Инфоурок Литература КонспектыУрок русского языка для 5 класса "Части речи. Обобщение"

Урок русского языка для 5 класса "Части речи. Обобщение"

Скачать материал

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема. Части речи. Обобщение (из раздела «Повторение изученного в 1-4 классах»).

Цели:

- обобщить известную информацию об изученных частях речи; закрепить умение различать части речи по вопросам и значению;

-формировать навыки соотносительного анализа; закреплять умение работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- прививать интерес к русскому языку; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

 Оборудование: 

- таблица «Части речи» (доска);

 - раздаточные листы с заданием;

 - тест для каждого учащегося.

 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

-  Добрый  день, ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку.

-  Я вижу, вы готовы и настроены на работу.

2. Сообщение темы, целей урока.

Запись числа, темы урока в тетрадь.

3. Словарно-орфографическая работа.

  Работа с раздаточными листами.

- Вспомним правописание безударных гласных в корне и выполним задание.

1 вариант

Вставьте пропущенные буквы, напишите рядом проверочные слова.

Ст…кло –  ________________________________________________                                            

См…треть –  _______________________________________________

Дер…во –    ________________________________________________

Др…жать –   _______________________________________________

Д…лёкий –    _______________________________________________

Уд…вительно –    ___________________________________________

Х…лодный –    ____________________________________________

Вес…ло –   _________________________________________________

 

 

2 вариант

Вставьте пропущенные буквы, напишите рядом проверочные слова.

Скр…пучий –   _____________________________________________                                           

Д..ждливо –   ______________________________________________

Зап…х –   ________________________________________________

Св…зать -  _____________________________________________

Л…сной –   _______________________________________________

Т…снота – _____________________________________________

Д…леко –   _____________________________________________

Уб…жать –   _____________________________________________

- Каким правило вы пользовались, выполняя задание?

- Какими частями речи являются слова, которые вы проверяли? Назовите имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия. Как вы определяли часть речи?

- Уточните значение слова «теснота» (недостаток свободного места, отсутствие простора); подберите синонимы (давка, толкотня).

 

 4. Обобщение теоретических знаний по теме.

Опрос-беседа

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части речи7?

- Какие части речи вы знаете?

 -- Скажите, на какие группы делятся части речи?

 -  Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

 - Назовите, какие относятся к служебным?

- Зачем нужно изучать морфологию?

(Морфология помогает научиться правильно говорить, не допускать грамматических ошибок при образовании форм слов. Изучение морфологии повышает речевую культуру. Морфология тесно связана с орфографией. Знание частей речи помогает грамотно писать.)

 

5. Ребята, вы сказали, что морфология тесно связана с орфографией. Это, действительно, так. Каждая часть речи имеет свои правила правописания. Например, очень важно знать, как правильно писать безударные личные окончания глаголов или падежные окончания имён существительных. Сейчас мы проверим, как вы это умеете делать.

Но прежде, чем выполнять письменное задание, сделаем зарядку для глаз:

Глазки быстро заморгали - раз, два, три, четыре, пять.

Но от этого устали и зажмурились опять.

Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.

Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.

Думает об осени , дышит воздухом, не услышит песни, светит в небе,  любуешься картиной, видишь дочь, играет в парке, говорит о книге.

- Составьте с одним из этих словосочетаний предложение. (Дети составляют предложения).

- Давайте запишем самые удачные предложения. (Письмо под диктовку).

- Подчеркните главные члены предложения. Какими частями речи они выражены?

Вывод: у каждой самостоятельной части речи есть своя синтаксическая роль, т.е. роль в предложении.

 

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

 

 

6. Учитель:

- А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. Дайте определение этой части речи. Приведите 1-2 примера.

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное)

 

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про ...(Глагол)

 

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное)

 

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное)

 

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие. 1-2 примера)

 

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение)

 

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это ? (Предлог)

 

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- Это ? (Союз)

Учитель:

- Молодцы!  Вы справились с заданием.

 

 

 

 

Задание 7. Итоговый контроль.

 (Тест распечатан для каждого учащегося).

Итоговый контроль.

Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

 

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

 

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

 

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

 

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

 

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

 

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, через, вчера

 

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

 

8. Домашнее задание: повторить все изученные правила, подготовиться к диктанту.

 

9. Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.

Учитель:

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Что мы делали? Как мы это выполняли?

Продолжите фразу: «Мне запомнилось…»

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка для 5 класса "Части речи. Обобщение""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный конспект представляет собой обобщающий урок по теме "Части речи" из раздела "Повторение изученного в 1-4 классах". На уроке обобщается уже известная детям информация о частях речи, закрепляется умение различать чсасти речи по вопросам и значению ( в том числе в игровой форме), формируются навыки соотносительного анализа, расширяется словарный запас учащихся, прививается интерес к изучению русского языка, развиваются коммуникативные умения. В ходе урока дети работают по карточкам 9отрабатывают орфографические навыки), выполняют тестовую работу.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.06.2020 932
    • DOCX 20.2 кбайт
    • 50 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Потылицына Анастасия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90781
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 335 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 698 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов