Урок
литературы в 6 классе
Тема
урока: «В прекрасном и яростном мире»
(По
рассказам А.Платонова)
Цели урока:
обучающие:
·
выявление учащимися своеобразия творчества
А.Платонова
·
совершенствование навыков аналитико-синтетической
деятельности на основе литературного произведения;
воспитательные:
·
понимание учащимися нравственной красоты
человеческой жизни,
·
осознание ценности жизни, важности решения проблем,
продуктивных взаимоотношений с другими людьми;
развивающие:
·
развитие субъектной позиции учащихся (активности и
ответственности, принятия другого, способности к рефлексии и др.)
Ход
урока:
1.Психологический
настрой.
Я
– человек!
Я
умею смеяться и удивляться,
обижаться и огорчаться.
Я
умею думать и понимать,
слушать и отвечать.
Я
могу ошибиться.
Я
умею учиться.
Я
хочу учиться!
2. Совместная
постановка цели урока
3. Вступительное
слово учителя
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Андрея
Платонова. Какое слово чаще всего встречается в прочитанных вами рассказах?
(жизнь). Что же, по Платонову, включает в себя понятие «жизнь»? Какова «формула
жизни» Андрея Платонова? Нам предстоит найти ответ на эти вопросы. А для этого
мы еще раз перечитаем рассказы «Неизвестный цветок» и «В прекрасном и яростном
мире», приглядимся к героям, к тому, как они живут.
4. Работа в
группах (7 минут): составление схемы- рисунка,
подготовка защиты своей «формулы»)
1 группа - притча «Неизвестный цветок»
2 группа – рассказ «В прекрасном и яростном мире»
3 группа – биографы
5. Отчет групп о
работе – защита своей «формулы жизни». Учащиеся класса
делают записи в тетрадях.
6. Обсуждение «Формулы жизни» А.Платонова, дополнение, корректировка.
- Почему оказалось возможным невероятное: цветок вырос на камне и глине?
- Что является источником этой жизни? (Каждодневный труд, преодоление
трудностей)
- Что помогает цветку преодолевать трудности и радоваться жизни?
(любовь к жизни, ко всему земному)
- Что же помогает машинисту Мальцеву вернуться к полноценной жизни?
( собственная воля, милосердие, участи е в его судьбе Кости)
- Как изменились герои и их отношения после случившегося? (Стали
родными, появилась ответственность друг за друга, желание защитить)
- -Почему Платонов назвал рассказ «В прекрасном и яростном мире»?
(Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают
всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна
огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее.
Необходимо стремиться к духовному единению с людьми. Тому учит нас Андрей
Платонов, в каждой строчке рассказа которого, по словам В. Попова, «присутствует
какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь»)
Слово биографам
- Что вы скажите об
авторе этих рассказов? В чем его непохожесть на других?
- Что еще вы
добавили бы в «Формулу жизни» А.Платонова?
7. Итог урока
- В ходе анализа
произведений и знакомства с биографией писателя мы составили с вами «формулу
жизни» А.Платонова.
Источник жизни – каждодневный труд, преодоление обстоятельств
Формула жизни – любовь к жизни, к окружающему миру, милосердие, родство, корни,
память
- Какие составные
«формулы жизни» А.Платонова особенно важны сегодня? (преодоление обстоятельств,
доброта, любовь ко всему земному, милосердие)
- Книги Платонова
непросты для чтения и трудны для восприятия. Так зачем же они нужны, надо ли к
ним обращаться сегодня? (Андрей Платонов учит нас любить и уважать человека, сопереживать
его горю и помогать ему. И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его
и любить)
Самооценка.
Домашнее задание: (по выбору)
1.
Написать отзыв о самостоятельно прочитанной книге
А.Платонова
2.
Составить кроссворд или викторину по произведениям
А.Платонова
8. Рефлексия.
Дети становятся в круг, берутся за руки.
- Почувствуйте тепло ваших рук. Выразите свое отношение к работе на
уроке и определите перспективы, свои мечты, продолжив фразу «Я сегодня
понял(а)…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.