Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок "Север и человек"

урок "Север и человек"

Скачать материал

                 Муниципальное общеобразовательное учреждение

                 «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Онеги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Урок  по теме:

                                                                            

                                                « Север и человек»

 

 

 

                                            

                                           

 

                                             Составлен и проведен

                                           учителем биологии

                                          Абикуловой В.Г.

                                          МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

                                                                                            г. Онеги 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             2011год

                                                Конспект урока.

 

     ЦЕЛЬ:   Привлечь внимание учащихся  к проблеме  жизни людей в условиях                                           ФОРМА УРОКА: Деловая игра в форме заседания кафедры в институте  «ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ПРОБЛЕМ СЕВЕРА».

                                                                                                                                                          ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: Изучить причины, влияющие на  формирование условий жизни на Севере. Выяснить, как эти условия влияют на работу систем организма человека. Какие изменения в состоянии здоровья людей  могут происходить. Какие способы укрепления здоровья человека можно предложить.  

                                                                                                                                                       РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ: Поиск дополнительной информации  в литературе, в Интернет. Осознание проблемы особенности проживания в условиях Севера. Анализ и обобщение полученной информации. Развивать умение делать логические  выводы, где выяснить какие возникают  изменения в организме человека в связи с жизнью в экстремальных условиях. Развивать коммуникационные умения

                                                                                                                                               ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ: Воспитывать любовь к своему  Северному краю. Формировать потребность заботы о своем здоровье,  его сохранении и укреплении. Расширять кругозор и интерес к поставленной проблеме. Совершенствовать  умение работы в группе,  с чувством ответственности. Так же возможности проектной деятельности учащихся и защиту своих доказательств.

                                                                                                                                                                   МЕТОДЫ: Частично – поисковый, проблемный, словесно -  наглядный.  Работа  в группе  по проектной деятельности. Практическая  деятельность с мотивацией.

                                                                                                                                                   ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор, компьютер. Презентации: «Особенности условий жизни» и  «Изменения в системах организма» людей  живущих на Севере. Диск «Музыка природы» Презентация «Природа Онежского района», рисунок Земли, «карточки                                 стрелки» с причинами, оказывающими влияние на условия Севера.  Карточки с названиями систем органов, на которые оказывают влияние условия. Карточки с названиями заболеваний или отклонений в организме человека. Задания для практических  работ. Шарики. Рисунки учеников по вопросу гигиены и профилактики заболеваний.

 

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:  1).Класс делится на группы, для поиска материала и разработки вопросов по своим проблемам.                                                                                                                  2). Ученики готовят презентации.                                                                                                             3).Подбирают упражнения для профилактики изменений в организме.                                                                                                                                                      4).Беседа с фельдшером школы о состоянии  опорно-двигательной и  сердечно - сосудистой систем, органов дыхания и зрения учащихся.

5). Таблички «Институт Экологических проблем Севера»,  кафедра «География Севера», «Физиологии», «Экологической медицины», «Гигиены и профилактики заболеваний».

 

                                            ХОД  УРОКА.

 

1.Организационный момент (учитель – руководитель.). Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались с вами на заседание Ученого совета, по решению вопроса «Север и человек». Я предлагаю рассмотреть следующую проблему: «Как люди, живущие в условиях Севера, приспосабливаются к ним»

Предлагайте,  какие вопросы в связи с данной проблемой нам надо решить на заседании.

Предполагаемые ЗАДАЧИ записать кратко на доске:                                                                          1.Причины особенных условий на Севере.                                                                                                    2.Как эти условия сказываются на  физиологических процессах  организма человека.                                                                                                                                                         3. Каковы последствия влияния  для организма людей.                                                                                                  4. Какие профилактические мероприятия можно проводить для укрепления здоровья.

Учитель: (мотивация) «Человек издавна стремился на Север за  богатыми  природными ресурсами: здесь  заготавливается лес, ведется рыболовство и охота, добываются нефть, газ, алмазы и другие полезные ископаемые. Но каждый живущий здесь испытывает суровое влияние Севера на организм. Почему?

Лаборатория экологической географии: Мы выяснили, что основные факторы, влияющие на организм человека это:  1.Недостаток тепла, в связи с низкими температурами.                                                        2.Спецефичность ритмов сезонного и светового режимов (полярные ночь и день, продолжительная  зима и короткое лето).3.Колебания  геомагнитного и электрических полей.

4. Снижение парциального давления и уменьшение в связи с этим кислорода.

 Ученики, используя глобус и источник света, объясняют, как положение Земли по отношению к солнцу, влияет на температуру и длину дня. Воздействие геомагнитных полей на организм человека. Почему происходит снижение давления и уменьшение  кислорода в результате стекания воздушных масс от полюса к экватору.

Лаборатория  физиологии: (презентация) Организм адаптируется к этим условиям, перестраивая работу наиболее важных систем. Эндокринная система: При холоде адреналин – вырабатываемый надпочечниками, повышает обмен веществ в мышцах и увеличивает в них потребление жирных кислот, что приводит к увеличению образования тепла. Так же увеличивается и работа щитовидной железы, что позволяет образовавшейся энергии, выделится в виде тепла. При этом идет увеличение количества глюкозы в крови. Выделение гормонов приводит к усилению процессов образования воды в организме из жиров, что усиливает процессы образования мочи. Ее выделение приводит к снижению количества воды в тканях и сохранению тепла в организме. Обмен веществ: У северян происходит повышение обмена веществ, что приводит к  росту потребность в  белках и жирной пищи, жирорастворимых витаминах А и Е.При длинном световом дне обмен веществ усиливается – мы фактически проживаем не три месяца, а гораздо больше- 6, 9,  идет усиленное старение организма. Организму трудно переносить  и смену фотопериодики.

Система крови: Большое количество  гормонов выделяемых надпочечниками приводит к снижению образования антител в крови и иммунитета в целом.

Сердечно- сосудистая система: Низкое парциальное давление воздуха и  снижение количества кислорода приводит к  ускорению сердечных сокращений и  повышению артериального давления. Система дыхания: Для согревания воздуха увеличивается остаточный объем в легких, что согревает воздух. Но воздух сухой и охлажденный  приводит к сужению бронхов,  что уменьшает вентиляцию легких и снижает их жизненную емкость. Близость магнитного полюса Земли  ведет к напряжению магнитно – ионного режима клетки, то есть теряет чувствительность к гормонам,  следовательно их должно быть больше, что усиливает работу желез внутренней секреции. Совокупность реакций организма к условиям севера называется -СИНДРОМ ПОЛЯРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ                                                                                                                                             Лаборатория гигиены и профилактики:                                                                                             Давайте, определим, адаптирован ли ваш организм к природным условиям, не смотря на то, что многие из вас родились здесь, и уже два, а то и три поколения ваших родственников проживают на Севере.                                                                                                                                                                    Практическая работа №1 «Определение адаптационного потенциала»                                                    Цель работы: приобрести  навыки  по определению адаптационного потенциала по формуле Баевского Р.М., научиться оценивать степень адаптации и прогнозировать адаптационные возможности организма.                                                                                                                               Учащиеся заранее дома проводят измерение роста, веса, давления, пульса.                                                               Определяют адаптационный потенциал по формуле:                                                     АП=0,011х (ЧСС)+ 0,014х (СД)+ 0,008х(ДД) +0,014х(возраст)+0, 009х (вес) – 0,009х(рост)-0,27
где АП -  адаптационный потенциал, ЧСС – чистота пульса в минуту, СД – систолическое давление в мм рт. ст., ДД- диастолическое давление в мм. рт. ст., вес в кг, рост в см., возраст в годах. Оценка величины адаптационного потенциала производят с учетом величины следующих данных: АП меньше 2 – хороший уровень адаптации; АП , не превышающая 2,1- удовлетворительная адаптация; АП от 2,1 до 3,0 напряженная адаптация; АП от 3,0 до 4,1- неудовлетворительная адаптация; АП, превышающая 4,1 срыв процесса адаптации.                                Отчет: сделать вывод об адаптационных возможностях своего  организма  и меры по их улучшению.

Лаборатория экологической медицины: (презентация) Выслушав своих коллег, мы можем сделать выводы по видам нарушений в организме в связи с особенностями его работы, т.е. какие заболевания могут быть наиболее распространены в северных районах.  И так, у нас не хватает солнечного света, это приводит  к задержке роста костей и мышц, из-за недостатка витамина Д. Отсюда развиваются сколиозы( данные по школе-46человек   ). Учащение работы сердечно-сосудистой системы приводит к  таким заболеваниям как: гипертония, стенокардия, аритмия (одышка, сердцебиение). (Данные по МУЗ «Онежская ЦРБ»: инфаркт -2008г.-65 случаев; 2009г.-47; ишемическая болезнь сердца- 2008г -1631, 2009г.- 1798; гипертония -2008г.- 3729, 2009г.- 2548) Длительное проживание на Севере приводит к брадикардии (урежение пульса, мене 60 ударов).

По мнению Дегтевой Г.Н. –доктора медицинских наук, профессора кафедры гигиены и медицинской экологии, кровь северян отличается от крови жителей средней полосы. Эритроциты – красные кровяные тельца, несущие кислород, меняют свое строение. Много неправильной формы, больше в размерах, с дырками. Они тяжелее передвигаются по сосудам, быстрее изнашиваются. Костный мозг, производитель эритроцитов, работает с повышенной нагрузкой, что приводит его к преждевременному истощению. Зрелых эритроцитов в крови мало, в основном молодые и старые, что приводит к недостатку в крови –Fe.(анемии - ) У 90% северян снижено количество  гемоглобина, содержащего Fe и несущего тканям кислород.

Уменьшение вентиляции легких,  сужение бронхов, приводит к  формированию «полярной одышки», развитию абструктивных синдромов легких. Патологии дыхания выше в 2,5 раза, чем в средней полосе. Заболевания часто длительные, хронической формы. ( Данные по школе по заболеваниям органов дыхания ).  ( По данным отдела статистики МУЗ «Онежская ЦРБ»: пневмония – 2008г.-127, 2009г- 96; бронхиальная астма – 2008-272, 2009- 290 Всего заболевших по органам дыхания 2008г.-5277, 2009г.-4849) .   Холод нарушает процессы накопления энергии в организме, она выделяется в виде тепла, а не накапливается в митохондриях. Это приводит к изменению углеводного и жирового обменов. Жирная пища оказывает большую нагрузку на печень. Углеводная пища,  понижает устойчивость зубов к кариесу ( сколько детей по школе с превышением массы тела, недостатком массы). Нарушение светового режима влияет на нервную систему, что приводит к нарушению сна и ритмов.  Но не только летом, но и зимой из – за светового загрязнения ( спать надо в полной темноте). Уличное освещение мешает этому. Полярный день - возбуждает, перевозбуждает, утомляет. Искусственное освещение, сенсорное однообразие – приводит к нарушению органов чувств, особенно органов зрения -  функциональная недостаточность  к близорукости ( данные по школе ) Полярная ночь вызывает нарушение выработки  мелатонина, что угнетает нервную систему, настроение, вызывает депрессии.

Усиленная работа желез внутренней секреции приводит к  увеличению массы и гиперфункционированию, но не увеличивает количество гормона в крови возникают заболевания надпочечников, щитовидной железы - диффузный зоб, поджелудочной железы - сахарный диабет.

Давайте посмотрим, как наши легкие участвуют в процессе дыхания.                                                      Практическая работа 2. «Определение объема воздуха в легких». С помощью шарика проверим объем воздуха в ваших легких.

Возьмите шарик, не делая больших усилий, выдохните в него воздух. Сильно ли у вас увеличился объем шарика?

Вдохните  воздух полной грудью и снова надуйте шарик, что изменилось? ( Шарик по объему значительно больше)

Участвует  ли у вас во время  процесса дыхания полностью все легкое? К чему это может привести? ( Нет. Так как обычно мы не делаем часто глубоких вдохов, то воздух в нижней части часть легкого  застаивается, плохо обменивается, что ведет к заболеваниям легких)

Учитель - руководитель: Для поддержания должного уровня жизнедеятельности организма  требуется постоянное напряжение всех  жизненно важных систем , что приводит к истощению  резервных возможностей организма, преждевременному старению.

Задание домой: «Выяснить свой биологический возраст проведя «Практическую работу №3»

                            (приложение).

Что может предложить Лаборатория гигиены  для укрепления здоровья жителей нашего северного края:(рисунки) Потребление жирных пород рыб - витамин Д, белки для роста организма. Потребление мяса, печени – восполнение железодифицита. Упражнения для развития кисть рук у маленьких детей, плавание, атлетика, лыжный спорт. Закаливание.

Больше света зимой, меньше летом. Гимнастика для органов дыхания, пение. Правильное  разнообразное питание: овощи, фрукты, меньше углеводов. Проверять состояние зубов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Итак, в ходе нашего заседания мы составили с вами Проект:  где отразили причины, приводящие к особенным северным условиям. Влияние этих условий на организм человека, определили возможные формы заболеваний и указали, какие  профилактические меры можно использовать населению, по сохранению своего здоровья. На заседании Ученого совета мы можем сделать выводы, что жить в нашем  северном крае сложно, но организм старается адаптироваться к условиям, а нам надо ему помогать в этом, заботится о нем. А природа нашего края своей первозданной  красотой поможет нам .(Презентация  фотографий «Уголки природы Онежского района»,  стихи.)

Оценки за урок.

РЕФЛЕКСИЯ: 1.Определить понятия: Адаптация, синдром полярного напряжения, синдром географической широты. Обструктивный  синдром легких, полярная одышка, стресс – реакции сердечно – сосудистой системы.

2.Из ткани якутского суслика выделили биологически активные  вещества ответственные за  зимнюю спячку, при введении их другим животным они впадали в состояние гипобиоза – временного глубокого замедления жизненных процессов. Как вы думаете, возможно ли  применение таких веществ у человека? Какие сложности могут возникнуть?

3.Назовите  известные вам народные средства для профилактики и  лечения заболеваний, характерных для жителей региона.

 

 

                                   ЛИТЕРАТУРА.

 

1. «Региональный компонент».сборник программ ИППК г.Архангельск. 2006год

2. Статья « Чем вреден Север для меня?» газета «Волна» 5июня 2001 года.

3.Статья «На Севере и кровь другая» газета «Правда Севера» декабрь 2000года.

4.  Учебник «Экология Архангельской области» 9- 11кл. под редакцией Баталова А. Е., Морозовой Л.В.  издательство:  «Московский университет» 2004 год

 

 

  

 

 

 

 

 

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. №3.                                                                             .                               .               «Определение биологического возраста человека».

ЦЕЛЬ: Определить биологический возраст человека с помощью методики Медицинского геронтологического центра «АРС  ВИТЕ».

Оборудование: секундомер,  тонометр, линейка.

МЕТОДИКА:1. Ответь на вопросы анкеты по самооценке здоровья.

                         Оценка результатов:  ответы «ДА» считаются неблагоприятными. Сосчитайте их и определите, какому баллу соответствует это количество ответов: от 0до5  ответов «ДА»-                    4 балла; от 6 до10- 5баллов; от11 до15 – 8баллов; от16 до 20 –12баллов; от 21 до 25 – 16 баллов.

                         Анкета по самооценке здоровья

                                 ВОПРОСЫ

    ДА

НЕТ

1.Беспокоят ли вас боли в сердце?

 

 

2.Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды?

 

 

3.Считаете ли вы, что за последнее время  ваши привычки, отношение к жизни сильно изменились.

 

 

4.Беспокоят ли вас головные боли?

 

 

5.Бывают ли у вас головокружения?

 

 

6.Бывает ли так, что вы трудно засыпаете, просыпаетесь среди ночи, испытываете систематическое недосыпание?

 

 

7.Считаете ли вы, что сосредоточиться  сейчас вам стало труднее, чем раньше?

 

 

8.Отмечаете ли вы ослабление памяти?

 

 

9.Ощущаете ли вы  онемение или покалывание, «ползанье мурашек»?

 

 

10.Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшилось зрение?

 

 

11. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшился слух?

 

 

12. Беспокоят ли вас шум и звон в ушах?

 

 

13.Есть ли у вас варикозное расширение вен на ногах?

 

 

14. Беспокоят ли вас боли в суставах?

 

 

15. Беспокоят ли вас боли в области поясницы?

 

 

16.Отмечаете ли вы дрожание рук, пальцев?

 

 

17. Беспокоят ли вас запоры?

 

 

18. Беспокоят ли вас боли в области печени?

 

 

19. Беспокоят ли вас частые заложения  в носу, насморк, кашель?

 

 

20. Бывают ли у вас отеки на ногах?

 

 

21.Приходиться ли вам  отказываться от некоторых блюд из опасения  повредить здоровью?

 

 

22. Бывает ли у вас одышка, учащенное сердцебиение при ходьбе?

 

 

23. Отмечаете ли вы быструю утомляемость?

 

 

24.Беспокоит ли вас неприятный вкус во рту?

 

 

25. Отмечаете ли вы зябкость конечностей или спазмы рук и ног?

 

 

2. ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ

Вдохните  обычным образом, выдохните до конца и задержите дыхание насколько возможно. Отметьте время задержки дыхания в секундах: менее 16 сек. – 13 баллов; от 16 до 20 -9баллов; от21 до 25-6баллов; от 26 до 30- 4балла; более 30 -2балла. Учитывается наилучший результат из трех попыток с интервалом 5 мин.

3. ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ НА СОСТОЯНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА.

Снимите обувь с левой ноги,  встаньте на нее и поднимите правую ногу. Руки держите по швам, плотно прижатыми к туловищу, иначе будет не правильный результат. Закройте глаза, и с помощью секундомера отметьте, сколько времени вы сможете так простоять. Повторить попытку три раза и взять лучший результат: менее 5 сек.-11баллов; от 6до 10сек. – 8 баллов; от 11до 20сек. -6 баллов; от 21 до 40сек. – 4 балла; более 40сек.- 3 балла.

4.Выполнить тест на внимание и быстроту переработки информации. Необходимо зачеркнуть цифры одну за другой, без пропусков (1, 2, 3,  …). С помощью секундомера отметьте время, которое вам понадобилось. Менее26 сек.-3балла; от 26 до 30сек- 5баллов; от 31до 36сек.-8баллов; от 36до 45сек.10баллов; более 45сек.- 12 баллов.

                                                  5        14       12       23        2

                                                 16       25       7         24      13

                                                 11        3       20         4       18

                                                  8         10     19        22       1

                                                  21        15      9        17        6

 

5.Тест на возрастные изменения зрения.

Возьмите любой текст с обычным шрифтом и приближайте его к лицу до тех пор, пока буквы не начнут расплываться. Поочередно закрывая правый  и левый глаз, найдите  ту точку, в которой текст виден еще абсолютно четко, но стоит его придвинуть – он расплывается. Измерьте расстояние от глаза до текста для правого и левого глаза и возьмите наименьшую из  цифр. Если вы носите очки, выполните задание в очках. Менее 20см.- 2балла; от 21 до 40см.- 5баллов; от 41до 60см.-7баллов; от 61 до 100см.- 10 баллов; более 100 см.- 13 баллов.

6.Оцените свое артериальное давление.

А). Если обычно у вас верхнее  давление не больше 140, а нижнее  не больше 90, к набранным баллам прибавьте -44

Б). Если обычно у вас верхнее  давление не больше 140/90,  но иногда поднимается выше этих цифр, к набранным очкам прибавьте - 8 баллов.

В). Если обычно у вас верхнее  давление выше 140, а нижнее  выше 90, но не выходит за границы 160/100,  добавьте к очкам – 12 баллов.

Г). Если ваше верхнее давление выше160, а нижнее больше 100, добавьте – 18 баллов.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Сложите все баллы, и получите искомую цифру  биологического возраста.

                                                 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2.

                                               « Адаптационный потенциал»

Цель:  Приобрести навыки определения адаптационного потенциала по формуле                           Баевского Р.М.., научится оценивать степень адаптации и прогнозировать адаптационные возможности организма.

Оборудование:  секундомер, тонометр, ростомер, напольные весы.

Метод Баевского Р.М. расчет по формуле:

АП = 0, 011 х (ЧСС) + 0, 014 х (СД) + 0, 008 х (ДД) + 0, 014 х (возраст) + 0, 009 х (вес) – 0, 009х (рост) – 0, 27

АП- адаптационный потенциал; ЧСС- частота пульса в минуту; СД – систолическое давление в мм  рт. ст.(Верхнее); ДД- диастолическое давление в мм рт. ст.(нижнее); вес в кг.; рост в см.; возраст в годах.
ОЦЕНКА  величины  АП:

АП меньше 2 – хороший уровень адаптации; АП, не превышающая 2,1- удовлетворительная;  АП от 2,1 до 3,0-напряженная адаптация; АП от 3,0 до 4,1 неудовлетворительная адаптация; АП, превышающая 4,1 – срыв  процесса адаптации

В тетради дома сделайте вывод об адаптационных возможностях организма и предложите меры по их улучшению.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Север и человек""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме "Север и человек" проводился в 10 классе. Цель урока привлечь внимание учеников к проблеме жизни человека в условиях Севера.Урок проводился в виде заседания кафедры в институте "Экологических проблем Севера"  В ходе урока, учащиеся, используя знания географии, выясняют, как природные условия  влияют на работу систем организма человека. Какие измененния могут происходить в состоянии здоровья.  Получают рекомендации по  укреплению его. Изучают литературу и интернет источники, анализирут , обобщают информацию. Урок вызывает интерес проведением практических заданий по определению адаптации к северным условиям, и определение биологического возраста. который значительно отличается от метрического. Знание таких фактов заставляет задуматься о правильном подходе к образу жизни, оценки состояния своего организма. Работа в группах, обобщение информации в проекте развивает коммуникативные, творческие навыки. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 163 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1141
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 408
    • DOCX 105.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абикулова Валентина Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 19646
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 39 регионов

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 38 регионов

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе