Л.М. Абрамова
«Звуковые волны».
Урок физики в 9 классе.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1.Образовательные:
- познакомить учащихся с механическими волнами звукового диапазона;
- помочь учащимся уяснить связь между явлениями природы и физическими
процессами.
2.Воспитательные:
- воспитание познавательной активности, чувства ответственности,
культуры общения, культуры диалога;
3. Развивающие:
- повышение познавательной активности учащихся в учебном процессе,
интереса к предмету, логического мышления;
- развитие зрительной памяти, сознательного восприятия учебного
материала.
4. Коррекционные:
- продолжать развивать грамотную речь, корректировать ошибки в речи
учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, камертон.
ХОД УРОКА
I .Организационный момент (слайд 1)
Со звонком начинается урок,
проверяется внимание класса и его готовность к уроку.
ІІ. Повторение пройденного материала (слайды 2 -8)
(Тестовые задания с взаимопроверкой)
ІІІ. Эмоциональный настрой. Мотивация (слайд 9)
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос,
Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез.
ІV. Новая тема.
Человек живёт в мире звуков. Звук для человека является источником
информации. Он предостерегает людей об опасности. Звук в виде музыки, пения
птиц доставляет нам наслаждение. Мы с удовольствием слушаем шум дождя, шелест
листьев, человека с приятным голосом.
Что же такое звук? Изучению звуков посвящен целый раздел физики.
(слайд 10)
Акустика – раздел физики, изучающий звуковые явления.
(слайд 11) Звук – это механическая упругая волна, распространяющаяся в газах, жидкостях
и твердых телах с частотой от 20 Гц до 20 000Гц.
Источники звука — колеблющиеся тела.
Колеблющиеся тела создают возле себя волну разряжения
или сжатия. Уплотнения воздуха распространяются от источника во все стороны. Для улавливания звука у человека и животных есть
специальный орган - ухо, которое преобразует колебательное движение звуковой
волны в определенные ощущения, которые и воспринимаются нашим сознанием. Далеко
не всякое колеблющееся тело является источником звука. Например, шарик,
колеблющийся на нити, не создает звуковых волн.
Исследования показали, что человеческое ухо способно
воспринимать как звук механические колебания в пределах от 20 до 20000 Гц
(передающиеся через воздух). Поэтому колебания этого диапазона называются
звуковыми.
Указанные границы условны, т. к. зависят от возраста людей и
индивидуальных особенностей их звукового аппарата. С возрастом верхняя граница
воспринимаемых звуков понижается – некоторые пожилые люди могут слышать звуки с
частотами, не превышающими 6000 Гц. Дети, наоборот, могут воспринимать звуки,
частота которых несколько выше 20000 Гц.
(слайд 12) Механические колебания, частота которых
превышает 20000 Гц, называются ультразвук, а колебания с частотами менее
20 Гц – инфразвуковыми.
(слайд 13) Такие колебания могут слышать некоторые животные.
Дельфины и кашалоты слышат и издают ультразвуки при общении друг с
другом.
Летучие мыши способны отыскивать свою добычу в полной темноте, летать
ночью, не натыкаясь на препятствия, пользуясь ультразвуком.
(слайд 14)
Ультразвуковые волны используются в медицине. Врачи, исследуя больного при помощи прибора
ультразвукового сканирования, могут выявить признаки болезни различных
внутренних органов.
Ультразвук может быть применен для обнаружения
дефектов в металлических изделиях. Так, с помощью ультразвука проводится
проверка металлической обшивки самолетов. Изучая полученные записи в
ультразвуковом приборе, инженеры определяют, есть ли в толще металла трещины
или разломы.
В судоходстве ультразвук применяется для поиска косяков рыб, для
измерения глубины моря, а также для исследования океанского дна. Приборы для
таких исследований называют эхолотами. С их помощью производится
запись рельефа дна.
(слайд 15)Инфразвуки тоже присутствуют в нашей
повседневной жизни.
(слайд 16)
(слайд17)
1.
Высота звука зависит от частоты колебаний источника звука.
Чем больше частота, тем выше звук. Звук одной частоты называется чистым тоном
(демонстрация камертона).
Звуки человеческого голоса по высоте делят на
несколько диапазонов:
Голоса людей, животных, звуки музыкальных инструментов
являются сложными звуками и представляют собой совокупность чистых тонов. Самая
низкая частота сложного звука называется основной частотой сложного
звука, а соответствующая ей высота звука – основным тоном сложного звука.
Высота сложного звука определяется высотой основного тона.
Все остальные звуки сложного тона называются обертонами.
Обертоны определяют тембр звука.
(слайд 18)
2.
Тембр – это качество звука, отличающее звучание
разных источников одинаковой высоты. Например, мы легко отличаем звук рояля от
звука скрипки, даже если у них одинаковая частота основного тона. Отличие
обусловлено разным набором обертонов у этих музыкальных инструментов.
Следовательно, тембр звука определяется совокупностью его обертонов.
(слайд 19)
3.
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше А,
тем громче звук. Громкость звука зависит от индивидуальных способностей
слушателя и длительности звука, потому что громкость – субъективное качество
слухового ощущения. В практических задачах громкость звука характеризуют
уровнем звукового давления, измеряемого в белах(Б) или децибелах (дБ). (слайд
20)
10 дБ –
шепот; 20–30 дБ – норма шума в жилых помещениях; 50 дБ – разговор
средней громкости; уличный шум – 70 дБ; двигатель реактивного
самолета – 130 дБ.
Звуки громкостью более 130 дБ вызывают болевые ощущения.
Звуки 180 дБ могут привести к разрыву барабанной перепонки.
(слайд 21) Громкие звуки вредны. Длительное воздействие громких звуков понижает
верхний порог звукового диапазона, приводит к головным болям и расстройству
нервной системы. Люди, работающие на шумном производстве (цеха заводов, шахты),
живущие в больших шумных городах, слушающие громкую музыку в наушниках больше
других подвержены риску снижения слуха.
(слайд 22)
4.
Распространение звука
происходит не мгновенно, а с конечной скоростью. Для распространения звука
обязательно нужна среда — воздух, вода, металл и т.д. Звук в вакууме
распространяться не может, т.к. здесь нет упругой среды, и поэтому не могут
возникнуть упругие механические колебания. Упругие тела - хорошие проводники
звука (земля, металлы, дерево, газы, жидкости и т.д.). Мягкие и пористые тела -
плохие проводники звука (ткани, вата, пенопласт и т.д.). Скорость звука зависит
от свойств среды, в которой он распространяется. В каждой среде звук распространяется
с разной скоростью.
(слайд 23) Подведем итоги всего сказанного:
o Любое колеблющееся тело создает звук.
o Звук распространяется в воздухе в виде звуковых волн.
o Диапазон звуковых волн от 20 до 20000 Гц.
o Звук распространяется только в упругой среде, в
вакууме звуков нет.
o Скорость звука зависит от свойств среды.
o Высота звука зависит от частоты колебаний: чем больше
частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый звук.
o Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук.
Громкость звука зависит и от его длительности, и от индивидуальных особенностей
слушателя.
o Колебания с частотой более 20000 Гц – ультразвук.
o Колебания с частотой менее 20 Гц – инфразвук.
V. Проверочная работа.
Решение тестовых заданий (учащиеся выполняют самостоятельную тестовую
работу на 2 варианта).
VI. Рефлексия
Учитель. Сегодня вы изучили целый блок новых явлений и понятий. Что сегодня было самое трудное на уроке? Самое
важное? Самое интересное?
Я
надеюсь, что новые знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в
практической жизни.
(слайд 24)
VII. Домашнее задание:
n § 34
-38;
n Учить конспект;
n Вопросы для самоконтроля (индивидуальные листы).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.