Урок 19.
Сакские племена, сакские
правители. (1час)
|
Яснополянская
средняя школа Тайыншинского района СКО
|
Дата:
2.10.2012г.
|
Имя учителя: Полянский
Леонид Иванович
|
|
Класс: 5 «А»
|
Количество
присутствующих: 15
|
отсутствующих:
|
|
Цели обучения,
которые помогут изучить данный урок
|
- актуализировать знания учащихся о предках казахского народа -
племенах саков, населявших в древние времена территорию Казахстана
|
|
Цели
урока
|
- познакомить с жизнью, хозяйством, бытом, обычаями
сакских племён;
-составить представление о предках казахского народа
- племенах саков, населявших в древние времена территорию Казахстана;
-формировать понятие о труде человека, о важности
трудолюбия;
-развивать у учащихся умение сравнивать
исторические явления и события;
-воспитывать чувство уважения к людям труда.
|
|
Языковые
цели (новые слова)
|
Лексика и терминология,
специфичная для предмета:
Царь, вождь
|
|
Используемые наглядные пособия
|
Карта в учебнике,
иллюстративный материал со сценами из жизни, быта саков.
|
|
Предыдущее обучение
|
историческое
время, карта Казахстана, природа Казахстана, первые люди и первые племена на
территории Казахстана
|
|
План
|
|
Начало урока
10 мин
|
Повторение
изученного материала по вопросам и заданиям для повторения.
Беседа с
классом по вопросам предыдущей темы:
-Какую тему
изучили на прошлом уроке?
-Откуда мы
получили сведения о жизни первобытных людей?
-Где расселялись
и жили первобытные люди?
Индивидуальная
работа по карточкам:
1. Составить
рассказ по иллюстрации «Жизнь и быт древних людей»;
2.заполнить
таблицу «Занятия древних людей»;
3. определи
соответствие: даются слова «род», «племя», «совет племени», «родственные
союзы», «союз племён» и развёрнутые определения
Выступления
учащихся, обобщение ответов.
|
Презентация, работа
по карте
Карточки с заданиями
|
|
Основная часть урока
25 минут
|
Сообщение
темы урока; на доске записан план:
Сакские племена.
Хозяйство саков
(ремёсла)
Учитель
сообщает сведения о том, что саки – далёкие предки казахов,
показывает территорию, которую они населяли. Приводятся сведения из
исторических источников, в которых говорилось о племенах саков.
Практическая
работа:
1. Учащиеся
делятся на группы, каждая получает задание.
Нужно прочитать
статью учебника и выполнить задание:
а) подготовить
рассказ по вопросам;
б) ответить на
вопросы;
в) составить
рассказ по иллюстрации.
2. От группы
отвечает один представитель. Ответы дополняются товарищами.
Обобщение
ответов учащихся делает учитель.
|
Презентация,
карта
Карточки с
заданиями
|
|
Заключительная часть урока
10 мин
|
Закрепление: выполнение
разноуровневых заданий.
беседа: Что было интересно? Что
узнал нового? Что хотел бы узнать подробнее?
Домашнее задание: параграф 16.
Ответить на вопросы в конце статьи, выполнить здания.
|
Раздаточный
материал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение:
Задания
для индивидуальной работы:
1. Составить рассказ
по иллюстрации «Жизнь и быт древних людей»:
2.
- Рассмотрев рисунки на с.48-49,
заполни таблицу «Занятия древних людей»:
Образ жизни (коллективный или
индивидуальный)
|
занятия древних людей
|
орудия труда
|
жильё
|
пища
|
|
|
|
|
|
|
3.
- Определи соответствие:
1.Объединение нескольких племён с общим
происхождением, общими целями и интересами.
2.Объединение древних людей, связанных
узами родства, общим жильём, собственностью и совместно живущих на
определённой территории.
3.Три-четыре рода с общим
происхождением.
4.Объединение нескольких родов,
связанных родственными отношениями, одним языком, общей территорией,
совместной деятельностью.
а) «племя» б)
«род» в) «совет племени» г)«родственные
союзы» д) «союз племён»
Ответ: 1 - , 2
- , 3 - , 4 -
|
Практическая
работа: Учащиеся
делятся на группы, каждая получает задание.
Прочитайте 1часть статьи
учебника на с.51 и выполните задание.
а) ответить на вопросы:
-Кто такие саки?
-Где они расселялись и жили? Указать на
карте места их расселения.
-Какие сведения даются в греческих и
персидских исторических документах?
|
Прочитайте 2 часть статьи
учебника на с.51-52 и выполните задание.
б) подготовить рассказ по вопросам:
- Расскажите о быте и жизни саков.
-Опишите их внешний облик.
-Каким видом деятельности, помимо
животноводства, занимались саки?
-Как вы думаете, чем питались саки?
|
Прочитайте 2 часть статьи
учебника на с.51-52 и выполните задание.
в) составить рассказ по иллюстрации:
- Можно ли по рисункам определить,
какими были условия жизни и быта саков?
-Подробно опишите юрту.
-Какими видами хозяйственной деятельности
занимались саки? Какими орудиями труда пользовались?
|
Ответьте на вопросы:
-На какие группы делилось сакское
общество?
-Какую роль выполняло народное собрание?
Кто выносил решение на народном собрании?
-По какому принципу саки выбирали царя?
-Можно ли предположить о существовании
имущественного неравенства у племён саков?
|
Разноуровневые задания:
1.Вычеркни лишнее: воины,
жрецы, скотоводы и землепашцы;
род, племя, союз племён, народное
собрание;
бронзовые кинжалы, золотые и серебряные
украшения, зеркала, железные наконечники стрел.
2.Допишите:
Греки называли их азиатскими скифами, в
персидских письменных источниках о них пишут, как о «могущественных отважных
воинах». Это …
Древнее жилище, хорошо приспособленное к
условиям кочевой жизни. Легко разбирается, быстро устанавливается …
Саков тиграхауда называли так из-за того,
что ...
3.Работа над ошибками: Древнегреческий
историк Аристотель собрал много сведений о жизни, хозяйстве, быте, обычаях и традициях,
одежде саков-скифов. Саки жили на территории Казахстана во 2тыс.до н.э. Они
являлись оседлым народом. В военных условиях быстро вооружались саблями,
копьями, ружьями и превращались в отважных воинов. Царь был полководцем войска.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.