Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок "Жизнь и творчество А.А.Фета"(2)

Урок "Жизнь и творчество А.А.Фета"(2)

Скачать материал

Конспект открытого урока

Тема: Жизнь и творчество А.А.Фета.

Составил: Учитель русского языка и литературы ГУВОУ ЦО СО УКП-1

Пранцкетис О.В.

Цели:

1.       Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета;

2.       Развивать творческое воображение;

3.       Развивать речь учащихся, умение работать с текстом, со словом.

Оборудование: Рабочая тетрадь, ноутбук, проектор.

Вступление. Подготовительный этап.

Ученикам раздаются рабочие тетради, ручки. Звучит музыка.

Целеполагание. 2 слайд.

Здравствуйте. Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня я проведу в вашем классе урок на тему «Жизнь и творчество А.А.Фета». Целью нашего урока

 

Временная лента:

Откройте тетрадь на странице __. Перед вами временная лента. На ней жирным прочерчена линия – это годы жизни Афанасия Афанасиевича. Над лентой – фотографии писателей и поэтов.

- Кто жил до рождения поэта?

- Кто жил в период творческой деятельности?

- Фотографии после линии, указывают на тех, кто стал учеником Фета.

Лингвистическая работа

Сейчас я вам предлагаю найти в рабочей тетради определение слов:

Одно условия свою речь нужно начинать со слов: Я знаю, что…

1 этап. Этапы биографии и творчества.

Сейчас мы познакомимся с этапами жизни и творчества поэта А.А.Фета. Попутно мы с вами будем обращаться к воспоминаниям самого Фета и воспоминаниям его друзей и близких, а также заполним таблицу. Это позволит нам лучше понять содержание и настроение стихов поэта. Рассмотрите таблицу. Какие пункты нужно будет заполнить? (этапы жизни, этапы творчества, черты характера, лирический герой).

1 слайд.

Рассказ учителя

В начале 1820 г. в Дармштадте появился лечившийся в Германии 44-летний русский помещик, отставной ротмистр Афанасий Неофитович Шеншин. Из-за отсутствия мест в гостинице он поселился в доме Карла Беккера. Вдовый Беккер жил с дочерью Шарлоттой, зятем и внучкой. Дочери было в то время 22 года. За полтора года до этого она вышла замуж за Иоганна Фёта, имела уже дочь Лину (Каролину) и была беременна вторым ребенком. Шеншин прожил у Беккеров до осени, а в сентябре 1820 г. Шарлотта бежала с ним в Россию, в его имение. В Новоселки Шарлотта Фёт прибыла в конце сентября 1820 г., а 29 октября (по другим данным 29 ноября) родился будущий поэт. Сыном Шеншина записал его местный священник. Через два года Шеншин обвенчался с Шарлоттой — теперь уже Елизаветой Петровной.

Работа с текстом

Опрос

- Найдите в тетрадях, что произошло, когда мальчику исполнилось 14 лет? (Афанасий в самом деле оказался «без фамилии». Орловское губернское правление, по чьему-то доносу, запросило Орловскую духовную консисторию о рождении сына ротмистра А. Н. Шеншина Афанасия. Властям не оставалось ничего другого, как постановить, что «означенного Афанасия сыном г. ротмистра Шеншина признать не можно».)

- Что говорит Афанасий Афанасьевич об этом своей жене? (Тридцать лет проносив имя Фет и прославив его, он пишет жене: «Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им — Фет».)

 

События в жизни поэта

Этапы творчества

Черты характера

«человек»

Лирический герой

«поэт»

14 лет – лишился фамилии, дворянства, наследства, права называться русским

Страдание, унижение.

Стремление противостоять судьбе («прозе жизни»)

- Заполняем таблицу. Важное событие в жизни поэта.

- Что чувствовал Афанасий Фет? (страдание, унижение). Какое желание родилось, по вашему мнению, чтобы преодолеть эти чувства унижения? (стремление противостоять)

 

 

2 слайд.

Рассказ учителя

Серьезное ученье началось только на пятнадцатом году жизни Фета, когда его отвезли в пансион Крюммера, находившийся в Лифляндии, в маленьком городке Верро (ныне Выру в Эстонии). Учили и учились там одни немцы. Русский язык, видимо, входил в число учебных предметов, однако говорить по-русски не умел и сам ученый директор школы. Питомцев кормили скудно, но учили серьезно, с утра до ночи, особенно налегая на математику и латынь. Проучившись у Крюммера три года и проведя еще полгода в очень скверном московском пансионе профессора Погодина, Фет в 1838 г. (18 лет) поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Приезды на каникулы в Новоселки сталкивали Фета с новой бедой. Мать была тяжело больна, ей становилось все хуже и хуже, и вскоре после окончания Фетом университета она умерла. Чем она болела — из мемуаров Фета не ясно. Говорит он об «истерических припадках», о «меланхолии», о том, что она жила то в Орле, «чтобы находиться под ежедневным надзором своего доктора Вас. Ив. Лоренца», то в Новоселках, в особом флигеле, где всегда царила ночь и куда даже дети ее допускались лишь на несколько минут.

В 1840 г. девятнадцатилетнему поэту удалось выпустить книжку стихов. Дав ей претенциозное заглавие «Лирический пантеон», автор укрылся за инициалами А. Ф. Это типичный юношеский сборник — сборник перепевов. Основная тема поэзии — наслаждение красотой, красоту же Фет видит прежде всего в простых явлениях природы:

...Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

В ранних стихах Фета тема часто вводится прямым выражением наслаждения, признанием доставляемой радости: «я люблю», «любо мне», «рад я», «мне приятно».

Вспоминая студенческие годы, Я. П. Полонский рассказывает: «Юный Фет <...> бывало, говорил мне: ,,К чему искать сюжета для стихов; сюжеты эти на каждом шагу, — брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты"».

Работа с текстом

- Найдите в тексте и прочитайте, какие черты характера сформировались у поэта за первые 20 лет жизни? (И того, что было пережито уже в первые два десятилетия его жизни, было достаточно, чтобы образовать резко выраженные черты характера и отношения к миру. Черты скепсиса, неверия в людей, в добро и справедливость выделяли Фета из круга молодежи, в котором он вращался в студенческие годы.) Что запишем в таблицу?  (скепсис, неверие в людей, в добро, справедливость)

- Прочитайте, чем увлекался поэт в студенческие годы. (Увлечение поэзией, возникшая вера в свое поэтическое призвание; упоение поэзией и жажда творчества). Какой важный этап в творчестве вы можете назвать? (В 1840 г. девятнадцатилетнему поэту удалось выпустить книжку стихов) Заполните вторую графу таблицы.

- Как формируется внутреннее «я» поэта? Что мы запишем в последнюю графу? (И одним из непреложных правил стало для Фета на всю жизнь отделение глухой стеной «поэта» от «человека».)

- Каковы надежды поэта на будущее, с чем он хочет связать свою жизнь? (Поэзия, мечталось, принесет и «громкую славу», и «независимую будущность»)

 

 

 

События в жизни поэта

Этапы творчества

Черты характера

«человек»

Лирический герой

«поэт»

15-22 года - образование

Быстрый рост поэтического таланта, вера в свое поэтическое призвание; выпуск первого сборника

Скепсис, неверие в людей, в добро, в справедливость

Отделение «поэта» от «человека»

Наслаждение красотой

Красота в каждой мелочи

 

 

3 слайд

Рассказ учителя

Рано, еще студентом, выдвинувшийся, Фет без сомнения мечтал о славе первого поэта современности. Но к концу студенческих лет он должен был убедиться в том, что даже такая репутация не даст ему ни положения в обществе, ни материальной обеспеченности.

             40-е годы, в особенности вторая их половина, и начало 50-х — это время резкого падения интереса и уважения к поэзии со стороны читателей, критиков, издателей и журнальных редакторов. Упадок интереса к поэзии как нельзя ярче сказался на судьбе стихов Фета. После многочисленных публикаций 1842 и 1843 гг. наступает быстрый спад. Приходилось осознать, что самое дорогое на свете — поэзия — может только оставаться домашним занятием, но не опорой в жизни. Надо было сделать выбор основных жизненных целей и путей. Решение на этот раз было принято крутое: поступить на военную службу.

Работа с текстом

- Найдите в тексте и прочитайте, почему Афанасий Афанасьевич Фет выбирает военную службу? (В своих воспоминаниях он лаконично отвечает на этот вопрос: «Офицерский чин в то время давал потомственное дворянство».)

- Что пишет Фет о своих отношениях с окружающими его людьми? («...Никого кругом — и толчется около меня люд, который, пророни я одно только слово, осмеял бы это слово», — пишет Фет И. П. Борисову.*)

- Самостоятельно заполните второй и третий столбик. Прочитайте, что у вас получилось.

 

События в жизни поэта

Этапы творчества

Черты характера

«человек»

Лирический герой

«поэт»

23 года – служба в армии

Поэзия как домашнее занятие

Решительность в достижении цели, упорство

-

4 слайд

Рассказ учителя

В атмосфере духовного одиночества тем дороже было для Фета знакомство с несколькими семействами херсонских помещиков, в которых его ценили как поэта. Дружбу с помещиком и третьестепенным поэтом А. Ф. Бржеским и его женой Фет сохранил на всю жизнь.* В родственном Бржеским семействе Фет познакомился с дочерью отставного генерала, многодетного мелкого помещика Марией Козьминичной Лазич. Это была серьезная, сдержанная, прекрасно образованная девушка, отличная музыкантша, ценительница поэзии. Она увлеклась стихами Фета и безоглядно влюбилась в их автора. Любовь встретила взаимность, но не принесла счастья.

Работа с текстом

- Найдите в тексте и прочитайте слова Фета о своей любви к Марии Лазич. Какие сомнения мучают поэта. Предположите, какой будет исход этой истории любви. (9 марта 1849 г. Фет пишет И. П. Борисову: «Я <...> встретил существо, которое люблю — и, что еще, глубоко уважаю. Существо, которое, если б я со временем и сочетался законным браком, то это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною — как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкою действительностию. Но у ней ничего и у меня ничего — вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места...».)

- Любовь Марии Лазич была беззаветной. Любовь Фета отступила перед прозаическим расчетом. Да и была ли его любовь той любовью, какая способна дать подлинное счастье любящему и любимой? Какие черты характера проявил поэт?

- Найдите в тексте, как сложилась судьба героев? (Роман кончился разлукой, за которой вскоре последовала смерть Лазич, сгоревшей от неосторожно брошенной ею спички.)

- Какие новые мотивы приобрела лирика Фета, какие качества приобрел лирический герой Фета?

 

События в жизни поэта

Этапы творчества

Черты характера

«человек»

Лирический герой

«поэт»

29 лет – встреча с Марией Лазич

Поэзия как домашнее занятие

расчет

Раскаянье, тоска

5 слайд

Рассказ учителя

Круто меняется судьба Фета в 1853 г. Исполняется давнее его желание перейти в гвардию. Один из его бывших начальников, переведенный в гвардию, устраивает Фету перевод в лейб-гвардии уланский его императорского высочества цесаревича полк. Полк этот считается у гвардейцев захудалым, но как-никак это гвардейский полк: он расквартирован недалеко от столицы — в Новгородской губернии, в местах аракчеевских военных поселений, а лагерные сборы проходят под самым Петербургом. Фет получает возможность часто бывать в Петербурге. Это имеет большое значение для его литературной жизни. После почти десятилетнего упадка интереса к поэзии наступил резкий перелом. Стихи снова заняли почетное место в журналах. Круг ценителей, атмосфера литературных интересов, высокая оценка поэзии Фета возбудили в нем новый творческий подъем. Из его воспоминаний мы узнаем, что ко времени сближения с кругом «Современника» он «давно уже не писал стихов» и «для журнальной печати запас их <...> оказался ничтожен». Между тем, в период 1854—1859 гг. стихотворения Фета идут в журналах таким же потоком, как в начале его литературной деятельности. Печатается он главным образом в «Современнике» и «Отечественных записках», а также в «Библиотеке для чтения», «Русском вестнике», «Русском слове». Особую роль играло мастерство стиха. Подбор звуков, соотношение ритма и фразы, распределение ударений - все эти «гармонии стиха божественные тайны» требовали тонкого вкуса, большого стихового мастерства.

Работа с текстом

- Итак мы можем записать в таблицу, что в этот период наблюдается рост литературной деятельности поэта.

- Прочитайте, к каким темам тяготел поэт? Каково предназначение поэта?

 

События в жизни поэта

Этапы творчества

Черты характера

«человек»

Лирический герой

«поэт»

33   – перевод в гвардию

Рост литературной деятельности. Поэзия – опора в жизни.

Чистое искусство

 

 

6 слайд

Рассказ учителя

- Заканчиваем заполнять таблицу. В 36 лет Фет решил уйти с военной службы. В 1857 г. Фет женился на М. П. Боткиной, дочери крупнейшего чаеторговца и сестре критика В. П. Боткина.

             К концу 50-х годов признание Фета и в литературном кругу перестает быть единодушным. В эти годы создается революционная ситуация, резко обостряется идейная борьба.

             Фет пришел к заключению, что литературная карьера его кончена и надо (в который раз!) дать своей жизни новое направление. Он решает стать помещиком. Фет купил двести десятин (около 220 гектаров) земли в том же Мценском уезде, где он родился и вырос. В своих воспоминаниях Фет говорит, что к решению стать помещиком привело его «убеждение в невозможности находить материальную опору в литературной деятельности».

В 1873 г. (43 года) Фет подал прошение «на высочайшее имя» о признании его потомственным дворянином Шеншиным. Прочтя прошение, царь Александр II разрешил Фету «принять фамилию ротмистра А. Н. Шеншина и вступить во все права и преимущества его по роду и наследию». Фет превратился в Шеншина. Прежнюю фамилию он сохранил в качестве литературного псевдонима, но ревностно следил за тем, чтобы в быту, в адресах писем его именовали Шеншины.

 

 

События в жизни поэта

Этапы творчества

Черты характера

«человек»

Лирический герой

«поэт»

36   – уход из армии и покупка имения. 43 года – возвращение дворянства и фамилии

Поток критики.

Хозяйственность, деловитость

Музыкальность, образность, ритмичность, отвлеченность

 

 

 

 

 

 

Физминутка. Муха.

 

2 этап. Практический.

Анализ стихотворения

Рассказ учителя

Сегодня мы рассмотрим одну из самых известных миниатюр Фета. Она написана и напечатана в 1850 г. в журнале «Москвитянин» («Шепот сердца…»). В измененном виде стихотворение появилось в 1956 г. и тотчас покорило сердца читателей. Его двенадцать строк проняты сильным чувством, а экономично подобранные слова рисуют яркие картины. Слова в нем подобраны так, что каждое из них является намеком, а объединенные вместе – создают систему намеков, которые имеют подтекст и производят особенное впечатление. Исследователи указывают на черты импрессионизма в лирике Фета. Импрессионизм, как известно, наиболее ярко выражен в творчестве французских художников: К. Моне, Э. Моне, Э Дега, О. Ренуара, которые любили изображать предметы под особенным углом зрения и в необычном освещении.

Творческая мастерская

Сейчас я вам предлагаю побывать в мастерской поэта. Перед вами слева картины, а справа слова-образы. Предлагаю вам сочинить это стихотворение, выделяя нужные слова. Чтобы вам было легче, будет звучать музыка. И запомните, это стихотворение о любви.

1 строчка

Шепот
Рокот
Крик
Пение
Песня
Шелест
Свист
Гром
Урчание
Журчание

 

Легкое дуновение
Робкое дыханье
Теплый ветерок
Долгое мычание
Милое воздыхание
Долгое молчание

 

 

 

 

 

 

Песни птиц
Заливчатое пение
Трели соловья
Птичье щебетание
Пение далекое

 

 

 

 

2 строчка

Серебро и
Золото и
Блеск и
Блестки и
Блестяшки
Лучи и
Свет и

 

Трепетанье  лунного ручья
Любование милого ручья
Колыханье сонного ручья

 

 

Подготовка к проверке

- Запишите выделенные вами слова, прочитайте и объясните ваш выбор.

______________, ______________________. 
_________________
_______________ и _____________________
______________________________.
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Чтение стихотворения

- А теперь послушайте все стихотворение целиком

 

Шепот, робкое дыханье.
          Трели соловья,
Серебро и колыханье
          Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
          Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
          Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
          Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
          И заря, заря!..

 

- Откройте страницу, на которой напечатано это стихотворение. Прочитайте его еще раз.

- Вам понравилось стихотворение?

 

Эмоциональный отклик

- Назовите 5 причин выучить это стихотворение.

- Назовите 5 причин прочитать другие стихи А.А.Фета.

 

Подведение итогов. Рефлексия по предмету

 

Подведем итоги нашей работы. Сегодня вы узнали этапы жизни и творчества замечательного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета. Познакомились с его творчеством. Надеюсь, что после урока вы раскроете книгу со стихами Фета и прочтете еще не одно его стихотворение.

 

А сейчас попробуйте заполнить эту таблицу.

 

http://festival.1september.ru/articles/103873/img1.gif

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Жизнь и творчество А.А.Фета"(2)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

И снова творчество А.А.Фета. Дело в том, что это совсем другой урок. Здесь ученики подробнее знакомятся с жизнью поэта. Урок построен с рсчетом на то, что на следующем уроке ученики подробнее познакомятся с тексами, почитают что-то наизусть. Этот урок был подкреплен презентацией и рабочая тетрадь совсем другая. Презентацию постараюсь обязательно выложить, а вот рабочая тетрадь не сохранилась. 

Для составления рассказа о жизни поэта я использовала книку:  Б.Я.Бухштаб "А.А.Фет. Очерк жизни и творчества". Эта книга есть и в Самарской областной библиотеке и в интернете.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 309 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2464
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3168
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 553
    • DOCX 3.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пранцкетис Ольга Владмировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пранцкетис Ольга Владмировна
    Пранцкетис Ольга Владмировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 49214
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека