Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок развития речи в 8 классе. Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»

Урок развития речи в 8 классе. Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»

Скачать материал

 

Урок развития речи в 8 «А» классе

(проведён в компьютерном кабинете с использованием

мультимедийного проектора)

 

Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»

 Цели: расширить и углубить представле­ние учащихся о художественном и публицистическом стилях речи, их особенностях; дать представление о роли творческой фантазии, воображения в создании произведений искусства; учить строить высказывание в заданном стиле.

 

I.                  Эпиграф к уроку (спроецирован на доску)    

— А что такое воображение?..

— Это свойство человека, пользуясь запасом жиз­ненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать,

наряду с действительностью, вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями...

— Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумы­вать другую?

— А затем, что настоящая жизнь большая и слож­ная и человеку никогда не удаётся узнать её цели­ком и во всём разнообразии... И вот воображение даёт ему то, что не успела или не может дать ему действительность. Воображение заполняет пусто­ты человеческой жизни...

Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как и воображение бесплодно без действи­тельности.

                                                        К. Г. Паустовский. Из книги «Золотая роза»

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


     Все вопросы, которые будут поставлены на уроке, проецируются на доске, чтобы дети могли более вдумчиво осознать их и осмыслить.

— Прочитайте диалог. Какова роль воображения в жизни человека? Сравните свои ответы с размышлениями К. Г. Паус­товского на эту тему.

Да, многое он [человек] не может увидеть и пережить. Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в 1814 году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. Или беседовать с Гоголем, бродя по улицам Рима. Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. Или смотреть с палубы на Тихий океан, усеянный звёздами. Хотя бы по­тому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. А человек хочет знать, видеть и слышать всё, хочет пережить всё.

— Какую роль играет воображение в художественном твор­честве?

— Обратившись к Толковому словарю русского языка и Сло­варю синонимов русского языка, объясните значение слова во­ображение и составьте с ним синонимический ряд, словосоче­тания. (Воображение — способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление).

Воображение, фантазия (творческая); порожденный (создан­ный) воображением; полет фантазии, смелое воображение, на крыльях фантазии и т.д.

II. Работа по теме.

1.  Обратитесь к таблицам («Речь», 5—7 классы), в ко­торых представлены особенности публицистического и худо­жественного стилей. Найдите сходства и различия между ними.

— Какова роль воображения в создании публицистического и художественного текстов? В тексте какого стиля речи оно присутствует в большей степени? Почему? (Публицистический текст основывается на фактах действительности, а художественный в значительной степени создается с помощью воображения, творческой фантазии.)

— Какие цели преследуют авторы публицистического и художественного произведений? В чем их отличие? (Публицистическое произведение воздействует на читателей через факты действительности, автор художественного произведения создает образную систему, сюжет, композицию произведения, посредством которых сообщает читателям о своих мыслях и взглядах на рассматриваемую проблему.)

2.  Сегодня на уроке мы обращаемся к двум текстам на одну тему, но разным по стилю. Это рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» и воспоминания писателя о том, как он был написан. Наша задача — сопоставить их и выявить различия, обусловленные стилевой принадлежностью.

— Познакомьтесь с текстом воспоминаний К. Г. Паустовского.

(тексты распечатаны на компьютере для каждого ученика)

 

      Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая старушка — дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь Настя жила в Ленинграде и совсем забыла о матери — она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

     Кроме старушки и меня, в доме больше никто не жил. Дом этот считался мемориальным.

     Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой г озябший сад...

     Стёкла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, язычок свечи отражался в них почему-то два раза.

     Все вещи — диваны, столы и стулья — были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом, как иконы...

     По вечерам я приходил к Катерине Ивановне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала раза по два-три за день для всяких мелких хозяйственных поделок соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

     Нюрка ставила самовар и пила с нами,  чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами:

— Ну вот ещё! Чего выдумали!

Я её стыдил, но она мне говорила:

— Ну вот ещё! Будто я ничего не понимаю, будто я совсем серая!

     Но на деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпку с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или жёлтое от времени кружевце.

     Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там у неё хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти — красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом — и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны, когда она была ещё девушкой, — воплощение нежности и чистоты.

     Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Екатерины Ивановны не жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвёртый год как не приезжает, забыла, значит, мать, а дни у Екатерины Ивановны считанные. Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

     Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то, бывало, с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов — никому не известно.

     Однажды Екатерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, — в нём она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

— Дорогой мой, — сказала Екатерина Ивановна, — уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нём я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья посадила сама.

Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

     Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

      Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

     Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

— Не дай вам Бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!..

     А ещё через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У неё ничего не болело. Жаловалась она только на усталость.

     Я послал телеграмму в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть ближе.

     Однажды ночью Нюрка сильно застучала ко мне в стенку и крикнула испуганным голосом:

— Идите! Бабка помирает!

     Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс — он не бился, а тихо дрожал, тоненький, как паутина...

Умерла Катерина Ивановна к утру...

     Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обёрнут вокруг её ног. Из-под него были видны маленькие чёрные замшевые туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шёлковых алых роз был приколот к её корсажу.

     Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, то можно было подумать, что это лежит молодая и стройная женщина.

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон.

     Всё рассказанное выше, — заключает автор, — это и есть тот писательский житейский материал, из которого рождается проза.

(Из книги «Золотая роза» )

— Сравните сюжеты рассказа «Телеграмма» и мемуарного очерка. Чем они отличаются? Какие новые эпизоды включены в рассказ автором? Какой творческой задачей это обусловлено? (Письмо Катерины Петровны дочери, эпизод с фальшивой телеграммой, события с Настей в Ленинграде, сцена похорон и т. д. Эти и другие фрагменты помогают глубже раскрыть психологию действующих лиц. Так, неуклюжий и грубоватый Тихон, сторож при пожарном сарае, человек доброй души, хочет скрасить одиночество героини, послав ей телеграмму от имени дочери; забота Тихона о Катерине Петровне как бы подчеркивает равнодушие дочери к судьбе матери).

— Каких новых героев включает автор в сюжет рассказа? С какой целью он это делает? (Это художник Тимофеев из Ленинграда, молодая учительница. Каждый из персонажей углубляет авторскую мысль: организация выставки художника Тимофеева помогает понять читателю устремления Насти, которая хочет чувствовать себя интересной и нужной людям, но при этом забывает о самом близком человеке; появление молодой учительницы на похоронах придает повествованию особое звучание, это своеобразный урок для девушки, у которой в областном центре осталась «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая» мать, и для читателей, которых автор заставляет задуматься о важности нравственной проблемы.)

3. Обратите внимание на внесюжетные элементы рассказа: пейзаж, интерьер, портрет. Прочитайте пейзажную зарисовку из рассказа.

     Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

     Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

     Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

     По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

—  Сравните описание природы в очерке и рассказе. Чем они отличаются? Какое настроение создает пейзаж в рассказе? Обратите внимание на глаголы и глагольные форы (тащились, сыпался, цепляясь), определите их художественную роль в пейзаже.

— Прочитайте описание дома главной героини рассказа.

    ... Комнаты, где стоял горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась тёмная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной»:

     Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником.

— Сравните это описание с описанием дома в очерке. С какой целью автор рисует дом героини? Найдите в этих фрагментах эмоционально окрашенную лексику, определите ее роль в описании.

— Обратите внимание на портрет Насти.

На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали её Сольвейг — за русые волосы и большие холодные глаза.

 

Как он углубил ваше представление о характере героини, об отношении к ней автора? Какие детали портрета, на ваш   взгляд, особенно красноречивы? («Большие холодные глаза».) Можно ли по портретной зарисовке определить авторское отношение к героине?

 

4.  Почему рассказ называется «Телеграмма»? Сформулируйте главную мысль рассказа.

— От какого лица ведется повествование в очерке-воспоминании и рассказе? (В воспоминании — от первого лица, от лица героя-рассказчика; в рассказе — от третьего лица, от лица повествователя.)

— Каким образом герой-рассказчик в воспоминаниях выражает свое отношение к событиям, оценивает ситуацию? (Явно, открыто.)

— Как в рассказе выражено отношение писателя к героям? (Скрыто, через отношение других персонажей к поступку Насти, через пейзаж, портрет, интерьер и т.п.)

—  Как воображение писателя изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность?

III. Задание на дом.

      Создайте письменное речевое высказывание в художественном или публицистическом стиле, используя творческое воображение, на основе следующего факта действительности:

«Спортсмен, возвращаясь домой с утренней пробежки по городу, увидел падающий с моста троллейбус, бросился в воду и спас двадцать пять пассажиров».

Придумайте название к написанному вами очерку или рассказу.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок развития речи в 8 классе. Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»

 Цели: расширить и углубить представле­ние учащихся о художественном и публицистическом стилях речи, их особенностях; дать представление о роли творческой фантазии, воображения в создании произведений искусства; учить строить высказывание в заданном стиле.

 

I.                  Эпиграф к уроку (спроецирован на доску)    

— А что такое воображение?..

— Это свойство человека, пользуясь запасом жиз­ненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать,

наряду с действительностью, вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями...

— Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумы­вать другую?

— А затем, что настоящая жизнь большая и слож­ная и человеку никогда не удаётся узнать её цели­ком и во всём разнообразии... И вот воображение даёт ему то, что не успела или не может дать ему действительность. Воображение заполняет пусто­ты человеческой жизни...

Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как и воображение бесплодно без действи­тельности.

                                                        К. Г. Паустовский. Из книги «Золотая роза»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Все вопросы, которые будут поставлены на уроке, проецируются на доске, чтобы дети могли более вдумчиво осознать их и осмыслить.

— Прочитайте диалог. Какова роль воображения в жизни человека? Сравните свои ответы с размышлениями К. Г. Паус­товского на эту тему.

Да, многое он [человек] не может увидеть и пережить. Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в 1814 году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. Или беседовать с Гоголем, бродя по улицам Рима. Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. Или смотреть с палубы на Тихий океан, усеянный звёздами. Хотя бы по­тому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. А человек хочет знать, видеть и слышать всё, хочет пережить всё.

— Какую роль играет воображение в художественном твор­честве?

— Обратившись к Толковому словарю русского языка и Сло­варю синонимов русского языка, объясните значение слова во­ображение и составьте с ним синонимический ряд, словосоче­тания. (Воображение — способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление).

Воображение, фантазия (творческая); порожденный (создан­ный) воображением; полет фантазии, смелое воображение, на крыльях фантазии и т.д.

II. Работа по теме.

1.  Обратитесь к таблицам («Речь», 5—7 классы), в ко­торых представлены особенности публицистического и худо­жественного стилей. Найдите сходства и различия между ними.

— Какова роль воображения в создании публицистического и художественного текстов? В тексте какого стиля речи оно присутствует в большей степени? Почему? (Публицистический текст основывается на фактах действительности, а художественный в значительной степени создается с помощью воображения, творческой фантазии.)

— Какие цели преследуют авторы публицистического и художественного произведений? В чем их отличие? (Публицистическое произведение воздействует на читателей через факты действительности, автор художественного произведения создает образную систему, сюжет, композицию произведения, посредством которых сообщает читателям о своих мыслях и взглядах на рассматриваемую проблему.)

2.  Сегодня на уроке мы обращаемся к двум текстам на одну тему, но разным по стилю. Это рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» и воспоминания писателя о том, как он был написан. Наша задача — сопоставить их и выявить различия, обусловленные стилевой принадлежностью.

— Познакомьтесь с текстом воспоминаний К. Г. Паустовского.

(тексты распечатаны на компьютере для каждого ученика)

 

      Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая старушка — дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь Настя жила в Ленинграде и совсем забыла о матери — она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

     Кроме старушки и меня, в доме больше никто не жил. Дом этот считался мемориальным.

     Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой г озябший сад...

     Стёкла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, язычок свечи отражался в них почему-то два раза.

     Все вещи — диваны, столы и стулья — были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом, как иконы...

     По вечерам я приходил к Катерине Ивановне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала раза по два-три за день для всяких мелких хозяйственных поделок соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

     Нюрка ставила самовар и пила с нами,  чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами:

— Ну вот ещё! Чего выдумали!

Я её стыдил, но она мне говорила:

— Ну вот ещё! Будто я ничего не понимаю, будто я совсем серая!

     Но на деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпку с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или жёлтое от времени кружевце.

     Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там у неё хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти — красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом — и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны, когда она была ещё девушкой, — воплощение нежности и чистоты.

     Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Екатерины Ивановны не жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвёртый год как не приезжает, забыла, значит, мать, а дни у Екатерины Ивановны считанные. Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

     Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то, бывало, с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов — никому не известно.

     Однажды Екатерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, — в нём она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

— Дорогой мой, — сказала Екатерина Ивановна, — уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нём я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья посадила сама.

Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

     Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

      Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

     Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

— Не дай вам Бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!..

     А ещё через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У неё ничего не болело. Жаловалась она только на усталость.

     Я послал телеграмму в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть ближе.

     Однажды ночью Нюрка сильно застучала ко мне в стенку и крикнула испуганным голосом:

— Идите! Бабка помирает!

     Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс — он не бился, а тихо дрожал, тоненький, как паутина...

Умерла Катерина Ивановна к утру...

     Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обёрнут вокруг её ног. Из-под него были видны маленькие чёрные замшевые туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шёлковых алых роз был приколот к её корсажу.

     Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, то можно было подумать, что это лежит молодая и стройная женщина.

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон.

     Всё рассказанное выше, — заключает автор, — это и есть тот писательский житейский материал, из которого рождается проза.

(Из книги «Золотая роза» )

— Сравните сюжеты рассказа «Телеграмма» и мемуарного очерка. Чем они отличаются? Какие новые эпизоды включены в рассказ автором? Какой творческой задачей это обусловлено? (Письмо Катерины Петровны дочери, эпизод с фальшивой телеграммой, события с Настей в Ленинграде, сцена похорон и т. д. Эти и другие фрагменты помогают глубже раскрыть психологию действующих лиц. Так, неуклюжий и грубоватый Тихон, сторож при пожарном сарае, человек доброй души, хочет скрасить одиночество героини, послав ей телеграмму от имени дочери; забота Тихона о Катерине Петровне как бы подчеркивает равнодушие дочери к судьбе матери).

— Каких новых героев включает автор в сюжет рассказа? С какой целью он это делает? (Это художник Тимофеев из Ленинграда, молодая учительница. Каждый из персонажей углубляет авторскую мысль: организация выставки художника Тимофеева помогает понять читателю устремления Насти, которая хочет чувствовать себя интересной и нужной людям, но при этом забывает о самом близком человеке; появление молодой учительницы на похоронах придает повествованию особое звучание, это своеобразный урок для девушки, у которой в областном центре осталась «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая» мать, и для читателей, которых автор заставляет задуматься о важности нравственной проблемы.)

3. Обратите внимание на внесюжетные элементы рассказа: пейзаж, интерьер, портрет. Прочитайте пейзажную зарисовку из рассказа.

     Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

     Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

     Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

     По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

—  Сравните описание природы в очерке и рассказе. Чем они отличаются? Какое настроение создает пейзаж в рассказе? Обратите внимание на глаголы и глагольные форы (тащились, сыпался, цепляясь), определите их художественную роль в пейзаже.

— Прочитайте описание дома главной героини рассказа.

    ... Комнаты, где стоял горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась тёмная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной»:

     Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником.

— Сравните это описание с описанием дома в очерке. С какой целью автор рисует дом героини? Найдите в этих фрагментах эмоционально окрашенную лексику, определите ее роль в описании.

— Обратите внимание на портрет Насти.

На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали её Сольвейг — за русые волосы и большие холодные глаза.

 

Как он углубил ваше представление о характере героини, об отношении к ней автора? Какие детали портрета, на ваш   взгляд, особенно красноречивы? («Большие холодные глаза».) Можно ли по портретной зарисовке определить авторское отношение к героине?

 

4.  Почему рассказ называется «Телеграмма»? Сформулируйте главную мысль рассказа.

— От какого лица ведется повествование в очерке-воспоминании и рассказе? (В воспоминании — от первого лица, от лица героя-рассказчика; в рассказе — от третьего лица, от лица повествователя.)

— Каким образом герой-рассказчик в воспоминаниях выражает свое отношение к событиям, оценивает ситуацию? (Явно, открыто.)

— Как в рассказе выражено отношение писателя к героям? (Скрыто, через отношение других персонажей к поступку Насти, через пейзаж, портрет, интерьер и т.п.)

—  Как воображение писателя изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность?

III. Задание на дом.

      Создайте письменное речевое высказывание в художественном или публицистическом стиле, используя творческое воображение, на основе следующего факта действительности:

«Спортсмен, возвращаясь домой с утренней пробежки по городу, увидел падающий с моста троллейбус, бросился в воду и спас двадцать пять пассажиров».

Придумайте название к написанному вами очерку или рассказу.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 479 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10735
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 868
    • DOCX 54 кбайт
    • 21 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбачева Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горбачева Елена Владимировна
    Горбачева Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 102022
    • Всего материалов: 36

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек