Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок развития речи в 8 классе по теме

Урок развития речи в 8 классе по теме

Скачать материал

Тема урока. «Людские души – души разные…» Портрет-характеристика.

8 класс.

Цель урока. 

Знать: особенности данного вида описания – портрета- характеристики;

Уметь: анализировать художественные тексты-образцы, содержащие характеристики героев; усвоить основной круг  нравственно-духовных понятий.

 

Ход урока.

1.     Оргмомент. Цель урока.

2.     Работаем над понятием портрет- характеристика

 

     - разновидностью какого типа речи является портрет-характеристика?

- что входит в понятие портрет? Нужно ли описывать всё во внешности героя?

- что означает слово «характеристика»? Разберите его по составу. Подберите однокоренные слова и синонимы.

Характер                                                   нрав

Характерный                                            норов

характеризовать

 

 

В словаре С.И. Ожегова сказано: «Характеристика – описание характерных, отличительных качеств, свойств кого-либо».

 

В словаре В.И. Даля: «Характер – нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца».

 

Нравственность (мораль) – правила поведения, принятые в обществе.

 

 

 

3. Объём сочинения. Какой круг вопросов должен войти в сочинение?

 

Если в портретном описании перечисляются внешние признаки героя, то в описании-характеристике называются черты характера, приводятся биографические данные, указывается общественное положение человека, описываются его наклонности и  интересы.

 

 

4.     Композиция.

- Расположите эти микротемы в нужной последовательности: 1, 2, 3…

     - Какой пункт плана будет главным?

 

 

 

5.     Прочитайте выписки из «Словаря эпитетов русского языка»

 

Х А Р А К Т Е Р: голубиный, деликатный, дружелюбный, золотой, инициативный, незаурядный, независимый, незлобивый, несгибаемый, решительный. сдержанный, увлекающийся, цельный, эмоциональный.

 

У М: острый, изобретательный, оригинальный, творческий, цепкий.

 

Д У Ш А: бесхитростная, возвышенная, доверчивая, светлая, беспокойная, впечатлительная, поэтическая, добрая.

 

              - Незнакомые слова?

              - Слова в переносном значении? Как они называются?

              - Наиболее привлекательные черты характера?

 

 

6.     Работаем с художественным текстом.

 

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Г.Р. Державина «Признание». Подумайте, каким человеком считал себя поэт.

 

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид;

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

 

(Справка. Сан – почёт, положение в обществе, звание.)

 

 

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения В.С. Высоцкого «Я не люблю». Что можно сказать о поэте?

 

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю и ещё-

Когда чужой читает мои письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю,  когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу.

Тем более, когда в неё плюют.

 

 

7.     Исследуем слово. Задание №1

 

Угадайте слово по его лексическому значению.

?...             …        …                    - то же, что талантливый.

?...             …        …                    - вежливый, мягкий в обращении.

?...             …        …                    - непочтительный, грубый.

?...             …        …                    - инициативный, предприимчивый.

?...             …        …                    - действующий беспристрастно, в соответствии с истиной.

?..              …        …                    - склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

?...             …        …                    - владеющий собой, умеющий сдержаться, ровный.

?...             …        …                    - готовый помочь, легко отзывающийся на чужие нужды.

(Слова для справки: деликатный, сдержанный, дерзкий, отзывчивый, одарённый, инициативный, справедливый, любознательный.)       

 

 

Задание №2

К данным прилагательным подберите антонимы. Дайте толкование этим словам. Как напишете слова с НЕ – слитно или раздельно?

Вежливый - …                                     Скромный - …

Добрый - …                                          Терпимый - …

 

Взыскательный - …

 

 

Задание №3

Вспомните, что называется сравнением. Попробуйте закончить сравнения.

Вспыльчивый, как …                           Хитрый, как…

Храбрый, как …                                   Упрямый, как …

Хвас(..)ливый, как …                           Завис(..)ливый, как …

 

(Сравнение – уподобление одного предмета другому)

 

Задание №4

    Продолжите ряды слов.

П О В Е Д Е Н И Е: вежливый, тактичный, замкнутый…(культурный, деликатный,    приветливый, сердечный, непосредственный, сдержанный)

 

О Т Н О Ш Е Н И Е  К  Л Ю Д Я М: доброжелательный, приветливый,        насмешливый, отзывчивый, сердечный…(добродушный, гостеприимный, общительный, чёрствый, язвительный)

 

О Т Н О Ш Е Н И Е  К  Т Р У Д У: трудолюбивый, активный, ленивый, исполнительный, небрежный…(недобросовестный, безответственный, сознательный)

УМ, СПОСОБНОСТИ: одарённый, талантливый, сообразительный…(умный, способный, любознательный, неразвитый)

 

 

 

8.     Рассмотрим  рисунки датского художника Х. Бидструпа «Четыре характера».

- Можно ли эти рисунки назвать юмористическими? В чём комизм ситуаций, представленных на рисунках?

- Какие черты характера изобразил художник на своём рисунке? При помощи эпитетов попробуйте их описать.

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Предложите подписи под картинками.

- Опишите людей, изображённых на рисунках. Какой разговор мог произойти между ними? Составьте диалог или монолог.

 

 

9. Домашнее задание. Используя материалы урока, составьте описание-характеристику на тему «Я». (На черновике!)

 

 

10.  Дополнительный материал. Учимся у мастеров слова!

 

 

     Раскройте значение выделенных слов и словосочетаний. О каких качествах характера идёт речь? Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, антитезу (противопоставление).

 

ü Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – (не)угасимым, весёлым и тёплым светом (М. Горький).

ü Вдруг в гостиную вбежала девочка лет десяти, некрасивая, но чрезвычайно живая и обаятельная (Л.Н. Толстой).

ü Он засмеялся шёлковым, ласковым смехом (М. Горький).

ü Мальчик выделялся блестящими способностями и огромным самолюбием   (Л.Н. Толстой).

ü Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское (А.С. Пушкин).

ü Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его (Н.В. Гоголь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Валентин Александрович Серов (1865-1911) – один из крупнейших русских художников второй половины 19 века. Картина называется «Мики Морозов». Серов создал умный, правдивый, серьёзный портрет Мики Морозова. Четырёхлетний ребёнок сидит в глубоком кресле, отчего его фигурка кажется ещё более хрупкой. Во всём облике Микки чувствуется движение, взволнованность, нетерпение, любопытство. Особенно это состояние подчёркивается широко раскрытыми глазами. Рот слегка приоткрыт. Какая-то мысль рождается в детской головке. Поза мальчика тоже выражает эту внутреннюю энергию: кажется, вот-вот соскочит он с кресла, побежит, и мы услышим его звонкий, как колокольчик, смех.

 

Картина «За обедом» - принадлежит кисти Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. На картине изображены дети художницы: Тата, Женя и Шурик.  Каждый ребёнок самобытен и индивидуален. Тата поражает своими тёмными, живыми, блестящими глазами. Ей не сидится на месте, она как бы хочет совершить что-либо сейчас, в данный момент. У девочки непринуждённая поза, ручка лежит на тарелке… Чувствуется, что она не может долго сидеть на одном месте.

Сыновья Зинаиды Евгеньевны не похожи один на другого. Женя – блондин с голубыми глазами, с красивым тонким профилем. Он держит стакан с водой и на первый взгляд кажется, что он пытается что-то увидеть на дне стакана. Но это не так. Мальчик погружён в себя, свои мысли, сосредоточен, задумчив.

Шурик, второй сын Серебряковой, - шатен с ласковым и нежным личиком. Он сидит в пол-оборота, как будто его кто-то окликнул. Открытые, трогательные, добрые ребята.

 

 

.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок развития речи в 8 классе по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока. 

Знать: особенности данного вида описания – портрета- характеристики;

Уметь: анализировать художественные тексты-образцы, содержащие характеристики героев; усвоить основной круг  нравственно-духовных понятий.

В начале урока работаем над понятием "портрет-характеристика", обсуждаем круг вопросов, которые должны войти в сочинение.

Далее следует работа со "Словарём эпитетов русского языка" и анализ образцов художественных текстов.

Важный этап - работа в группах ("Исследуем слово") и коллективная работа с рисунками датского художника Х. Бидструпа "Четыре характера".

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 802 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 429
    • DOCX 155.5 кбайт
    • Рейтинг: 4 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хрущева Алевтина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хрущева Алевтина Ивановна
    Хрущева Алевтина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 38636
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов