буквы.
Историческая справка «А знаете ли вы, что…»
Возраст нашей планеты очень велик. Его даже трудно представить. Земля возникла в звездном пространстве около 5 миллиардов лет назад! Попробуйте представить, сколько это времени! Пять миллиардов – это пять тысяч раз по миллиону лет. Вот так далек от нашего времени день ее рождения.
Проверка выполнения заданий – выступление ребят, подведение итогов.
-ИГРА «ВЫЗЫВАЮ НАДУЭЛЬ».
1 ученик вызывает на дуэль своего одноклассника, и они задают по очереди вопросы друг другу. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.
- УСТНАЯ МИНУТКА. ЧИТАЕТ УЧЕНИК.
1. Ответьте на вопрос по тексту –
У всех есть имя. Только иногда получается так, что по имени тебя не зовут. Подрался недавно Кешка с Костей, а Костина мама сказала: “Ты, Кешка, настоящий петух”. А вчера надулся Кешка на папу, и тот весь вечер дразнил его “Индюк”.
А вот Кешкину сестру Лену все Ласточкой зовут. Подъемный кран, на котором она работает, высокий. Другим здесь страшно, а Лена во время работы даже поет. За такой веселый характер и прозвали Лену Ласточкой.
(По Г. Цыферову)
– Благодаря чему слова петух, индюк, ласточка стали многозначными? (Внешние признаки и действия сходны между собой.)
- ИНСЦЕНИРОВКА «Почему смородина белая?»
7) Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним иностранцем.
Иностранец подходит к продавцу ягод.
- Что продаете?
- Черную смородину.
- А почему ж она белая?
- Потому что зеленая.
8) Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый, неспелый)
7. Закрепление изученного материала СЛАЙДЫ 12-14
1. Терминологический диктант
Наука, изучающая словарный состав языка, называется …
Словарный состав языка называется…
То, что обозначает слово, называется …
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…
Слово, имеющее два или более значений, называется…
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…
2. Тест на закрепление изученного материала
Задание: выпишите букву, обозначающую правильный ответ.
Тест.
1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация
2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы
3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор
8. Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ
ПОЛУЧИ ЛИ ВЫ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ?
ОЗВУЧИТЬ!
– Что помогает определить однозначность и многозначность слова? (Словосочетание – контекст).
– Что понравилось вам сегодня на уроке, что запомнилось?
– Какие выводы вы сделали о том, какую роль играют многозначные и однозначные слова в речи?
9. Комментирование оценок.
10. Домашнее задание. Записано на рабочих листах.
Информация о дифференциальном домашнем задании:
· Выучите теоретический материал по теме урока, упр №500
· Описать зимний день, используя слова в переносном значении.
· Составьте толковый словарь на тему «Школа»
1 вариант – из однозначных слов,
2 вариант – из многозначных слов;
определите по толковому словарю, является ли слово язык однозначным или многозначным, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке.
12. ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩУЮ ТЕМУ УРОКА
Задание 2. Подберите однокоренные слова к словам. Составьте предложения с данными словами.
Точка – знак препинания_____________________________________
Точка – точка коньков_______________________________________
Клубы – клубы дыма________________________________________
Клубы – сельские клубы_____________________________________
Мир – Вселенная___________________________________________
Мир – спокойствие__________________________________________
Эти слова пишутся одинаково, но имеют совершенно разное значение. Они называются омонимами. Это тема следующего урока.
6 665 052 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мусина Тлектес Шакеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.