Тема урока. «Людские души – души разные…» Портрет-характеристика.
8 класс.
Цель урока.
Знать: особенности данного вида описания – портрета- характеристики;
Уметь: анализировать художественные тексты-образцы, содержащие
характеристики героев; усвоить основной круг нравственно-духовных понятий.
Ход урока.
1.
Оргмомент. Цель урока.
2.
Работаем над понятием портрет-
характеристика
- разновидностью какого типа речи является
портрет-характеристика?
- что входит в понятие портрет? Нужно ли
описывать всё во внешности героя?
- что означает слово «характеристика»? Разберите его
по составу. Подберите однокоренные слова и синонимы.
Характер нрав
Характерный норов
характеризовать
В словаре С.И. Ожегова сказано: «Характеристика –
описание характерных, отличительных качеств, свойств кого-либо».
В словаре В.И. Даля: «Характер – нрав человека,
нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца».
Нравственность (мораль) – правила поведения, принятые
в обществе.
3. Объём сочинения. Какой круг вопросов должен
войти в сочинение?
Если в портретном описании перечисляются внешние
признаки героя, то в описании-характеристике называются черты характера,
приводятся биографические данные, указывается общественное положение
человека, описываются его наклонности и интересы.
4.
Композиция.
- Расположите эти микротемы в нужной
последовательности: 1, 2, 3…
- Какой пункт плана будет главным?
5.
Прочитайте выписки
из «Словаря эпитетов русского языка»
Х А Р А К Т Е Р: голубиный, деликатный, дружелюбный,
золотой, инициативный, незаурядный, независимый, незлобивый, несгибаемый,
решительный. сдержанный, увлекающийся, цельный, эмоциональный.
У М: острый, изобретательный, оригинальный,
творческий, цепкий.
Д У Ш А: бесхитростная, возвышенная, доверчивая,
светлая, беспокойная, впечатлительная, поэтическая, добрая.
- Незнакомые слова?
- Слова в переносном значении? Как они
называются?
- Наиболее привлекательные черты
характера?
6.
Работаем с
художественным текстом.
Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Г.Р.
Державина «Признание». Подумайте, каким человеком считал себя поэт.
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
(Справка. Сан – почёт, положение в обществе, звание.)
Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения В.С.
Высоцкого «Я не люблю». Что можно сказать о поэте?
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю и ещё-
Когда чужой читает мои письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю себя,
когда я трушу,
И не терплю, когда
невинных бьют.
Я не люблю, когда
мне лезут в душу.
Тем более, когда в
неё плюют.
7.
Исследуем слово.
Задание №1
Угадайте
слово по его лексическому значению.
?... … … -
то же, что талантливый.
?... … … -
вежливый, мягкий в обращении.
?... … … -
непочтительный, грубый.
?... … … -
инициативный, предприимчивый.
?... … … -
действующий беспристрастно, в соответствии с истиной.
?.. … … -
склонный к приобретению новых знаний, пытливый.
?... … … -
владеющий собой, умеющий сдержаться, ровный.
?... … … -
готовый помочь, легко отзывающийся на чужие нужды.
(Слова
для справки: деликатный, сдержанный, дерзкий, отзывчивый, одарённый,
инициативный, справедливый, любознательный.)
Задание №2
К данным прилагательным подберите антонимы. Дайте
толкование этим словам. Как напишете слова с НЕ – слитно или раздельно?
Вежливый - … Скромный
- …
Добрый - … Терпимый
- …
Взыскательный - …
Задание №3
Вспомните, что называется сравнением. Попробуйте
закончить сравнения.
Вспыльчивый, как … Хитрый,
как…
Храбрый, как … Упрямый,
как …
Хвас(..)ливый, как … Завис(..)ливый,
как …
(Сравнение – уподобление одного предмета
другому)
Задание №4
Продолжите ряды слов.
П О В Е Д Е Н И Е: вежливый, тактичный,
замкнутый…(культурный, деликатный, приветливый,
сердечный, непосредственный, сдержанный)
О Т Н О Ш Е Н И Е К Л Ю Д Я М: доброжелательный,
приветливый, насмешливый, отзывчивый, сердечный…(добродушный,
гостеприимный, общительный, чёрствый, язвительный)
О Т Н О Ш Е Н И Е К Т Р У Д У: трудолюбивый,
активный, ленивый, исполнительный, небрежный…(недобросовестный,
безответственный, сознательный)
УМ, СПОСОБНОСТИ: одарённый, талантливый,
сообразительный…(умный, способный, любознательный,
неразвитый)
8.
Рассмотрим рисунки
датского художника Х. Бидструпа «Четыре характера».
- Можно ли эти рисунки назвать юмористическими? В чём
комизм ситуаций, представленных на рисунках?
- Какие черты характера изобразил художник на своём
рисунке? При помощи эпитетов попробуйте их описать.
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
- Предложите подписи под картинками.
- Опишите людей, изображённых на рисунках. Какой
разговор мог произойти между ними? Составьте диалог или монолог.
9. Домашнее задание. Используя материалы урока, составьте
описание-характеристику на тему «Я». (На черновике!)
10.
Дополнительный
материал. Учимся у мастеров слова!
Раскройте значение выделенных слов и словосочетаний. О каких
качествах характера идёт речь? Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, антитезу
(противопоставление).
ü Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через
глаза – (не)угасимым, весёлым и тёплым светом (М. Горький).
ü Вдруг в гостиную вбежала девочка лет десяти,
некрасивая, но чрезвычайно живая и обаятельная (Л.Н. Толстой).
ü Он засмеялся шёлковым, ласковым смехом (М.
Горький).
ü Мальчик выделялся блестящими способностями и
огромным самолюбием (Л.Н. Толстой).
ü Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское
(А.С. Пушкин).
ü Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье,
казалось, так и прыскало с лица его (Н.В. Гоголь).
Валентин Александрович Серов (1865-1911) – один из
крупнейших русских художников второй половины 19 века. Картина называется «Мики
Морозов». Серов создал умный, правдивый, серьёзный портрет Мики Морозова.
Четырёхлетний ребёнок сидит в глубоком кресле, отчего его фигурка кажется ещё
более хрупкой. Во всём облике Микки чувствуется движение, взволнованность,
нетерпение, любопытство. Особенно это состояние подчёркивается широко
раскрытыми глазами. Рот слегка приоткрыт. Какая-то мысль рождается в детской
головке. Поза мальчика тоже выражает эту внутреннюю энергию: кажется, вот-вот
соскочит он с кресла, побежит, и мы услышим его звонкий, как колокольчик, смех.
Картина
«За обедом» - принадлежит кисти Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. На картине
изображены дети художницы: Тата, Женя и Шурик. Каждый ребёнок
самобытен и индивидуален. Тата поражает своими тёмными, живыми, блестящими глазами.
Ей не сидится на месте, она как бы хочет совершить что-либо сейчас, в данный
момент. У девочки непринуждённая поза, ручка лежит на тарелке… Чувствуется, что
она не может долго сидеть на одном месте.
Сыновья
Зинаиды Евгеньевны не похожи один на другого. Женя – блондин с голубыми
глазами, с красивым тонким профилем. Он держит стакан с водой и на первый
взгляд кажется, что он пытается что-то увидеть на дне стакана. Но это не так.
Мальчик погружён в себя, свои мысли, сосредоточен, задумчив.
Шурик,
второй сын Серебряковой, - шатен с ласковым и нежным личиком. Он сидит в
пол-оборота, как будто его кто-то окликнул. Открытые, трогательные, добрые
ребята.
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.