- 01.10.2020
- 462
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»
Цели: расширить и углубить представление учащихся о художественном и публицистическом стилях речи, их особенностях; дать представление о роли творческой фантазии, воображения в создании произведений искусства; учить строить высказывание в заданном стиле.
I. Эпиграф к уроку (спроецирован на доску)
— А что такое воображение?..
— Это свойство человека, пользуясь запасом жизненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать,
наряду с действительностью, вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями...
— Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумывать другую?
— А затем, что настоящая жизнь большая и сложная и человеку никогда не удаётся узнать её целиком и во всём разнообразии... И вот воображение даёт ему то, что не успела или не может дать ему действительность. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни...
Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как и воображение бесплодно без действительности.
К. Г. Паустовский. Из книги «Золотая роза»
Все вопросы, которые будут поставлены на уроке, проецируются на доске, чтобы дети могли более вдумчиво осознать их и осмыслить.
— Прочитайте диалог. Какова роль воображения в жизни человека? Сравните свои ответы с размышлениями К. Г. Паустовского на эту тему.
Да, многое он [человек] не может увидеть и пережить. Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в 1814 году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. Или беседовать с Гоголем, бродя по улицам Рима. Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. Или смотреть с палубы на Тихий океан, усеянный звёздами. Хотя бы потому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. А человек хочет знать, видеть и слышать всё, хочет пережить всё.
— Какую роль играет воображение в художественном творчестве?
— Обратившись к Толковому словарю русского языка и Словарю синонимов русского языка, объясните значение слова воображение и составьте с ним синонимический ряд, словосочетания. (Воображение — способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление).
Воображение, фантазия (творческая); порожденный (созданный) воображением; полет фантазии, смелое воображение, на крыльях фантазии и т.д.
II. Работа по теме.
1. Обратитесь к таблицам («Речь», 5—7 классы), в которых представлены особенности публицистического и художественного стилей. Найдите сходства и различия между ними.
— Какова роль воображения в создании публицистического и художественного текстов? В тексте какого стиля речи оно присутствует в большей степени? Почему? (Публицистический текст основывается на фактах действительности, а художественный в значительной степени создается с помощью воображения, творческой фантазии.)
— Какие цели преследуют авторы публицистического и художественного произведений? В чем их отличие? (Публицистическое произведение воздействует на читателей через факты действительности, автор художественного произведения создает образную систему, сюжет, композицию произведения, посредством которых сообщает читателям о своих мыслях и взглядах на рассматриваемую проблему.)
2. Сегодня на уроке мы обращаемся к двум текстам на одну тему, но разным по стилю. Это рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» и воспоминания писателя о том, как он был написан. Наша задача — сопоставить их и выявить различия, обусловленные стилевой принадлежностью.
— Познакомьтесь с текстом воспоминаний К. Г. Паустовского.
(тексты распечатаны на компьютере для каждого ученика)
Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая старушка — дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь Настя жила в Ленинграде и совсем забыла о матери — она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги.
Кроме старушки и меня, в доме больше никто не жил. Дом этот считался мемориальным.
Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой г озябший сад...
Стёкла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, язычок свечи отражался в них почему-то два раза.
Все вещи — диваны, столы и стулья — были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом, как иконы...
По вечерам я приходил к Катерине Ивановне пить чай.
Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала раза по два-три за день для всяких мелких хозяйственных поделок соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.
Нюрка ставила самовар и пила с нами, чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами:
— Ну вот ещё! Чего выдумали!
Я её стыдил, но она мне говорила:
— Ну вот ещё! Будто я ничего не понимаю, будто я совсем серая!
Но на деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпку с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или жёлтое от времени кружевце.
Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там у неё хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти — красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом — и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны, когда она была ещё девушкой, — воплощение нежности и чистоты.
Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Екатерины Ивановны не жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвёртый год как не приезжает, забыла, значит, мать, а дни у Екатерины Ивановны считанные. Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то, бывало, с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов — никому не известно.
Однажды Екатерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, — в нём она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
— Дорогой мой, — сказала Екатерина Ивановна, — уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нём я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья посадила сама.
Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.
Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
— Не дай вам Бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!..
А ещё через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У неё ничего не болело. Жаловалась она только на усталость.
Я послал телеграмму в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть ближе.
Однажды ночью Нюрка сильно застучала ко мне в стенку и крикнула испуганным голосом:
— Идите! Бабка помирает!
Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс — он не бился, а тихо дрожал, тоненький, как паутина...
Умерла Катерина Ивановна к утру...
Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обёрнут вокруг её ног. Из-под него были видны маленькие чёрные замшевые туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шёлковых алых роз был приколот к её корсажу.
Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, то можно было подумать, что это лежит молодая и стройная женщина.
Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон.
Всё рассказанное выше, — заключает автор, — это и есть тот писательский житейский материал, из которого рождается проза.
(Из книги «Золотая роза» )
— Сравните сюжеты рассказа «Телеграмма» и мемуарного очерка. Чем они отличаются? Какие новые эпизоды включены в рассказ автором? Какой творческой задачей это обусловлено? (Письмо Катерины Петровны дочери, эпизод с фальшивой телеграммой, события с Настей в Ленинграде, сцена похорон и т. д. Эти и другие фрагменты помогают глубже раскрыть психологию действующих лиц. Так, неуклюжий и грубоватый Тихон, сторож при пожарном сарае, человек доброй души, хочет скрасить одиночество героини, послав ей телеграмму от имени дочери; забота Тихона о Катерине Петровне как бы подчеркивает равнодушие дочери к судьбе матери).
— Каких новых героев включает автор в сюжет рассказа? С какой целью он это делает? (Это художник Тимофеев из Ленинграда, молодая учительница. Каждый из персонажей углубляет авторскую мысль: организация выставки художника Тимофеева помогает понять читателю устремления Насти, которая хочет чувствовать себя интересной и нужной людям, но при этом забывает о самом близком человеке; появление молодой учительницы на похоронах придает повествованию особое звучание, это своеобразный урок для девушки, у которой в областном центре осталась «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая» мать, и для читателей, которых автор заставляет задуматься о важности нравственной проблемы.)
3. Обратите внимание на внесюжетные элементы рассказа: пейзаж, интерьер, портрет. Прочитайте пейзажную зарисовку из рассказа.
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
— Сравните описание природы в очерке и рассказе. Чем они отличаются? Какое настроение создает пейзаж в рассказе? Обратите внимание на глаголы и глагольные форы (тащились, сыпался, цепляясь), определите их художественную роль в пейзаже.
— Прочитайте описание дома главной героини рассказа.
... Комнаты, где стоял горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась тёмная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной»:
Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником.
— Сравните это описание с описанием дома в очерке. С какой целью автор рисует дом героини? Найдите в этих фрагментах эмоционально окрашенную лексику, определите ее роль в описании.
— Обратите внимание на портрет Насти.
На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали её Сольвейг — за русые волосы и большие холодные глаза.
— Как он углубил ваше представление о характере героини, об отношении к ней автора? Какие детали портрета, на ваш взгляд, особенно красноречивы? («Большие холодные глаза».) Можно ли по портретной зарисовке определить авторское отношение к героине?
4. Почему рассказ называется «Телеграмма»? Сформулируйте главную мысль рассказа.
— От какого лица ведется повествование в очерке-воспоминании и рассказе? (В воспоминании — от первого лица, от лица героя-рассказчика; в рассказе — от третьего лица, от лица повествователя.)
— Каким образом герой-рассказчик в воспоминаниях выражает свое отношение к событиям, оценивает ситуацию? (Явно, открыто.)
— Как в рассказе выражено отношение писателя к героям? (Скрыто, через отношение других персонажей к поступку Насти, через пейзаж, портрет, интерьер и т.п.)
— Как воображение писателя изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность?
III. Задание на дом.
Создайте письменное речевое высказывание в художественном или публицистическом стиле, используя творческое воображение, на основе следующего факта действительности:
«Спортсмен, возвращаясь домой с утренней пробежки по городу, увидел падающий с моста троллейбус, бросился в воду и спас двадцать пять пассажиров».
Придумайте название к написанному вами очерку или рассказу.
6 661 479 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Горбачева Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.