Урок решения задач по физике
(Урок контроля)
(Урок общения)
Самоконтроль – основное нравственное качество
человека, связанное с развитостью его волевой сферы. Самоконтроль
осуществляется на основе личностно значимых мотивов и установок, что ведёт к
рациональной рефлексии и оценке учащимися своих собственных учебных действий. Самоконтроль
учащихся предполагает сличение, анализ, и коррекцию отношений между целями,
средствами и результатами.
Способность
учащихся к систематическому самоконтролю является важным показателем
сформированности качеств учебного самоуправления. Основными формами
самоконтроля являются: итоговый контроль или контроль по результату,
где происходит сличение результатов с заданным образцом; процессуальный,
т. е. пооперационный, пошаговый контроль, когда выявляется полнота,
правильность и последовательность производимых операций; прогнозирующий
контроль, когда определяется общая стратегия учебной деятельности, мысленно
выделяются наиболее трудные этапы решения УЗ, контроль реализуется на основе
предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане.
Показателями сформированности действия самоконтроля является:
1)
умение спланировать деятельность, воспроизвести состав действий и операций, их
последовательность, определить субъективные трудности;
2)
умение изменять состав учебных действий при необходимости;
3)
умение осознанно чередовать развёрнутые и сокращённые формы контроля;
4)
умение переходить от работы с натуральными объектами к работе с их
знаково-символическими изображениями;
5)
умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
По
мере сформированности УД учащиеся начинают самостоятельно проверять результаты
своих учебных действий, находить ошибки и устранять их.
«Есть
основания думать, что рациональнее всего начинать с формирования
самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать
друг друга и самих себя. Конечно, для того, чтобы дети научились контролю,
необходимо, чтобы учебное действие с его операторно-предметным составом было
представлено достаточно развёрнуто, а последний разработан совместно учителем и
учениками. В этом случае образцы действий предстанут перед учащимися не как
заданные извне, а, следовательно, случайные, а как необходимые и
обязательные…. Так, тщательный контроль за работой ученика на доске всем
классом – хороший приём воспитания контроля. Однако при условии, что ответ
ученика у доски не только предназначен учителю, но демонстрирует всему классу
способ действий при решении той или иной учебной задачи. Есть основания
предполагать, что формирование контроля идёт от контроля за действиями других к
контролю за своими собственными действиями. Второе действие, которое должно
быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка,
т.е. установление того, усвоено ли то или иное учебное действие». (Д.Б. Эльконин
«Учебная деятельность – её структура и формирование»)
7 класс
Тема: Решение задач по
физике
Цели
Дидактическая: отработать
способ оформления физических задач;
Психологическая: формирование учебного действия контроля;
формирование учебного действия оценки
Воспитательная: формирование коммуникативных навыков.
Начиная
работу с семиклассниками, учитель физики сталкивается с проблемой оформления
физических задач учащимися – им мешает довольно мощный стереотип оформления
математических задач, сложившейся к 7 классу.
Эту
проблему можно быстро и эффективно решить параллельно с формированием действия
контроля и оценки у учащихся, причем как контроля за действием, так и контроля
за результатом. Действие самоконтроля и действие самооценки являются
неотъемлемыми частями учебной деятельности.
Д.Б.Эльконин
утверждал, что формирование контроля идёт от контроля за действиями другого к
контролю за собственными действиями. Контролировать действия других
психологически легче, чем контролировать собственные действия (вспомните
пословицу: «В чужом глазу соринку заметно, а в своём и бревна не видать»)
Содержание урока:
Этап
урока
|
Действия
учителя
|
Действия
учащихся и их предполагаемые ответы
|
I
1.
|
ОМЭ
(Актуализация и выравнивание
знаний).
*Назовите
основные шаги оформления физических задач:
(примечание: эти
шаги найдены в совместной деятельности на прошлом уроке).
Наши цели и
задачи:
- Научиться
оформлять физические задачи;
- Научиться
контролировать свои действия;
- Научиться
слышать друг друга.
|
Фронтальная
беседа:
1 шаг – краткая
запись условия задачи;
2 шаг – проверка
единиц величин (установление их соответствия);
3 шаг – указание
способа определения искомой величины (модель задачи);
4 шаг –
подстановка численных значений величин, вычисления, действия над единицами;
5 шаг – оценка
реальности ответа, его запись.
(Самооценка)
|
II
|
ОИЭ
Задание 1 (на коллективный контроль)
Задача типа:
«За 5 часов 30
минут велосипедист проделал путь 99 км. С какой средней скоростью движется
велосипедист?»
Образец:
Дано:
t = 5 ч. 30 мин.
S = 99 км
Найти: υ - ?
Задание 2 (на взаимоконтроль в паре)
«В течение 30 с
поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за
это время?»
Образец:
Задание 3
(на самоконтроль,
взаимоконтроль)
«За сколько
времени плывущий по течению плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5
м/с?»
Образец
Задание 4 (на самоконтроль)
Муха летит со
скоростью 18 км/ч. Какой путь она пролетит за 5 с?
Сделайте
самооценку.
Сдайте листочки.
(С этих листочков начинается следующий урок – ученик снова проверяет свою
задачу: «Я – сегодняшний» проверяет «Я – вчерашнего», корректирует отметку,
если нужно. Эти листочки служат информацией для учителя о качестве продвижения
каждого ученика.)
|
Учащийся решает у
доски с громким проговариванием шагов.
Класс внимательно
следит за его действиями, соглашается или не соглашается, делает замечание,
задает вопросы.
После решения
задачи дети проводят рефлексию, отвечая на вопросы:
1.
Совпадает ли оформление задачи в моей тетради и
на доске?
2.
Допустил ли я ошибки? Какие?
3.
В каком шаге? Почему? (невнимательность или
незнание)?
4.
Заметил ли я ошибки на доске?
Самооценка:
·
без ошибок, молодец!
·
одна ошибка, почти молодец!
·
две ошибки и больше – старайся!
(Можно выразить
это в баллах 5, 4, 3)
Учащиеся,
проговаривая, друг другу шаги, решают задачу.
Сверяют решение с
доской, на которой кто-то из учащихся записывает решение задачи.
(Самооценка
по тем же критериям).
Каждый учащийся
самостоятельно решает задачу. Делает самооценку. Обмениваются в паре
тетрадями. Проверяют решение напарника. Обсуждают разногласия и анализируют
ошибки. Сверяют с доской.
Самооценка:
·
Без ошибок, молодец!
·
1 ошибка, почти молодец!
·
2 ошибки и больше – усиль внимание и контроль.
Решают на
листочках в условиях контрольной работы – молча, с закрытыми тетрадями.
Делают
самооценку в виде отметки).
Сдают листочки
|
III
|
РОЭ
Подведем итоги;
делаем самооценку:
- Все шаги
оформления задач я освоил?
- Какие шаги
вызывают у меня затруднения?
- В чем причина
затруднения?
- Что я должен
сделать, чтобы убрать затруднения?
- Участвовал ли я
в коллективном обсуждении?
- Замечал ли свои
ошибки? Чужие?
- Помогал ли
другим?
- Обращался ли за
помощью?
- Итоговая
самооценка: доволен собой, не очень, не доволен – почему?
Домашнее
задание:
- §15-16, упр.
- Придумать
задачу с «ловушками»*
- Творческое
задание «Веселое руководство по решению физических задач» (стих, песня
…)
|
Проводят
рефлексию.
|
*
«Ловушки» или «ошибкоопасные места» - данные задачи, при действии с которыми
имеется большая вероятность допустить ошибку. Составление задач с «ловушками»
формирует у учащихся прогностический контроль, способность осознавать и
предвидеть «ошибкоопасные» места задачи.
Пример
творческого задания:
Данилина Анна, 7
кл.
«Весёлое
руководство по решению задач»
Для начала первый
шаг:
Прочитаю текст
задачи.
Слишком долго всё
писать,
Для того нам служат
знаки,
Чтобы времени не
тратя,
Кратко, кратко
записать всё,
Что написано в
задаче.
Следом сверю
единицы,
Сантиметры,
километры в метры обращу,
А решение задачи
формулами запишу.
Вместо букв
поставлю числа,
Подсчитаю ответ
быстро.
Сверю мой ответ с
условием задачи-
Правдоподобен он
или иначе?
А затем – последний
шаг:
Запишу ответ скорее
и пятёрку получу,
Обращайтесь вы ко
мне –
Я вас решать задачи
научу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.