УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ВООБРАЖЕНИЯ
7 класс
Тема: «Создание словесного проекта памятника А.С.Пушкину».
Форма урока: Урок работы в группах.
Учитель русского языка и литературы Емельяновской СОШ № 2 Куприянова Е.П.
Урок развития речи и воображения в 7 классе по программе входит в систему уроков описания внешности человека.
Цель урока: обучение словесному портрету на основе прочитанного и по воображению.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умение строить речь в определенной композиционной форме;
учить собирать и систематизировать материалы для сочинения;
учить находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности.
Развивающие:
развивать основные мыслительные операции: внимание, память, умение сравнивать, анализировать;
развивать психологические особенности: воображение, эмоциональное восприятие, креативность;
развивать коммуникативные способности, умение распределять деятельностные позиции, удерживать их во время выполнения задания и быть способным сменить роль;
активизировать творческие способности участников урока;
развивать умение подбирать аргументы в защиту своего мнения, доказывать его, делать выбор, принимать решение.
развивать интерес к предметам гуманитарного цикла.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, терпение;
развивать умение уважительно относиться к противоположной точке зрения, вести дискуссию, умение работать в группе, умение оценить свою работу и работу товарища;
Оборудование:
Иллюстрации памятников А.С.Пушкину.
Толковые словари.
Подборка стихов и текстов о Пушкине и домашние заготовки детей.
Заготовки к изготовлению памятника, фломастеры, бумага.
Карточки для рефлексии.
Подсвечник со свечой.
Предварительный этап:
Работа на уроках литературы по изучению биографии А.С.Пушкина.
Развитие на уроках и внеурочных занятиях таких умений, как: работать в группе, собирать необходимую информацию, работать в проектном режиме, проводить презентацию результатов деятельности, рефлексировать.
Технологическая карта урока
1. Тема урока, план урока, возможная личностно-значимая проблема.
«Создание словесного проекта памятника А.С.Пушкину». Обучающий урок развития речи в 7 классе.
Организационный момент.
Вводное слово учителя.
Объявление темы урока, уточнение задач.
Словарная работа.
Работа в группах по созданию проекта.
- анализ и интерпретация информации;
- обсуждение;
- подготовка презентации результата совместной деятельности;
- презентация;
- обсуждение;
6. Демонстрация изображения признанного шедевра.
7. Рефлексия урока.
8. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
9. Возможная личностно-значимая проблема: научиться отбирать нужный материал, находить аргументы для защиты собственного мнения.
2. Планируемые результаты изучения материала.
Учащиеся продолжают работу по развитию и усовершенствованию речевых навыков.
3. Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
1. Репродуктивный и частично поисковый метод.
2. Форма урока – урок работы в группах.
Класс делится на 4 группы и каждая выполняет проект, а затем предъявляет результаты.
4. Развитие умений учащихся.
1. Развитие умений собирать, анализировать и интерпретировать информацию. Организовывать продуктивную коммуникацию в группе, распределять роли.
2. Развивать умение готовить и проводить презентацию результатов, делать выбор, рефлексировать.
3. Развивать воображение, эмоциональное восприятие и креативность.
5. Основные понятия и термины.
Памятник, памятный, память, проект, постамент, поза, фигура, шедевр.
6. Источники информации.
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы.
Учебник «Литература. 7 кл.». Кутузов А.Г. – М., 2000г.
Методическое пособие для учителя к учебнику «Литература. 7 кл.».
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М., 1998г.
Энциклопедия для детей «Литература Х1Х века». - М, «Аванта+», 1995г. Журнал «Литература в школе». Приложение к газете «Первое сентября» - «Литература».
Иллюстрации памятников и репродукции портретов Пушкина.
План урока:
Организационный момент: приветствие, порядок на рабочем столе.
(1-2 мин)
Вводное слово учителя: объявление темы урока, уточнение задач.
(3 мин)
Учитель:
Тема сегодняшнего урока записана на доске: «Создание словесного проекта памятника А.С.Пушкину». Но прежде чем мы уточним задачи нашей работы, я предлагаю зажечь свечу памяти у портрета А.С.Пушкина, которая будет гореть весь урок, согревая и объединяя нас.
Ученик:
Всего-то – чтоб свеча была,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро…
Учитель:
Приглашаю всех в творческую мастерскую, в которой создаются памятники Пушкину. Предлагаю включиться в творческий процесс.
Задача урока: используя приготовленные вами рабочие материалы, создать словесный проект памятника А.С.Пушкину.
Словарная работа. (3 мин)
Вспомним и уточним, что такое памятник (на доске). Энциклопедический словарь дает нам такое определение слова «Памятник».
На столе у вас толковые словари, найдите толкование этого слова в них.
Памятник-1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-то. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.
Подберите однокоренные слова к слову «памятник».
Памятный – сохраняемый в памяти, незабываемый.
Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.
Памятовать – помнить, не забывать.
Я думаю, что мы уяснили значение данных слов. А какие памятники вы можете назвать в нашем поселке? (ответы детей).
Работа в группах по созданию проекта (группы созданы по выбору детей). ( мин.)
Переходим непосредственно к созданию проекта. Представьте себя в творческой мастерской скульптора: у каждого есть своя идея создания памятника, т.е. вы подобрали материал для постамента и фигуры, определились с позой и местом. В течение следующих 5-7 минут выскажите свои идеи в группе.
Обсуждение
Каждый ребенок знакомит группу с наработанными дома материалами, предлагает свои варианты памятника.
(см. приложение №1)
Подготовка к презентации
Учитель: Пришло время объявить конкурс на лучший проект. Выберите лучший или объедините свои идеи в один проект. Оформите его на бумаге. Приготовьтесь к защите. На столе вы найдете дополнительные рабочие материалы.
(см. приложение 2).
Презентация
Каждая группа защищает свой проект, отвечает на вопросы (см. приложение 3).
Общее обсуждение всех вариантов, голосование, подсчет голосов (по цвету карточки).
Заключительный этап урока: демонстрация изображения признанного шедевра - памятника Пушкину в Москве (рассказ об этом памятнике). ( мин)
Рефлексия урока (см.приложение 4). ( мин)
Итог и оценивание за каждый этап урока. ( мин)
Домашнее задание: продолжить работу в творческой мастерской над сочинением-миниатюрой «Как мы открывали Пушкина». ( мин)
Впечатления учащихся об уроке, предложения и, возможно, замечания.
Учитель:
Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут. Но образ Александра Сергеевича Пушкина навсегда остается в наших сердцах.
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передается в поколеньях…
Спасибо всем за работу. До свидания!
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Урок развития речи и воображения в 7 классе по программе входит в систему уроков описания внешности человека.
Цель урока: обучение словесному портрету на основе прочитанного и по воображению.
Задачи урока:
Образовательные:
vформировать умение строить речь в определенной композиционной форме;
vучить собирать и систематизировать материалы для сочинения;
vучить находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности.
Развивающие:
vразвивать основные мыслительные операции: внимание, память, умение сравнивать, анализировать;
vразвивать психологические особенности: воображение, эмоциональное восприятие, креативность;
vразвивать коммуникативные способности, умение распределять деятельностные позиции, удерживать их во время выполнения задания и быть способным сменить роль;
vактивизировать творческие способности участников урока;
vразвивать умение подбирать аргументы в защиту своего мнения, доказывать его, делать выбор, принимать решение.
vразвивать интерес к предметам гуманитарного цикла.
Воспитательные:
vвоспитывать самостоятельность, терпение;
vразвивать умение уважительно относиться к противоположной точке зрения, вести дискуссию, умение работать в группе, умение оценить свою работу и работу товарища;
Оборудование:
vИллюстрации памятников А.С.Пушкину.
vТолковые словари.
vПодборка стихов и текстов о Пушкине и домашние заготовки детей.
vЗаготовки к изготовлению памятника, фломастеры, бумага.
vКарточки для рефлексии.
vПодсвечник со свечой.
Предварительный этап:
vРабота на уроках литературы по изучению биографии А.С.Пушкина.
vРазвитие на уроках и внеурочных занятиях таких умений, как: работать в группе, собирать необходимую информацию, работать в проектном режиме, проводить презентацию результатов деятельности, рефлексировать.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 05.01.2015 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | |
Просмотров | 825 |
Номер материала | 31518 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: