Инфоурок Литература КонспектыУрок руского языка в 5 кассепо теме: "Правописание букв О-Ё после шипящих"

Урок руского языка в 5 кассепо теме: "Правописание букв О-Ё после шипящих"

Скачать материал

Урок русского языка в 5 классе

Буквы О-Ё – актёры.

Буквы о-ё после шипящих в корне, суффиксе  окончании 2ч.

Цель:

·           учить правильному выбору букв о-ё после шипящих в разных морфемах.

·           Повторить шипящие согласные;

·           Развивать самостоятельность, умение обобщать, строить высказывание на лингвистическую тему;

·           Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока – сообщение новых знаний блоком.

Метод урока – объяснительно – иллюстративный с элементами проблемного изложения.

Форма обучения – индивидуальная, коллективная.

Оборудование – наглядное пособие -  презентация.

Ход урока.

1.        Организационный момент.  Приветствие.  Проверка готовности к уроку.

2.        Проверка домашнего задания.

Вопрос- консультация по выполненному упражнению. Собрать тетради на проверку.

3.        Опрос

А)  индивидуальный 3 слабых учащихся  выполняют работу по карточкам.

 Карточка.

№1 Обозначить орфограммы в словах.

В..дяной, в..дитель, з..мляника, ч..рный, мчи(т,ть)ся, дума..т, говориш.., п.левой, ноч(?)ник, ч.ртить, прор..сти, зар.сли

№2   Подчеркнуть основу в .предложении. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Б) фронтальный

·           Как проверить безударную гласную в корне слова?

·           Всегда ли можно подобрать проверочное слово?

·           Какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? (чередующиеся гласные в корне)

·           Рассказать правило о чередующейся гласной в корне слова.

(сообщить оценки за ответы)

4.        Работа с числом.(устно)

А) по орфографии – назвать орфограммы в числительном

Б) по словообразованию – подобрать однокоренные слова к числительному.

5. Словарная работа. (На слайде)

Написание какого слова  вызвало  затруднение? (росточек)

От какого слова оно образовано?  Росточек – росток.

 При помощи какой морфемы? ( суффикса ОК)

Какое  лексическое  значение  имеет данный суффикс? (уменьшительно-ласкательное)

6.        Переход к новой теме.  

Назовите «ласковые суффиксы»  (-ок, -ёк, -онк, -онок, - ёнок)

Давайте поработаем со словом   друг.  Образуйте с помощью «ласкового» суффикса однокоренное слово. – друж..к.

Проблемная ситуация.

Какую букву надо писать в суффиксе?

В какой морфеме есть «ошибкоопасное» место? (в суффиксе)

Почему можно написать  О или Ё? (слышится нечётко)

Верно. Какие «коварные» буквы есть в русском языке!

Запишите тему урока.

Буквы   О-Ё – актёры.

Объясните постановку тире в предложении.

Почему буквы О-Ё названы актерами?

Наша задача:

Выяснить, почему возникают «ошибкоопасные»  места?

Что поможет избавиться от этих ошибок?

Поработаем с предложением.

Откуда-то вырвалась орава собак ч..рных, дымчатых, ш..коладных

В какой морфеме пропущена буква? (в корне)

Посмотрим на другое предложение.

В чуж..м глазу суч..к видим, а в своём бревна не замечаем.

В какой морфеме пропущены буквы? (в окончании, в суффиксе)

Оказывается, эти буквы-актёры могут быть в трёх морфемах.

Проблемная ситуация.  Какую же букву надо писать в каждой морфеме?

Давайте посмотрим, может быть,  в этих словах есть какая-нибудь подсказка? .Из-за чего эти буквы становятся актерами?

Это шипящие согласные. Назовите их. -  Ж,Ш, Щ, Ч

Что вы можете сказать о звуках, которые дают эти буквы?

Только мягкие – Щ,Ч         Только твердые- Ж,Ш

Да, это ваши старые знакомые, которые не имеют пар по твёрдости и мягкости , они управляют гласными О- Ё, делая их «Актерами».  Как же быть нам? Есть одна подсказка. Поставим  ударение  в словах и сделаем вывод.

Вывод.  Составление схемы.

В корне – Ё (под ударением)

В суффиксе – О (под ударением

В окончании – О (под ударением)

ЧЁрный, жЁлтый, шЁлковый

сучОк, медвежОнок

чужОй, плащОм, карандашОм

Искл. Крыжовник, шов, шоколад

 

 

Чтение правила в учебнике.

7.        Первичное закрепление. А) Объяснительный диктант.

Зубная щ..тка, трудолюбивые пч..лы, ч..рствый хле, ч..рный ш..лк, поч..тный караул, ж..лтый колпач..к, золотой петуш..к, зелёный луж..к, первый снеж..к, задуматься над задач..й, укрыться плащ..м, грузовик с кирпич..м

Б) самостоятельная работа с упражнением в учебнике.

В) Срез – распределительный диктант. (записать слова в три столбика, распределяя их по морфемам, в которых находится изученная орфограмма)

В корне

В суффиксе

В окончании

Шёпот, жёлудь, пчёлка, шов, счёт, почёт

Кумачовый, ежовый, зайчонок, лужок, мышонок, горошек, дружок

Столицей, врачом, свечой, под душем, с ношей, лучом

8 Итог. С какой орфограммой познакомились на уроке? Что нового узнали?

Как объяснить, что буквы О-Ё – актеры?.

 Какая буква пишется под ударением в корне, суффиксе, окончании!

9.        Домашнее задание. Выучить правило, упр.540

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок руского языка в 5 кассепо теме: "Правописание букв О-Ё после шипящих""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Буквы о-ё после шипящих в корне, суффиксе окончании», материал рассчитан на два часа. Тип урока – сообщение новых знаний блоком. Урок представлен в занимательной форме, учащиеся активизируются для получения знаний, т.к. в работе предусмотрены проблемные ситуации, заставляющие учащихся думать, делать вывод, сопоставлять. Тема переформулирована «Буквы О-Ё – актёры», что вносит определённую загадочность в восприятие нового. Кроме новой темы в работе предусмотрено повторение ранее изученного материала, использованы разные задания для закрепления знаний.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 715 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.02.2020 116
    • DOCX 21.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ражабова Марина Данировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ражабова Марина Данировна
    Ражабова Марина Данировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84329
    • Всего материалов: 246

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 228 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека