Урок русского языка в 5
классе
Буквы О-Ё – актёры.
Буквы о-ё после шипящих в
корне, суффиксе окончании 2ч.
Цель:
·
учить правильному выбору букв о-ё после
шипящих в разных морфемах.
·
Повторить шипящие согласные;
·
Развивать самостоятельность, умение
обобщать, строить высказывание на лингвистическую тему;
·
Воспитывать интерес к предмету.
Тип
урока – сообщение новых знаний блоком.
Метод
урока – объяснительно – иллюстративный с
элементами проблемного изложения.
Форма
обучения – индивидуальная, коллективная.
Оборудование
– наглядное пособие - презентация.
Ход
урока.
1.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2.
Проверка домашнего задания.
Вопрос-
консультация по выполненному упражнению. Собрать тетради на проверку.
3.
Опрос
А)
индивидуальный 3 слабых учащихся выполняют работу по
карточкам.
Карточка.
№1 Обозначить
орфограммы в словах.
В..дяной,
в..дитель, з..мляника, ч..рный, мчи(т,ть)ся, дума..т, говориш.., п.левой,
ноч(?)ник, ч.ртить, прор..сти, зар.сли
№2 Подчеркнуть
основу в .предложении. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными
чернилами чертеж.
Б) фронтальный
·
Как проверить безударную гласную в корне
слова?
·
Всегда ли можно подобрать проверочное
слово?
·
Какую орфограмму мы изучили на прошлом
уроке? (чередующиеся гласные в корне)
·
Рассказать правило о чередующейся гласной
в корне слова.
(сообщить оценки
за ответы)
4.
Работа с числом.(устно)
А) по орфографии –
назвать орфограммы в числительном
Б) по
словообразованию – подобрать однокоренные слова к числительному.
5. Словарная
работа. (На слайде)
Написание какого
слова вызвало затруднение? (росточек)
От какого слова
оно образовано? Росточек – росток.
При помощи какой
морфемы? ( суффикса ОК)
Какое
лексическое значение имеет данный суффикс? (уменьшительно-ласкательное)
6.
Переход к новой теме.
Назовите «ласковые
суффиксы» (-ок, -ёк, -онк, -онок, - ёнок)
Давайте поработаем
со словом друг. Образуйте с помощью «ласкового» суффикса
однокоренное слово. – друж..к.
Проблемная
ситуация.
Какую букву надо
писать в суффиксе?
В какой морфеме
есть «ошибкоопасное» место? (в суффиксе)
Почему можно
написать О или Ё? (слышится нечётко)
Верно. Какие
«коварные» буквы есть в русском языке!
Запишите тему
урока.
Буквы
О-Ё – актёры.
Объясните
постановку тире в предложении.
Почему буквы О-Ё
названы актерами?
Наша
задача:
Выяснить, почему
возникают «ошибкоопасные» места?
Что поможет
избавиться от этих ошибок?
Поработаем с
предложением.
Откуда-то
вырвалась орава собак ч..рных, дымчатых, ш..коладных
В какой морфеме
пропущена буква? (в корне)
Посмотрим на
другое предложение.
В
чуж..м глазу суч..к видим, а в своём бревна не замечаем.
В какой морфеме
пропущены буквы? (в окончании, в суффиксе)
Оказывается, эти
буквы-актёры могут быть в трёх морфемах.
Проблемная
ситуация. Какую же букву надо писать в каждой
морфеме?
Давайте посмотрим,
может быть, в этих словах есть какая-нибудь подсказка? .Из-за чего эти буквы
становятся актерами?
Это шипящие
согласные. Назовите их. - Ж,Ш, Щ, Ч
Что вы можете
сказать о звуках, которые дают эти буквы?
Только
мягкие – Щ,Ч Только твердые- Ж,Ш
Да, это ваши
старые знакомые, которые не имеют пар по твёрдости и мягкости , они управляют
гласными О- Ё, делая их «Актерами». Как же быть нам? Есть одна подсказка.
Поставим ударение в словах и сделаем вывод.
Вывод.
Составление схемы.
В
корне – Ё (под ударением)
|
В
суффиксе – О (под ударением
|
В
окончании – О (под ударением)
|
ЧЁрный,
жЁлтый, шЁлковый
|
сучОк,
медвежОнок
|
чужОй,
плащОм, карандашОм
|
Искл.
Крыжовник, шов, шоколад
|
|
|
Чтение
правила в учебнике.
7.
Первичное закрепление.
А) Объяснительный диктант.
Зубная щ..тка,
трудолюбивые пч..лы, ч..рствый хле, ч..рный ш..лк, поч..тный караул, ж..лтый
колпач..к, золотой петуш..к, зелёный луж..к, первый снеж..к, задуматься над
задач..й, укрыться плащ..м, грузовик с кирпич..м
Б) самостоятельная
работа с упражнением в учебнике.
В) Срез –
распределительный диктант. (записать слова в три столбика, распределяя их по
морфемам, в которых находится изученная орфограмма)
В
корне
|
В
суффиксе
|
В
окончании
|
Шёпот,
жёлудь, пчёлка, шов, счёт, почёт
|
Кумачовый,
ежовый, зайчонок, лужок, мышонок, горошек, дружок
|
Столицей,
врачом, свечой, под душем, с ношей, лучом
|
8 Итог. С какой орфограммой
познакомились на уроке? Что нового узнали?
Как объяснить, что
буквы О-Ё – актеры?.
Какая буква
пишется под ударением в корне, суффиксе, окончании!
9.
Домашнее задание.
Выучить правило, упр.540
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.