Инфоурок Физика Другие методич. материалыУрок «Расчет массы и объема тела по плотности»

Урок «Расчет массы и объема тела по плотности»

Скачать материал

Премет: Физика

Класс – 7

Учитель: Лохматова Ольга Александровна

Тема урока: «Расчет  массы и объема тела по его плотности».

 

Цели урока:

1.     Организовать деятельность учащихся по дальнейшему  формированию понятия «плотность вещества» и её физического смысла.

2.     Организовать деятельность по совершенствованию навыков и  умений решения задач по теме «Расчет массы и объема тела по его плотности»;

3.     Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи;

4.     Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль и  самооценку учебной деятельности.

Задачи:  

1.     Мотивировать учащихся  на изучение нового материала.

2.     Организовать работу для опытно-экспериментальной деятельности учащихся.

3.     Создать условия для организации самостоятельного исследования в деятельности учащихся.

4.     Обсудить полученный результат.

5.     Организовать рефлексию деятельности учащихся на уроке, направленную на достижение цели урока.

Формируемые умения: работать  с приборами, наблюдать, сравнивать, анализировать, решать задачи.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:  компьютер,  мультимедиа проектор,  интерактивная доска,  лабораторное оборудование: весы, гири, мензурки, линейка, мыло, пачка сливочного масла.

Тип урока - комбинированный (урок изучения новой темы и первичного закрепления). Урок, раскрывающий содержание темы «Расчет  массы и объема тела по плотности» рассчитан на учащихся 7 класса, обучающихся по программе А.В. Перышкина и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую и стимулирующую.

 

 

 

Ход урока.

            Сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г.Белинского  «Человек страшиться только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» (слайд 1). Хочется  думать, что знания, приобретенные на этом уроке, помогут  вам на многие вещи смотреть другими, «знающими» глазами.

 

I.                  Организационный этап (3 минуты)

1.     Наведение рабочего порядка.

2.     Проверка готовности учащихся к работе.

3.     Проверка домашнего задания.

II.               Проблемный вопрос: 1.(слайд 2)

    Почему понтоны, заполненные пенопластом, практически непотопляемы? 

(Плотность пенопласта 60-300 кг/м3, если даже корпус понтонного моста поврежден, то вода в него не входит и подъемная сила не уменьшается)

 

Вопрос 2. (слайд 3)

1.Что легче: пуд соли, пуд ваты или пуд железа?

2. Беседа с учащимися:  Всегда ли можно найти массу и объем помощью измерений?

Приходим к выводу, что нам нужно научиться вычислять эти понятия.

III.           Формулируем тему и цель урока. Сегодня на уроке мы  повторим и закрепим ваши знания об изучаемой нами физической величине – плотности. Будем учиться применять основные  соотношения  для определения массы и объема тела по заданной плотности, путем решения практических задач.

1.Вначале немного повторим.

Кроссворд (на повторение изученных понятий)

 

 

1.     Какая физическая величина измеряется в килограммах (масса). 

2.  Какая физическая величина определяется с помощью мензурки (объем).

3.     Как называется физическая величина, равная отношению массы вещества к объему этого вещества (плотность).

4.     Какое состояние вещества характеризуется свойством: нет постоянной формы, обладает объемом (жидкость).

5.     В каком состоянии вещества имеют большую плотность (твердые).

6.     По таблице плотности определите какая жидкость имеет плотность 790 кг/м3 (ацетон).

7.     Какие вещества имеют наименьшую плотность (газы).

 

 

 

 

 

 

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

6

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик выступает в роли помощника, заполняет кроссворд.

Вспомним, как обозначаются основные величины, с которыми мы будем работать на уроке.

 

2.Повторяем понятие плотности.  А для чего нужна плотность?

Прочитать в учебнике на странице     

Значение плотности имеет большое значение в практической деятельности людей. Поэтому знание плотности очень важно для практических целей. Инженер, конструктор, создавая машину, может заранее по плотности и объему материалов, идущих на ее изготовление, вычислить массу будущей машины; до постройки здания можно рассчитать его массу, и на основе этого определить, сколько потребуется строительных материалов и какой фундамент заложить.

Подобные задачи практикой выдвигаются довольно часто, и мы должны уметь их решать.

IV.            Изучение нового материала.

Выводим формулы массы и объема, пользуясь языком математики: массу находим как делимое, а объем как  делитель.

Знакомство с «Треугольником  зависимостей»

 

Прежде, чем переходить к решению задач, повторим :

1.     Единицы измерения (слайд  ),

2.     Проверим правильность перевода в систему СИ (слайд  ).

    Вспомнили формулы для вычисления и единицы измерения, теперь давайте вернемся к нашей задаче: у кого объем больше  у

                             а) соли,   б) ваты  или   в) железа?

 

    Выяснили, что у разных веществ, имеющих одинаковую массу, но разную плотность объем различен, теперь проведем небольшой эксперимент, но прежде, чем выполнить работу

 

V.               Физкультминутка.

 

Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Ванькой – встанькой  будто стали
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

 

 Продолжаем работать.

 

Каждый ряд получает пачку сливочного масла и мыло правильной формы. Необходимо измерить объем  а=    , в=    ,с=   . v=abc, массу посмотреть на упаковке, найти плотность. Оформить как задачу. По 2 человека у доски оформляют задачи. Проверяем и делаем вывод, что плотность от массы не зависит.

 

 Вопрос: а зависит ли плотность от объема?

 

На столе примеры:

1. Два одинаковых цилиндра изготовленных из разного материала.

2. Четыре цилиндра, имеющих разные объемы, но изготовленные из одного материала.

 

Делаем вывод: плотность от объема не зависит.

(если останется время: вопрос о плотности жидкости)

 

VI. Тест (на слайде   )

тест «Плотность»

1.  Плотностью называют…

      а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

      б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

       в)  физическое явление.

       г) физическое тело

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см3.

     б)  г/л.

       в)  кг/м3.

      г) м3/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

      а)  от его массы.

     б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

      г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

     а)  такого же стакана со спиртом.

     б) такого же стакана с молоком.

       в)  такого же стакана с чистой водой.

      г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

    а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

     б) уменьшается.

       в) увеличивается.

      г) не меняется

Проверка и оценивание.

          1

      2

        3

      4

       5

        б

      в

         г

     а

      б

 

VI.            Общие оценки за урок.

VII.        Домашнее задание.

I. Уровень – §22,  упр. 8 (№1,2)

II. Уровень – §22, упр. 8 (№3.4)

(дополнительное задание: придумать 2 задачи по теме «Плотность»)

 

VIII.    Итог урока. 

 А завершить наш урок я бы хотела словами Конфуция:

«Три пути ведут к знанию:

путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – этот путь самый легкий,

и путь опыта – этот путь самый горький»

  Не важно, каким путем человек получает истинные знания. Важен результат.

 И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.

   Рефлексия.

     1.Какие цели мы ставили перед собой на этот урок?

2.Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

          3.Почему вы так считаете?

4.Кто доволен результатами своей работы?

5.Что вызывало на уроке затруднения?

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок «Расчет массы и объема тела по плотности»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Урок изучения новой темы и первичного закрепления.

Урок, раскрывающий содержание темы «Расчет  массы и объема тела по плотности» рассчитан на учащихся 7 класса, обучающихся по программе А.В. Перышкина и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую и стимулирующую.

Предполагается продолжить формирование и развитие понятия плотности, формировать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний на практике, развивать умение работать во времени, планировать эксперимент, помочь учащимся усвоить способы определения массы и объема тела по его плотности. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 915 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Интегрированный урок физики и информатики «Измерение мощности при помощи амперметра и вольтметра»
  • Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
  • Тема: § 106. Работа и мощность постоянного тока
Рейтинг: 5 из 5
  • 30.09.2020
  • 509
  • 2
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. / Под ред. Парфентьевой Н.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 500
    • DOCX 42.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лохматова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лохматова Ольга Александровна
    Лохматова Ольга Александровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 10016
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 15 регионов

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе