Конспект
открытого урока
Тема: Жизнь и творчество А.А.Фета.
Составил: Учитель русского языка и литературы ГУВОУ ЦО СО УКП-1
Пранцкетис О.В.
Цели:
1.
Познакомить с основными этапами жизни и
творчества А.А.Фета;
2.
Развивать творческое воображение;
3.
Развивать речь учащихся, умение работать с
текстом, со словом.
Оборудование: Рабочая тетрадь, ноутбук, проектор.
Вступление.
Подготовительный этап.
Ученикам раздаются рабочие тетради, ручки.
Звучит музыка.
Целеполагание. 2
слайд.
Здравствуйте. Меня зовут Ольга Владимировна.
Сегодня я проведу в вашем классе урок на тему «Жизнь и творчество А.А.Фета».
Целью нашего урока
Временная лента:
Откройте тетрадь на
странице __. Перед вами временная лента. На ней жирным прочерчена линия – это
годы жизни Афанасия Афанасиевича. Над лентой – фотографии писателей и поэтов.
- Кто жил до рождения
поэта?
- Кто жил в период
творческой деятельности?
- Фотографии после линии,
указывают на тех, кто стал учеником Фета.
Лингвистическая
работа
Сейчас я вам предлагаю
найти в рабочей тетради определение слов:
Одно условия свою речь
нужно начинать со слов: Я знаю, что…
1 этап. Этапы
биографии и творчества.
Сейчас
мы познакомимся с этапами жизни и творчества поэта А.А.Фета. Попутно мы с вами
будем обращаться к воспоминаниям самого Фета и воспоминаниям его друзей и
близких, а также заполним таблицу. Это позволит нам лучше понять содержание и
настроение стихов поэта. Рассмотрите таблицу. Какие пункты нужно будет
заполнить? (этапы жизни, этапы творчества, черты характера, лирический герой).
1 слайд.
Рассказ учителя
В начале 1820 г. в Дармштадте появился лечившийся в
Германии 44-летний русский помещик, отставной ротмистр Афанасий Неофитович
Шеншин. Из-за отсутствия мест в гостинице он поселился в доме Карла Беккера.
Вдовый Беккер жил с дочерью Шарлоттой, зятем и внучкой. Дочери было в то время
22 года. За полтора года до этого она вышла замуж за Иоганна Фёта, имела уже дочь
Лину (Каролину) и была беременна вторым ребенком. Шеншин прожил у Беккеров до
осени, а в сентябре 1820 г. Шарлотта бежала с ним в Россию, в его имение. В
Новоселки Шарлотта Фёт прибыла в конце сентября 1820 г., а 29 октября (по
другим данным 29 ноября) родился будущий поэт. Сыном Шеншина записал его
местный священник. Через два года Шеншин обвенчался с Шарлоттой — теперь уже
Елизаветой Петровной.
Работа с текстом
Опрос
- Найдите в тетрадях, что
произошло, когда мальчику исполнилось 14 лет? (Афанасий в самом деле оказался «без
фамилии». Орловское губернское правление, по чьему-то доносу, запросило
Орловскую духовную консисторию о рождении сына ротмистра А. Н. Шеншина
Афанасия. Властям не оставалось ничего другого, как постановить, что «означенного
Афанасия сыном г. ротмистра Шеншина признать не можно».)
- Что говорит Афанасий Афанасьевич об
этом своей жене? (Тридцать лет проносив имя Фет и прославив его, он пишет жене:
«Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я
отвечу: имя им — Фет».)
События в жизни поэта
|
Этапы творчества
|
Черты характера
«человек»
|
Лирический герой
«поэт»
|
14 лет – лишился фамилии, дворянства,
наследства, права называться русским
|
|
Страдание, унижение.
Стремление противостоять судьбе («прозе
жизни»)
|
|
- Заполняем таблицу. Важное событие в
жизни поэта.
- Что чувствовал Афанасий Фет?
(страдание, унижение). Какое желание родилось, по вашему мнению, чтобы
преодолеть эти чувства унижения? (стремление противостоять)
2 слайд.
Рассказ учителя
Серьезное ученье началось только на пятнадцатом году
жизни Фета, когда его отвезли в пансион Крюммера, находившийся в Лифляндии, в
маленьком городке Верро (ныне Выру в Эстонии). Учили и учились там одни немцы.
Русский язык, видимо, входил в число учебных предметов, однако говорить
по-русски не умел и сам ученый директор школы. Питомцев кормили скудно, но
учили серьезно, с утра до ночи, особенно налегая на математику и латынь. Проучившись
у Крюммера три года и проведя еще полгода в очень скверном московском пансионе
профессора Погодина, Фет в 1838 г. (18 лет) поступил на словесное отделение
философского факультета Московского университета. Приезды на каникулы в
Новоселки сталкивали Фета с новой бедой. Мать была тяжело больна, ей
становилось все хуже и хуже, и вскоре после окончания Фетом университета она
умерла. Чем она болела — из мемуаров Фета не ясно. Говорит он об «истерических
припадках», о «меланхолии», о том, что она жила то в Орле, «чтобы находиться под
ежедневным надзором своего доктора Вас. Ив. Лоренца», то в Новоселках, в особом
флигеле, где всегда царила ночь и куда даже дети ее допускались лишь на
несколько минут.
В 1840 г. девятнадцатилетнему поэту удалось выпустить
книжку стихов. Дав ей претенциозное заглавие «Лирический пантеон», автор
укрылся за инициалами А. Ф. Это типичный юношеский сборник — сборник перепевов.
Основная тема поэзии — наслаждение красотой, красоту же Фет видит прежде всего
в простых явлениях природы:
...Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.
В ранних стихах Фета тема часто вводится прямым
выражением наслаждения, признанием доставляемой радости: «я люблю», «любо мне»,
«рад я», «мне приятно».
Вспоминая студенческие годы, Я. П. Полонский
рассказывает: «Юный Фет <...> бывало, говорил мне: ,,К чему искать сюжета
для стихов; сюжеты эти на каждом шагу, — брось на стул женское платье или
погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты"».
Работа с текстом
- Найдите в тексте и прочитайте,
какие черты характера сформировались у поэта за первые 20 лет жизни? (И того, что было пережито уже
в первые два десятилетия его жизни, было достаточно, чтобы образовать резко
выраженные черты характера и отношения к миру. Черты скепсиса, неверия в людей,
в добро и справедливость выделяли Фета из круга молодежи, в котором он вращался
в студенческие годы.) Что
запишем в таблицу? (скепсис, неверие в людей, в добро, справедливость)
- Прочитайте, чем увлекался поэт в
студенческие годы. (Увлечение поэзией, возникшая вера в свое поэтическое
призвание; упоение поэзией и жажда творчества). Какой важный этап в творчестве
вы можете назвать? (В 1840 г. девятнадцатилетнему поэту удалось выпустить
книжку стихов) Заполните вторую графу таблицы.
- Как формируется внутреннее «я»
поэта? Что мы запишем в последнюю графу? (И одним из непреложных правил стало
для Фета на всю жизнь отделение глухой стеной «поэта» от «человека».)
- Каковы надежды поэта на будущее, с
чем он хочет связать свою жизнь? (Поэзия, мечталось, принесет и «громкую
славу», и «независимую будущность»)
События в жизни поэта
|
Этапы творчества
|
Черты характера
«человек»
|
Лирический герой
«поэт»
|
15-22 года - образование
|
Быстрый рост поэтического таланта, вера
в свое поэтическое призвание; выпуск первого сборника
|
Скепсис, неверие в людей, в добро, в
справедливость
|
Отделение «поэта» от «человека»
Наслаждение красотой
Красота в каждой мелочи
|
3 слайд
Рассказ учителя
Рано, еще студентом, выдвинувшийся, Фет без сомнения мечтал о
славе первого поэта современности. Но к концу студенческих лет он должен был
убедиться в том, что даже такая репутация не даст ему ни положения в обществе,
ни материальной обеспеченности.
40-е годы, в особенности вторая их половина, и
начало 50-х — это время резкого падения интереса и уважения к поэзии со стороны
читателей, критиков, издателей и журнальных редакторов. Упадок интереса к
поэзии как нельзя ярче сказался на судьбе стихов Фета. После многочисленных
публикаций 1842 и 1843 гг. наступает быстрый спад. Приходилось осознать,
что самое дорогое на свете — поэзия — может только оставаться домашним
занятием, но не опорой в жизни. Надо было сделать выбор основных жизненных
целей и путей. Решение на этот раз было принято крутое: поступить на военную
службу.
Работа с текстом
- Найдите в тексте и прочитайте, почему Афанасий Афанасьевич
Фет выбирает военную службу? (В своих воспоминаниях он лаконично отвечает на
этот вопрос: «Офицерский чин в то время давал потомственное дворянство».)
- Что
пишет Фет о своих отношениях с окружающими его людьми? («...Никого кругом —
и толчется около меня люд, который, пророни я одно только слово, осмеял бы это
слово», — пишет Фет И. П. Борисову.*)
-
Самостоятельно заполните второй и третий столбик. Прочитайте, что у вас
получилось.
События в жизни поэта
|
Этапы творчества
|
Черты характера
«человек»
|
Лирический герой
«поэт»
|
23 года – служба в армии
|
Поэзия как домашнее занятие
|
Решительность в достижении цели,
упорство
|
-
|
4 слайд
Рассказ учителя
В атмосфере духовного одиночества тем дороже было для
Фета знакомство с несколькими семействами херсонских помещиков, в которых его
ценили как поэта. Дружбу с помещиком и третьестепенным поэтом А. Ф. Бржеским и
его женой Фет сохранил на всю жизнь.* В родственном Бржеским семействе Фет
познакомился с дочерью отставного генерала, многодетного мелкого помещика
Марией Козьминичной Лазич. Это была серьезная, сдержанная, прекрасно
образованная девушка, отличная музыкантша, ценительница поэзии. Она увлеклась
стихами Фета и безоглядно влюбилась в их автора. Любовь встретила взаимность,
но не принесла счастья.
Работа с текстом
- Найдите в тексте и прочитайте слова Фета о своей любви к
Марии Лазич. Какие сомнения мучают поэта. Предположите, какой будет исход этой
истории любви. (9
марта 1849 г. Фет пишет И. П. Борисову: «Я <...> встретил существо, которое люблю — и, что
еще, глубоко уважаю. Существо, которое, если б я со временем и сочетался
законным браком, то это существо стояло бы до последней минуты сознания моего
передо мною — как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкою
действительностию. Но у ней ничего и у меня ничего — вот тема, которую я
развиваю и вследствие которой я ни с места...».)
- Любовь Марии Лазич была беззаветной. Любовь Фета
отступила перед прозаическим расчетом. Да и была ли его любовь той любовью,
какая способна дать подлинное счастье любящему и любимой? Какие черты характера
проявил поэт?
- Найдите в тексте, как сложилась судьба героев? (Роман
кончился разлукой, за которой вскоре последовала смерть Лазич, сгоревшей от
неосторожно брошенной ею спички.)
- Какие новые мотивы приобрела лирика Фета, какие
качества приобрел лирический герой Фета?
События в жизни поэта
|
Этапы творчества
|
Черты характера
«человек»
|
Лирический герой
«поэт»
|
29 лет – встреча с Марией Лазич
|
Поэзия как домашнее занятие
|
расчет
|
Раскаянье, тоска
|
5 слайд
Рассказ учителя
Круто меняется судьба Фета в 1853 г. Исполняется давнее его
желание перейти в гвардию. Один из его бывших начальников, переведенный в
гвардию, устраивает Фету перевод в лейб-гвардии уланский его императорского
высочества цесаревича полк. Полк этот считается у гвардейцев захудалым, но
как-никак это гвардейский полк: он расквартирован недалеко от столицы — в
Новгородской губернии, в местах аракчеевских военных поселений, а лагерные
сборы проходят под самым Петербургом. Фет получает возможность часто бывать в Петербурге.
Это имеет большое значение для его литературной жизни. После почти
десятилетнего упадка интереса к поэзии наступил резкий перелом. Стихи снова
заняли почетное место в журналах. Круг ценителей, атмосфера литературных
интересов, высокая оценка поэзии Фета возбудили в нем новый творческий подъем.
Из его воспоминаний мы узнаем, что ко времени сближения с кругом «Современника»
он «давно уже не писал стихов» и «для журнальной печати запас их <...>
оказался ничтожен». Между тем, в период 1854—1859 гг. стихотворения Фета идут в
журналах таким же потоком, как в начале его литературной деятельности.
Печатается он главным образом в «Современнике» и «Отечественных записках», а
также в «Библиотеке для чтения», «Русском вестнике», «Русском слове». Особую
роль играло мастерство стиха. Подбор
звуков, соотношение ритма и фразы, распределение ударений
- все эти «гармонии стиха божественные тайны» требовали
тонкого вкуса, большого стихового мастерства.
Работа с текстом
- Итак мы можем записать в таблицу, что в этот период
наблюдается рост литературной деятельности поэта.
- Прочитайте, к каким темам тяготел поэт? Каково
предназначение поэта?
События в жизни поэта
|
Этапы творчества
|
Черты характера
«человек»
|
Лирический герой
«поэт»
|
33 – перевод в гвардию
|
Рост литературной деятельности. Поэзия –
опора в жизни.
|
|
Чистое искусство
|
6 слайд
Рассказ учителя
-
Заканчиваем заполнять таблицу. В 36 лет Фет решил уйти с военной службы. В 1857 г.
Фет женился на М. П. Боткиной, дочери крупнейшего чаеторговца и сестре критика
В. П. Боткина.
К концу 50-х годов признание Фета и в
литературном кругу перестает быть единодушным. В эти годы создается
революционная ситуация, резко обостряется идейная борьба.
Фет пришел к заключению, что литературная
карьера его кончена и надо (в который раз!) дать своей жизни новое направление.
Он решает стать помещиком. Фет купил двести десятин (около 220 гектаров) земли
в том же Мценском уезде, где он родился и вырос. В своих воспоминаниях Фет
говорит, что к решению стать помещиком привело его «убеждение в невозможности
находить материальную опору в литературной деятельности».
В 1873 г. (43 года) Фет подал прошение «на
высочайшее имя» о признании его потомственным дворянином Шеншиным. Прочтя
прошение, царь Александр II разрешил Фету «принять фамилию ротмистра А. Н.
Шеншина и вступить во все права и преимущества его по роду и наследию». Фет
превратился в Шеншина. Прежнюю фамилию он сохранил в качестве литературного
псевдонима, но ревностно следил за тем, чтобы в быту, в адресах писем его
именовали Шеншины.
События в жизни поэта
|
Этапы творчества
|
Черты характера
«человек»
|
Лирический герой
«поэт»
|
36 – уход из армии и покупка имения.
43 года – возвращение дворянства и фамилии
|
Поток критики.
|
Хозяйственность, деловитость
|
Музыкальность, образность, ритмичность,
отвлеченность
|
Физминутка. Муха.
2 этап. Практический.
Анализ стихотворения
Рассказ учителя
Сегодня мы рассмотрим одну из самых
известных миниатюр Фета. Она написана и напечатана в 1850 г. в журнале
«Москвитянин» («Шепот сердца…»). В измененном виде стихотворение появилось в
1956 г. и тотчас покорило сердца читателей. Его двенадцать строк проняты
сильным чувством, а экономично подобранные слова рисуют яркие картины. Слова в
нем подобраны так, что каждое из них является намеком, а объединенные вместе –
создают систему намеков, которые имеют подтекст и производят особенное
впечатление. Исследователи указывают на черты импрессионизма в лирике Фета.
Импрессионизм, как известно, наиболее ярко выражен в творчестве французских
художников: К. Моне, Э. Моне, Э Дега, О. Ренуара, которые любили изображать
предметы под особенным углом зрения и в необычном освещении.
Творческая мастерская
Сейчас я вам предлагаю побывать в мастерской поэта.
Перед вами слева картины, а справа слова-образы. Предлагаю вам сочинить это
стихотворение, выделяя нужные слова. Чтобы вам было легче, будет звучать
музыка. И запомните, это стихотворение о любви.
1 строчка
2 строчка
Подготовка к проверке
- Запишите выделенные вами слова, прочитайте и
объясните ваш выбор.
Чтение стихотворения
- А теперь послушайте все стихотворение целиком
Шепот,
робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
-
Откройте страницу, на которой напечатано это стихотворение. Прочитайте его еще
раз.
- Вам понравилось стихотворение?
Эмоциональный отклик
- Назовите 5 причин выучить это стихотворение.
- Назовите 5 причин прочитать другие стихи А.А.Фета.
Подведение итогов. Рефлексия по предмету
Подведем итоги нашей работы. Сегодня вы узнали этапы
жизни и творчества замечательного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.
Познакомились с его творчеством. Надеюсь, что после урока вы раскроете книгу со
стихами Фета и прочтете еще не одно его стихотворение.
А сейчас попробуйте заполнить эту таблицу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.