Тема урока:
Условия плавания
тел. 7 класс
Цели урока:
Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия
об архимедовой силе. Развивать
умения учащихся определять архимедову силу с помощью динамометра и мерного
стакана, делать выводы по результатам экспериментальных заданий.
Показать использование условий
плавания тел в технике, в народном хозяйстве.
Развивать творческую активность,
творческие способности учащихся.
Оборудование:
лабораторные сосуды с водой, маслом, набор тел равной плотности, деревянный и
пенопластовый кубики одинаковых размеров, клубень картофеля, пробирка с
поваренной солью, пластилин, пробирки с песком, прямоугольный параллелепипед
(плот), динамометр, измерительный цилиндр, гири.
План
урока
Содержание
|
Методы и приемы
|
Повторение темы: «Архимедова
сила»
Изучение и закрепление нового
материала.
Сравнение плотностей жидкости и
вещества тела, погруженного в жидкость, в случаях, когда тело плавает на
поверхности или тонет.
Сравнение архимедовой силы и силы
тяжести в случаях, когда тело плавает на поверхности или тонет.
Условие плавания тел внутри
жидкости.
Условия плавания тел (общий вывод).
Задание на дом.
|
Беседа
Беседа. Фронтальные опыты. Логические
выводы и интуитивные догадки школьников.
Запись на доске и в дневниках.
|
Ход урока.
I. Организационный
момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель: На предыдущих
уроках мы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в нее.
Ответьте на вопросы:
-Какая сила возникает при погружении
тела в жидкость?
-Как направлена эта сила?
-От чего зависит архимедова сила?
-Если тело не полностью погружено в
жидкость, то как определяется архимедова сила?
-Какими способами на опыте можно
определить архимедову силу?
Итак, мы знаем, что на
всякое тело, погруженное в жидкость, действует
архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи
всплывают на поверхность. Почему? Сегодня мы выясним это.
(Ребята получают карточки с
заданиями и оборудование для их выполнения)
Задания
группе А:
- Пронаблюдать,
какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде; найти в таблице
учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды.
Результаты оформить в виде таблицы:
Плотность жидкости
|
Плотность вещества
|
Тонет или нет
|
|
|
|
Для выполнения этого задания нужен
сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца,
алюминия, органического стекла, пенопласта, пробки, парафина. Тела находятся в
коробке с перегородками, а в каждой ячейке указано название вещества.
2.Сравнить
глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинакового
размера; выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в
жидкости разной плотности. Результаты опыта представить на рисунке.
Для
проведения опыта нужны два сосуда (с водой и маслом), деревянный и
пенопластовый кубики.
Задания
группе Б :
1.Сравнить архимедову силу,
действующую на каждую из пробирок с силой тяжести каждой пробирки; сделать
вывод на основании результатов опыта.
При
выполнении этого задания используется мензурка, динамометр, две пробирки с
песком (пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
2.Заставить картофелину
плавать в воде. Объяснить результаты опыта.
Для выполнения задания используется сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина
средней величины.
3.Добиться, чтобы кусок
пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта. (Сосуд с водой и кусок
пластилина).
Задания
группе С.
1. Выяснить, изменится ли
глубина погружения пробирки в воду, если:
а) пластилин положить внутрь
пробирки; б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.
При выполнении задания
используются: сосуд с водой, пробирка, кусок пластилина.
2. Выяснить, какой груз может
поднять плот (кусок пенопласта ) в воде.
Для проведения опыта из
пенопласта заранее вырезают небольшой прямоугольный параллелепипед и подбирают
несколько тел разной массы.
В результате обсуждения
выводов, сделанных учащимися после эксперимента, на доске появляется запись:
FА = pж g Vт
p вещества > p жидкости
|
Fтяж > FА
|
тело тонет
|
p вещества < p жидкости
|
Fтяж < FА
|
тело всплывает
|
p вещества = p жидкости
Глубина погружения тела зависит
от pвещества
тела и от p жидкости
|
Fтяж = FА
|
тело плавает внутри жидкости
|
Пусть Fтяж = FА – тело
плавает
FА = pж g Vт Fтяж = m g, m = pв Vт
Следовательно,
Fтяж = pв g Vт
тогда
pж g Vт = pв g Vт
или
p вещества = p жидкости
Если p вещества = p жидкости, то тело плавает.
Вывод:
Условия плавания тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову
силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней
вещества.
Где в технике
учитываются эти условия?
(беседа с учащимися о
развитии морского транспорта).
III.Задание на
дом. Параграф 56, упр.30 (1*,2**,3***).
IV.Подведение итогов,
комментирование оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.