Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
УУД
|
1.
Самоопределение к деятельности, мотивация
|
У вас на столах лежат смайлики, поднимите тот, который соответствует
вашему настроению. Тому настроению, с которым вы сейчас пришли на урок.
Открывается титульный лист презентации ( слайд 1) с эпиграфом:
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С.Красиков
Х.К.Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький
цветок”. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на
свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе,
весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их
красоты беднее становится наша жизнь.
Посмотрите репродукции картин Коровина Константина Алексеевича. <Слайды
2, 3, 4>
Цветы занимают большое место в произведениях русских писателей,
художников, композиторов.
|
Поднимают
смайлики, определяя свое настроение
|
Личностные: положительная мотивация учебной деятельности
|
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
Давайте и мы
сегодня поговорим об одном из самых чудесных творений на земле – цветке. Но
не просто поговорим, а попробуем себя в роли творцов. Как вы думаете, какое
творение должно у нас получиться? И о чем оно будет?
Итак, тема нашего урока: "Подготовка к сочинению-описанию
"Мой любимый цветок".
<Слайд 5 с определением темы.>
А как вы думаете, каковы цели нашего урока? К чему мы должны прийти в
конце урока?
|
Определяют
тему и цель урока.
|
Личностные: положительная мотивация учебной деятельности;
Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: выдвижение гипотез и их
обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в
ходе выдвижения гипотез.
|
3.
Актуализация знаний
|
Работать сегодня
мы будем не в тетрадях, а на листочках, они лежат у вас на столах.
1) - Сначала
определим, что для вас связано со словом цветок?
Посмотрите в
первый пункт, посередине записано слово «цветок». Слева запишите слова,
которые возникают у вас в памяти в связи с этим словом (игра в ассоциации).
Слайд 6. Справа – родственные слова. <Слайд 7>
|
Подбирают
ассоциации и однокоренные слова к слову «цветок»
|
Познавательные:
отбирать из своего опыта ту информацию, которая
может пригодиться при выполнении задания;
Регулятивные:
оценивать свою работу, вносить необходимые
коррективы;
Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание
|
4.
Работа по подготовке к написанию сочинения-описания
|
2) Прежде чем
начать работу над сочинением, вспомним о стилях речи. Для этого сравним два
текста. (Второй пункт в рабочих материалах)
Слайды 8,9
Роза, -ы, ж. – Растение с
красивыми крупными душистыми цветками и со стеблем, обычно покрытым шипами.
Соответствует ли
данный текст теме нашего сочинения? (Нет, дана точная научная информация.)
А если так:
…Никогда ещё не
видел Маленький принц таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит
чудо. А неведомая гостья, ещё скрытая в стенах своей зелёной комнатки, всё
готовилась, всё прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она
наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала
явиться на свет встрёпанной, точно какой- нибудь мак .Она хотела показаться
во всём блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! (А. Сент-Экзюпери
"Маленький принц".)
А этот текст
соответствует теме ?
(Да, это-
художественное описание, здесь много образных средств).
3) Любая
творческая работа (сочинение, изложение) пишется в соответствии с планом.
- Скажите, как
называется первая часть сочинения? (Вступление)
- А вспомните
композиционную схему сочинения-описания. Что в таком сочинении должно быть в
первой части?
<Слайд 10 >
В этой части мы
рассказываем, где видим цветок – на картине или он живой стоит перед нами, а,
может, мы встретили его на лесной полянке, и передаем свои первые
впечатления от его созерцания.
Запишем в своих
рабочих материалах первый пункт плана.
|
Сравнивают
два текста, определяют стили, начинают составлять план своего будущего
сочинения
|
Познавательные:
уметь сравнивать, выделять сходства и различия,
анализировать;
Регулятивные: оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы;
Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание;
Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям.
|
Физминутка
|
А теперь
немножко отдохнем.
- Нелегко
познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в
цветы
Вы маленькое
сморщенное семечко (сжаться в комочек, спрятать голову в колени и закрыть её
руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает
за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети
поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растёт
стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в
стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко
разжимают кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Наступает
лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается
цветам–соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них
своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул
ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой
(раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья
(опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на
неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в
маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и
спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт!
|
Выполняют
упражнения, предлагаемые учителем
|
|
|
- Теперь
переходим к основной части сочинения.
- Что в ней
должно быть? <Слайд 11>
Работа со
стихотворением В.Солоухина “Цветы”. Слайд 12
За то,
во-первых, что вполне подобен солнцу.
Как будто солнце
четко отразилось
В бесчисленных
осколочках зеркальных,
Разбросанных по
ласковой траве.
Но может быть,
что вовсе не за это
Люблю я скромный
маленький цветок.
За то его люблю,
что вечно жмется к людям.
1. Чтение
стихотворения.
2. На уроке
литературы мы говорили о нескольких образных средствах: эпитетах и
олицетворениях. Помните, что называется эпитетом? Слайд 13
Найдите эпитеты
в тексте этого стихотворения (скромный, маленький цветок; ласковая трава).
А прием
олицетворения как вы понимаете? Слайд 14
В этом тексте есть примеры олицетворения? (цветы
разбросаны по траве; жмется к людям).
А с чем
сравнивается цветок? (подобен солнцу; как будто в нем солнце отразилось)
А теперь
попробуем сами словесно нарисовать цветок.
В рабочих
тетрадях в центре листа дан кластер - контур цветка, в центре рисунка - его
название(тюльпан), а на лепестках напишите слова или словосочетания, с
помощью которых вы можете его нарисовать. Посмотрите слайды (15,16) с
изображением этого цветка.
Слайд 17, и
нарисовать на доске, дети выходят, вписывают то, что подобрали.
И остался у нас
последний пункт плана. Какой? Слайд 18
В этой,
заключительной части, нужно сказать, почему именно этот цветок вы выбрали для
описания, почему именно он любимый?
А как вы
понимаете слово любимый? Какие синонимы мы можем подобрать к этому слову?
Любимый-
дорогой, единственный, неповторимый, драгоценный.
|
Работают с
текстом стихотворения, находят эпитеты, олицетворения, сравнения. Заполняют
кластер.
|
Познавательные: обобщать, систематизировать полученный материал, действовать по
аналогии;
Регулятивные:
планировать свою деятельность, оценивать, вносить коррективы;
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение, строить
монологическое высказывание
|
5.
Рефлексия деятельности
|
Итак, урок
завершен, мы провели большую и, надеюсь, интересную работу. Для того, чтобы
хорошо написать сочинение, вам нужно вспомнить все, что мы говорили сегодня
на уроке. Рабочие программы остаются вам в помощь.
Домашнее задание
на выбор – 1) нарисовать цветок, подписать рисунок, используя образные
средства; 2) написать сочинение-описание на тему «Мой любимый цветок»
* сочинить стихотворение о любимом цветке.
А теперь снова обратимся к смайликам, выберите и поднимите тот,
который отражает ваше настроение в конце урока. Надеюсь, такое же настроение
останется у вас до того момента, как вы приступите к работе, и тогда все у
вас получится!
Спасибо за урок!
|
Выбирают
и записывают домашнее задание, поднимают смайлики
|
Личностные: осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к
письменной форме общения;
Регулятивные:
планировать
свою деятельность, выбирать задание, соотнося с собственными достижениями.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.