Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Гулина Н. В.
учитель начальных классов
МОУ гимназии №38 г.о. Тольятти
Урок русского языка в 4 классе по теме «Местоимение»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цели:
1. Дать общее понятие о местоимении, подчеркнуть отличительные признаки этой части речи;
2. Развивать у учащихся умение правильно употреблять и писать местоимения; заменять имена существительные местоимениями, соответствующего ему рода, распознавать местоимения в тексте; развивать речь учащихся, расширить их кругозор;
3. Воспитание потребности в знаниях; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
Оборудование:
* таблица «Местоимение», карточки;
* портреты А.С.Пушкина и С. Есенина;
* аудиозапись композиции П.И. Чайковского «Времена года»;
* иллюстрации с изображением осенних пейзажей.
Используемые современные образовательные технологии:
проблемное обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающий подход, гуманно-личностная технология.
Этапы урока
I. Организационный момент.
Учитель: - Весёлый прозвенел звонок, начинаем наш урок!
Учитель: - Ребята, какое сейчас время года?
-Ученики: - Осень.
-Правильно. И сегодня мы посвятим урок этому замечательному времени года.
* Звучит мелодия П. И. Чайковского. Учитель читает стихотворение:
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Учитель: - Ребята, кто написал это стихотворение?
Ученики: - А.С. Пушкин
Учитель: - Правильно. Осень была любимым временем года Александра Сергеевича.
II. Словарная работа.
Учитель: - Я буду вам сейчас загадывать загадки, а вы в тетрадях будете писать отгадки. Будьте внимательны, это словарные слова, в которых безударные гласные нельзя проверить.
* Весной – веселит, летом – холодит, осенью – питает, зимой – согревает. (Дерево)
* Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
* Весной зеленела,
Летом загорела,
Осень в сад пришла-
Красный факел зажгла. (Рябина)
*Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Учитель: - А теперь проверим написанное.
На доске учитель открывает карточки с правильно написанными словами, ученики проверяют, исправляют ошибки.
III. Введение в тему и постановка задачи урока.
На доске буквы: Е, М, Т, С, Е, И, О, М, Е, И, Н.
Учитель: - Из данных букв соберите слово и узнаете тему урока.
Ученики: - Местоимение!
Учитель: - Какие задачи вы поставите перед собой?
Ученики: - Узнать, что такое местоимение, почему оно так называется, для чего оно необходимо в речи?
IV. Работа по теме урока:
На доске написан текст. Один из учеников читает его.
*Наступила золотая осень. Тихо кружат в воздухе золотые, багряные листья. Листья укрывают землю ярким ковром. Катя и Коля собрали листья для гербария.
Учитель: - Какой недостаток имеется в этом тексте?
Ученики: - Повторяются слова – листья.
Учитель: - Как можно исправить этот недостаток?
Ученики: Заменить их словами: они, их.
Учитель: - Вместо какой части речи вы употребили эти слова?
Ученики: - Вместо имени существительного.
Учитель: - Найденные слова относятся к части речи, которая называется местоимением, т.е. «вместо имени» существительного.
Учитель: - Называют ли местоимения на конкретный предмет или только указывает на него?
Ученики: - Местоимения только указывают на предмет, но не называют его.
Учитель: - В речи местоимение часто употребляются не только вместо имен существительных.
V. Актуализация знаний.
Работа по учебнику, страница 15, упражнение 17.
Учитель: - Прочитайте стихотворение.
На какие вопросы отвечают выделенные слова?
Ученики: - Кто, чей, кому, какой? Учитель: - Какие из выделенных слов в стихотворении указывают на предмет, какие - на признак предмета?
Ученики: - Слова мы, я, он, ты, тот, вам – указывают на предмет, а слова наш, свой, мой – на признак предмета.
Учитель: - А какая часть речи обозначает признак предмета?
Ученики: - Имя прилагательное.
Учитель: - Значит, местоимение употребляется и вместо имени прилагательного.
Учитель: - Спишите первое четверостишие, подчеркните выделенные слова. Как называются слова, которые вы подчеркнули?
Ученики: - Местоимение.
Учитель: - Правильно. Прочитайте правило на странице 17.
- А теперь расскажите правило соседу по парте.
Упражнение 18, страница 17.
Учитель: - Прочитайте текст. Вместо каких слов употреблены выделенные местоимения? Заменяют ли местоимения эти слова?
- Какое местоимение указывает на предмет, какое – на признак, какое - на количество?
Ученики: - Местоимение они указывает на предмет, местоимения этой, такое – на признак предмета, а местоимение столько же – на количество.
Учитель: - Правильно. Прочитайте правило, записанное под данным упражнением.
Расскажите это правило соседу по парте.
- Подведём итог, что же такое местоимение?
VI. Физминутка.
VII. Закрепление знаний. Работа в группах.
Класс разбит на три группы. Каждой группе даётся карточка с текстом, в котором необходимо заменить часто повторяющиеся слова местоимениями. Учащиеся сначала читают текст в первоначальном виде, затем заменяют часто повторяющиеся слова местоимениями и читают переделанный текст. Затем сравнивают свой вариант текста с правильным, который учитель предоставляет на отдельной карточке.
Учитель: - Какой текст вам понравился больше?
Ученики: - Тот, в котором часто повторяющиеся слова заменены местоимениями. Этот текст более красивый, его легче и интереснее читать.
Учитель: - Запишите исправленный текст в тетрадях.
Варианты текстов.
1. Как красива русская береза! Осенью береза наряжается в красивые, яркие одежды. В золотистые осенние дни мы любуемся березой. Поэты посвящают березе свои стихи.
2. В золотые осенние дни журавли готовятся к отлёту на юг. Высоко журавли взлетят в небо. Люди услышат пронзительные крики журавлей. Прилетайте к нам весной, журавли!
Мы отправились в осенний лес. А вот и лесной царь – белый гриб. Гриб стоит на крепкой ножке в золотисто-коричневой шапке. Мы залюбовались грибом. Этот гриб очень хорош!
VIII. Подведение итогов урока, обобщение.
*Игра «Четвёртое – лишнее»
На доске прикреплены слова, одно из них – «лишнее» в каждом ряду.
Я, он, на, ты
Мы, он, вы, но
Тебя, тебе, табун, тобой
Он, его, яму, ему
Нас, нами, нем, мне.
Ученики находят «лишнее» слово в каждом ряду и объясняют, почему оно лишнее.
Учитель: - Так с какой же частью речи мы сегодня познакомились?
- Вместо каких частей речи употребляются местоимения? Для чего они служат в нашей речи?
- Местоимения помогают делать нашу речь яркой, образной, красивой, грамотной.
- Он, она, они и мы
Этот, тот, у нас был ты.
С вами, вы, о вас и я
Что же это за слова?
Это без сомнения -
Слова – местоимения.
IX. Домашнее задание.
Выучить правила на странице 17, упражнение 20.
Разбор домашнего задания.
X. Самооценка работы на уроке.
Учитель: - Оценку поставьте на полях тетради.
Спасибо за работу. И в заключение послушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина:
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Звучит мелодия П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
6 626 245 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гулина Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.