1 класс. Урок русского языка по теме «Речь.Обобщение.»
Цели:
- обобщить знания детей о видах речи, её структуре,
повторить значение слов речи, закрепить умение учащихся дифференцировать
позиции звуков в слове, продолжить работу по формированию умения решать
орфографические задачи;
- развивать орфографическую зоркость
учащихся, навыки самоконтроля, умение анализировать и использовать свой
лексический запас; совершенствовать каллиграфические навыки учащихся;
- прививать учащимся интерес к изучению
русского языка, воспитывать стремление использовать полученные знания на
практике.
Оборудование:
- карточки со словарными
словами (заяц, воробей, язык), со словами -терминами ( речь, лексика ),
- таблица-опора
«Виды речи»,
- раздаточный материал «Словарный запас» (для
работы в парах), - «Дерево
мудрости»,
- учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К
тайнам нашего языка. 1 класс».
Ход урока.
1.Организация внимания
учащихся . (Оформление работы в
тетрадях.)
2.Работа над словарными
словами . (Повторение словарных слов с использованием
ассоциаций.)
З А Я Ц - зрительная ассоциация (с опорой на рисунок,
ребус ),
В О Р О Б Е Й –
ассоциация «робкий вор» – результат наблюдений за поведением птицы,
Я З
Ы К - этимологическая ассоциация (раньше в русском языке не было слова «громкий»,
а было слово «зык» - громкий звук, крик . Каждый человек, который мог громко
сказать или крикнуть, говорил о себе «я – зык», а потом и мышцу речевого
аппарата стали называть «язык» , т. к. без неё ни один звук не произнести).
(По ходу работы дети записывают слова, комментируя
звуковые позиции, количество слогов.)
- Какое слово можно взять среди них «третьим – лишним»?
(Воробей – 3 слога, нет гласных букв,
обозначающих 2 звука;
язык –
слог из 1 буквы, который нельзя перенести; это – не название животного.)
3. Работа по теме урока « Речь». (Обобщение.)
1.Сообщение
темы и цели урока. (На
доске остается карточка со словом ЯЗЫК.)
- Вспомните, как ученые назвали наш
учебник ? («К тайнам нашего языка».)
- Каким словом можно здесь заменить
слово язык ? (Речь.)
( На доске : Я З Ы К = Р Е Ч Ь .)
- Как можно назвать эти слова ? (
Синонимы – слова, близкие по смыслу.)
4. Составление схемы «
Структура речи .»
(Дети продолжают высказывание, начатое учителем , а учитель выстраивает запись
на доске.)
- Речь бывает … (устная и письменная ).
- Устную речь мы … (слышим
и произносим), а письменную речь мы
… (видим, пишем, читаем.)
- Единицей устной
речи является … ( звук
), а единицей письменной речи - …( знак - буква).
- Какие группы слов по значению есть в
вашем словарном запасе? ( Слова- названия, указатели, помощники.)
Я
З Ы К
=
Р Е Ч Ь
звук У
П буква
Слышим видим
Произносим пишем,
читаем
СЛОВА
– У, Н, П Словарный запас – ЛЕКСИКА
-Ученые назвали весь словарный запас языка
одним словом. (На доске закрепляется карточка со словом ЛЕКСИКА, дети читают его.)
5.Игра
« Словарный запас ». ( Работа в парах.
Звучит песенка Винни -Пуха .)
- Узнали, чья песенка? Что было в
голове Медвежонка? (Опилки, пыхтелки, вопилки, кричалки, а слов совсем мало.)
- Поможете Винни расширить
словарный запас? Какие группы слов по значению ему посоветуете? (
Обращаются к схеме на доске, напоминая группы слов.)
(На каждой парте для работы в парах
лежат КАРТОЧКИ – БАНКИ для словарного
запаса. У каждой пары ряда – своя БАНКА: розовая -
для слов -указателей, зеленая - для
слов-помощников, жёлтая
– для слов- названий.)
-Запасите слова и поставьте БАНКИ в
погреб Винни - Пуха. (Задание выполняется 2 минуты, карточки дети закрепляют
на доске. Результаты обсуждаются.)
- Мы увеличили словарный запас Винни
- Пуха? Молодцы! Надеюсь, с вашей помощью друзья будут лучше понимать его речь.
Чтобы вы ему посоветовали для расширения лексики? ( Читать, думать,
развиваться.)
- Много тайн речи вы уже узнали, но
еще больше предстоит узнать. Есть у вас силы?
6. Динамическая
пауза.
7.Работа над
предложением. (У
доски и в тетрадях, комментируя действия, дети сначала составляют ОК - орфографическую карту предложения, затем записывают его.)
- Без чего человек не может
обойтись в путешествии? (Без карты.)
-У него - карта местности, а у
предложения какая? ( Орфографическая.) - Составьте ОК предложения, укажите в словах все опасные
места, где могут быть мины-ловушки. ( Учитель диктует предложение.)
∟ _ _____ _ ____ _ ______ _ _____ _.
Я
_ хочу _ знать _ тайны _ речи _.
( Выясняется степень
самостоятельности выполнения работы.)
8. Работа с учебником. (Упражнение
56.)
- Смогли мы передать интонацией
удивление, радость? Какой заголовок точнее передаст наши чувства? ( Вот_ так _встреча_!)
Укажите «опасные места» в слове встреча.
9.Игра « Прятки». ( На
доске – лента, где между буквами « спрятались» слова.)
КЫОЩКРАСКИЛОЦЬЮСКИСТИСАКЦЩГКАРТИНАЬВЦХЪ
- Какие слова «спрятались»?
Запишите их. ( КРАСКИ, КИСТИ, КАРТИНА.)
- Чем еще можно нарисовать картину?
(Словами.)Как ммы называем такое рисование? (Словесным рисованием.)
10.Загадки. Творческие
работы детей.
- На прошлом уроке мы учились
словами рисовать загадочные портреты. Многие ребята закончили в классе, а
кое-кто «дорисовывал» дома. Слушаем их и отгадываем. (Ребята загадывают свои
загадки. Отгадку принимают с обоснованием.)
Бадалов Амаяк: -
Хищница морская и фонтан пускает. (Китовая
акула.)
Гладышева Ангелина: - Этот
модник одевает лишь один носок и шляпу.
В гости просится, друзья. Только есть его нельзя!
(
Мухомор.)
Курман Снежана: - Зеленый, но не ёлка. Колючий,
но не ёж. ( Кактус.)
Годжева Камила: - Колючий шарик в норке
грибы жарит. ( Ёжик.)
Сыщиков Данил: - Синее, да не небо. Солёное,
да не суп. Большое, да не счастье. (Море.)
Лобжанидзе Саша : - В лесу
они ходят и очень хитрят,
Следы
заметают и любят зайчат. (Лисички.)
( Каждый ребёнок получает
карточку с цветным шариком и дома записывает на ней свою загадку.)
- Молодцы! Загадки получились
интересные и весёлые.
- Какие приёмы вы использовали при
составлении загадок? ( Рифму, сравнение, ассоциации.)
- Фестиваль загадок продолжается, и
Винни - Пух сможет полетать на вашем шарике, отгадав загадку.
10. Обобщение по
карте «Речь». Итог урока.
- Опираясь на карту « Речь», расскажите,
что мы о ней знаем. (Дети делают обобщение.)
- Кому нравится развивать свою речь?
Да, это – непростое, но очень интересное занятие!
- Как вы считаете, какой должна
быть наша речь? (Вежливой, понятной, грамотной.)
- Напишите своё мнение на
листочках Дерева Мудрости, дайте советы Винни - Пуху. ( Ребята записывают
советы и закрепляют листики на Дереве Мудрости.)
- Я верю, что речь откроет вам свои
тайны!
- Я рисую словами.
Дерево Мудрости.
Запасы Винни-Пуха.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.