Инфоурок Физика Другие методич. материалыУрок "Путешествие в страну Джоулия" по физике с приложением презентации

Урок "Путешествие в страну Джоулия" по физике с приложением презентации

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Путешествие в страну ДЖОУЛИЯ Зарипова А. Ф..ppt

Скачать материал "Урок "Путешествие в страну Джоулия" по физике с приложением презентации"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема. Тепловые явления. Путешествие в страну ДЖОУЛИЯГАОУ СПО СО НТСТ
г. Нижн...

    1 слайд

    Тема. Тепловые явления.
    Путешествие в страну ДЖОУЛИЯ
    ГАОУ СПО СО НТСТ
    г. Нижний Тагил, Свердловская область
    Преподаватель 1 категории
    Зарипова Азалида Фазыловна
    Приложение к уроку по той же теме

  • В путь!Отправляемся в далекое путешествие по стране Тепловых явлений. Хорошен...

    2 слайд

    В путь!
    Отправляемся в далекое путешествие по стране Тепловых явлений. Хорошенько подготовимся, найдем волшебный ключ страны.
    Преодолевая трудности в пути достигнем нескольких городов этой страны. Заново откроем секреты этих городов. Придумаем названию новому городу.
    Познакомимся девочками Лизой и Лидой. Поможем им выздороветь от ангины.

  • Карта для путешествия в страну Джоулия  в наших рюкзаках!

    3 слайд

    Карта для путешествия в страну Джоулия в наших рюкзаках!

  • Ответим на вопросы в начале путиЧто называют внутренней  энергией тела?
Что н...

    4 слайд

    Ответим на вопросы в начале пути
    Что называют внутренней энергией тела?
    Что называют тепловым движением молекул
    От чего зависит внутренняя энергия тела?
    От чего не зависит внутренняя энергия тела?
    Способы изменения внутренней энергии тела?
    Что называется теплопередачей?
    Какие способы теплопередачи Вы знаете?
    Что называется теплопроводностью?

  • Вопросы: кто знает ответьте!
1.Почему человеку уютно на воздухе при 20ºС, а в...

    5 слайд

    Вопросы: кто знает ответьте!
    1.Почему человеку уютно на воздухе при 20ºС, а в воде зябнет при температуре 25ºС?
    2. Почему ранней весной образуются воронки в снегу вокруг стволов деревьев?
    3. Почему животные, обладающие толстым подкожным жиром, прекрасно себя чувствуют даже в сильные морозы?
    4. Почему выражение «шуба греет» неверно?
    5. В какой посуде пища прогорает легче: в медной или в чугунной? Почему? (см.табл.1)
    6. Почему пить из фарфоровой чашки приятнее, чем из алюминиевой кружки?
    7. При какой температуре металл и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?

  • Продолжаем отвечать на вопросы:
8. Утром ученик спешит в школу. Есть металлич...

    6 слайд

    Продолжаем отвечать на вопросы:
    8. Утром ученик спешит в школу. Есть металлическая и глиняная чашки. Как он должен поступить, чтобы быстрее попить горячий чай, наливая из чайника, и не опоздать на занятия?
    9. Когда быстрее остынет чайник с кипятком: когда он поставлен на лед или когда лед положен на крышку чайника?
    10. Почему даже тонкая полиэтиленовая пленка предохраняет растения от заморозков?
    11. Что значит народная поговорка «дрожит как осенний лист»?
    12. Почему в тихую погоду дым из труб зданий поднимается вертикально вверх, а из труб движущегося паровоза стелется над поездом?
    13.В холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок. Человек, когда ему холодно, тоже съеживается. Воробышек в холодные зимние сидит нахохлившись. Почему?
    14. Почему чашки, кастрюли, чайники, самовар, термоса и т. д. делают круглыми, а не квадратными или другой формы?
    15.Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?


  • «Открываем» страну Джоулия. Ключ для открытия волшебный. Нужно правильно отв...

    7 слайд

    «Открываем» страну Джоулия.
    Ключ для открытия волшебный. Нужно правильно ответить на вопросы и в клетках ключа расставить буквы, отмеченные в ответе по номеру.
    Это слово написано на ключе

  • 1. Вещество с удельной теплоемкостью 2100 Дж/(кг·ºС). (Третья буква). 
2. Вещ...

    8 слайд

    1. Вещество с удельной теплоемкостью 2100 Дж/(кг·ºС). (Третья буква).
    2. Вещество с удельной теплоемкостью 460 Дж/(кг·ºС). (Первая буква).
    3. Какое топливо, широко применимое в военном деле и во время иллюминаций, впервые изобрели в Китае? (Вторая буква).
    4. Топливо в ядерном реакторе Атомных электростанций. (Первая буква).
    5. Температура плавления этого вещества 3387ºС. (Третья буква).
    6. Парообразование по всему объему жидкости. (Вторая буква)
    7. Тип теплового двигателя, в котором вал вращается за счет энергии пара. (Седьмая буква).

  • Проверим ответы. 
  1. Лед 
  2. Железа
  3. Порох
  4. Уран
  5. Вольфрам...

    9 слайд

    Проверим ответы.
    1. Лед
    2. Железа
    3. Порох
    4. Уран
    5. Вольфрам
    6. Кипение
    7. Паровая (машина)
    Получаем: ДЖОУЛИЯ

  • Вот наш ключ: страна Джоулия открыта! Добро пожаловать!

    10 слайд

    Вот наш ключ: страна Джоулия открыта! Добро пожаловать!

  • Ключ стране Джоулия открыта. «Туристы» готовы к дальнейшим исследованиям. 
Пр...

    11 слайд

    Ключ стране Джоулия открыта. «Туристы» готовы к дальнейшим исследованиям.
    Прежде всего, нам следует изучить маршрут посещения и изучения городов, природных явлений этой страны.
    На карте обозначены города и написаны их названия. Ответив на вопросы или решив задачу, узнаем историю жизни того или иного города.



  • город Снежинка (или Хрустальный)Определить, как  и на сколько изменится внутр...

    12 слайд

    город Снежинка (или Хрустальный)
    Определить, как и на сколько изменится внутренняя энергия льда, когда наступит весна, и лед начнет таять в городе Снежинка, если масса льда и снегов, окутавших его дома, равна 1000 кг? Температура сейчас в городе равна tº1 = - 10ºС.
    (Используйте табл.1 на стр.21 учебника!)

  • Проверим решение.
Лед и снег нагреваются от -10 град. до нулевой температуры...

    13 слайд

    Проверим решение.
    Лед и снег нагреваются от -10 град. до нулевой температуры и начнут таять. Количество теплоты, необходимое при этом из окружающего нагретого солнцем воздуха, равно: Q = m· с· (t2 - t1), с = 2100 Дж/(кг·ºС)
    Q = 1000кг·2100Дж/(кг·ºС) · (0 – (-10))ºС =
    = 21000000Дж =2,1·10 Дж =21 МДж

  • Следующий город – Кристаллоград Стало теплее. В городе наступает весна. Всюду...

    14 слайд

    Следующий город – Кристаллоград
    Стало теплее. В городе наступает весна. Всюду тает снег, который стал липкий, мягкий - так и просится в рот маленькой девочке Лиде в рот. Лида съела две горсти снега, а Лиза – в пять раз больше. Девочки, конечно, заболели ангиной и не ходят в школу. Они решают задачу:
    Какую энергию потратила каждая из них на таяние снега и нагревание полученной из этого снега воды до нормальной температуры тела, если горсть снега 20 г, а снег имел температуру примерно 0ºС? Помогите девочкам решить эту задачу и выздороветь!

  • Дано: снег;
m1=2·10 г =20 г =0,02 кг;  m2 =10·10 г =100г =0,1 кг
t1  = 0ºС
t2...

    15 слайд

    Дано: снег;
    m1=2·10 г =20 г =0,02 кг; m2 =10·10 г =100г =0,1 кг
    t1 = 0ºС
    t2 = 36,7ºС
    λ = 3,4·100000 Дж/кг - удельная теплота плавления льда
    С = 4200 Дж/(кг·ºС) - удельная теплоемкость воды
    Q = ? Решение.
    Количество теплоты или энергии, потраченной девочками, найдем, сложив количество теплоты на таяние снега и на нагревание полученной воды во рту до температуры тела: Q = Qтаян + Qнагрев,
    где Qтаян = m · λ
    Qнагрев = m· с· (t2 - t1)

  • Получаем 
  Q = 0,02 кг·3,4·100000Дж/кг +0,02кг·4200 Дж/(кг·ºС)·(36,7ºС - 0ºС...

    16 слайд

    Получаем
    Q = 0,02 кг·3,4·100000Дж/кг +0,02кг·4200 Дж/(кг·ºС)·(36,7ºС - 0ºС)= 9882,8 Дж.
    Столько энергии потратила Лида и заболела.
    Q = 0,1 кг·3,4·100000 Дж/кг + 0,1 кг· 4200 Дж/(кг·ºС)·(36,7ºС - 0ºС) = 49414 Дж.
    Столько энергии потратила Лиза и тоже заболела.
    Девочки выздоровели и пошли в школу. Больше они снег не ели, поняли, что лучше ходить в школу, чем дома сидеть и лечиться, когда на улице такая прекрасная весенняя погода.

  • На нашем пути городок, название которого надо определить. Для этого нам потре...

    17 слайд

    На нашем пути городок, название которого надо определить. Для этого нам потребуется найти ответы на несколько вопросов
    1.Сохранится ли с течением времени равновесие чашек чувствительных весов, если на одну чашку весов поставить тарелку с горячей водой, а на другую уравновешивающие ее гири?
    2. Раньше, когда еще не было современных холодильников, поступали так: чтобы молоко не скисло в жаркий день, сосуд с молоком помещали в воду и накрывали салфеткой, края которой опущены в воду. Объясните, почему молоко долго не скисало?

  • Далее вопросы:
3. Почему в сухом воздухе человек выдерживает температуру, пре...

    18 слайд

    Далее вопросы:
    3. Почему в сухом воздухе человек выдерживает температуру, превышающую порой даже 100ºС, а во влажном – даже в половину этой температуры тяжело?
    4.Почему во время сильных морозов трещат деревья?
    5. Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?
    6. Почему чайник «шумит» перед закипанием воды в нем?


  • Название города соответствует  физическим явлениям, которые рассматривали...

    19 слайд


    Название города соответствует физическим явлениям, которые рассматривались в этих вопросах. Что за явления?
    Да, это – тепловые явления. Значит, городок носит название Теплоград.

  • Чтобы не сбиться с пути, надо хорошо знать дорожные знаки. Вот они:  Физическ...

    20 слайд

    Чтобы не сбиться с пути, надо хорошо знать дорожные знаки. Вот они:
    Физические величины:
    m, t, q, с, Q, tº, λ, ρ, L;
    Единицы измерения:
    Дж/кг, Дж, Дж/кг·ºС, кг/м³, кг, ºС;
    1. Подобрать (сопоставить) к единицам измерения соответствующую физическую величину
    2. Назвать их, составить формулы к тепловым явлениям с пояснениями.

  • На пути встретились не обозначенные на карте препятствия. Их надо преодолеть....

    21 слайд

    На пути встретились не обозначенные на карте препятствия. Их надо преодолеть.
    Для этого на карте, то есть графике изменения агрегатных состояний вещества, надо написать соответствующие формулы вычисления количества теплоты для всех процессов

  • Отряды достигли столицы страны Джоулия. 
В этом городе «происходят» такие теп...

    22 слайд

    Отряды достигли столицы страны Джоулия.
    В этом городе «происходят» такие тепловые процессы, как:
    1. Кипение − это…
    2. Парообразование − это… .
    3. Конденсация − это….
    Как называется столица страны? Возможные варианты: Пароград, Кипящий, Тающий, Кристальный, Снежный, … …
    Скорее подходит Пароград?

  • Мы побывали с вами в удивительной стране Джоулия
Повторили, закрепили наши зн...

    23 слайд

    Мы побывали с вами в удивительной стране Джоулия
    Повторили, закрепили наши знания, узнали много нового, что пригодится в жизни. Подведем итог нашего путешествия.
    Выставим оценки самым активным туристам. Отметим самые оригинальные, быстрые ответы.
    Листы с вашими решениями задач, ответами сдаем на проверку.
    Урок закончен. СПАСИБО!

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Путешествие в страну Джоулия Зарипова А. Ф..DOC

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Свердловской области

«Нижнетагильский строительный техникум»

 

                                  

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по физике

Тема: Тепловые явления.

Путешествие в страну Джоулия

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Преподаватель физики  I категории

ГАОУ СПО СО НТСТ

Зарипова Азалида Фазыловна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физика занимает особое место среди общеобразовательных дисциплин, создавая представление  о научной картине мира. Физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Основная цель обучения может быть достигнута только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Одним из эффективных видов воспитания у школьников интереса к учению является организация уроков в игровой форме. И не только в младших классах и средней звене, но и в старших классах, на первом курсе СПО, колледжа. Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека.   В процессе игровых занятий ученики приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки.  Игры оказывают большое влияние на умственное развитие, совершенствуя мышление, внимание, творческое воображение. Игровой формы уроки, элементы игры, как писал Я. И. Перельман, приобретают особенно большое значение не столько для друзей физики, сколько ее недругов, которых важно не приневолить, а приобщить, приохотить к учению. Не только обучать, а научить учиться, получать знания, необходимые для достижения успешности в своей карьере, в жизни. Особенно это актуально и возможно теперь, когда    посредством интернета можно найти ответы практически на любой вопрос, на любую тему. Но становится важным и актуальным научить выбору правильных ответов, отсеивать  ненаучное толкование тех или иных явлений.

Эта работа была разработана лет 20–25 назад на основе своего опыта работы в ОУ,  методической литературы,  Переработала, создала презентацию для облегчения  работы учителя, активизации учащихся (студентов).

Каждый ученик (студент) получает готовый лист с графиком тепловых явлений. Время всего 40 минут в общеобразовательных школах, поэтому я ограничилась нагреванием льда, плавлением и нагреванием воды до температуры кипения воды.

 Проводила повторительно-обобщающие уроки такого типа, один из которых представляю в этой разработке, ежегодно в восьмых классах после изучения тем, в 10 классах для обновления и повторения знаний среднего звена, на 1 курсе СПО. Естественно, каждый раз вводила новые элементы, изменяла, учитывая способность и подготовленность учащихся в каждом классе (группе). В целом уроки получались всегда интересные, полезные обучающимся и преподавателям. В разработке представлено, конечно, гораздо больше материала, чем для одного конкретного урока. По желанию и учетом контингента учащихся выбираются вопросы и задачи, больше или меньше предлагаются и задания.   Успехов в Вашем творчестве!

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к применению в старших классах (на 1 курсе)

 

   Предлагаемая разработка урока рассчитана  для эффективного и скоростного повторения материала по тепловым явлениям и изменением агрегатных состояний вещества перед изучением темы «Термодинамика». Многие учащиеся (студенты) уже успели забыть основные формулы, понятия, единицы измерения физических величин. Времени заново учить недостаточно  по учебной программе. Поэтому эффективно и без большой нагрузки учащиеся (студенты) смогут вспомнить, повторить, запомнить данный материал в такой игровой форме. Конечно, можно изменить структуру урока, что-то добавить или, наоборот, пропустить.

   В процессе такой формы обучения развивается любознательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Такая форма повторения совершенствует мышление, внимание, творческое воображение учащихся. Решение основной учебной задачи урока – повторение и закрепление знаний – будет достигнута. Урок пройдет интереснее и  эффективнее,  чем обычная лекция, возрастет  интерес к учебе, к творчеству, самопознанию.

 

 

 

Путешествие в страну Джоулия

 

Тема. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества.

Цель. Обобщение, систематизация, углубление знаний.

Воспитание культуры общения учащихся друг с другом, самоутверждения и самоорганизации  в процессе получения знаний, самопознания в последовательной творческой работе, умения обобщать изученное и исследованное в процессе получения знаний.

            Урок проводится в конце изучения всего материала по этим темам (в старшем звене − для повторения).

           В наше время развитой технологии лучше использовать, конечно, компьютер и проектор (интерактивную доску).  Можно представить материал к уроку в виде презентации, что я тоже привожу.

Возможные варианты организации урока: класс делится по рядам на два-три отряда или по предложению преподавателя (чтобы в каждом отряде были разные по успеваемости учащиеся).  Каждый отряд получает карту-задание. Результаты «путешествия» будут определяться на каждого «туриста» и на отряд. Учащиеся сами выбирают командира отряда (при этом они, естественно, в основном выбирают более сильного ученика).

Каждый ученик получает карту-задание, где выполняет решения задач, отмечает ответы (приложение 1).

 

Карта для путешествия в страну Джоулия – это график изменения агрегатных состояний вещества – воды, рис.1.. На каждом графике разная начальная температура или конечная температура, если начинать с состояния пара. Можно рассматривать изменение агрегатных состояний олова или ртути, но более понятно и близко учащимся, конечно, вода.

 Рис.1.

        Учащиеся, то есть «туристы», получают карты, где последовательно буквами обозначен  путь следования по стране Джоулия. В пути заполняют дневник путешествия, где производят записи ответов на вопросы, решают задачи, кроссворд. В конце путешествия дневники сдают для защиты своего маршрута  путешествия. В ходе урока, конечно,  проверяется правильность многих ответов самими учениками: ответами, решениями у доски.

 

1. Путешествие начинается с подготовки к нему: учащиеся с каждого отряда по очереди отвечают на вопросы, если не знают ответа, то отвечают с другого отряда.

Вопросы по теории (возможные):

  1. Что называют внутренней  энергией тела?
  2. Что называют тепловым движением молекул?
  3. От чего зависит внутренняя энергия тела?
  4. От чего не зависит внутренняя энергия тела?
  5. Способы изменения внутренней энергии тела?
  6. Что называется теплопередачей?
  7. Какие способы теплопередачи Вы знаете?
  8. Что называется теплопроводностью?

Вопросы, связанные с применением теории (можно по два-три вопроса на отряд). В приложении 3 предложены и другие вопросы.:

1.      Почему человеку уютно на воздухе при 20ºС, а в воде зябнет при температуре 25ºС?  (Вода обладает большей теплопроводностью, чем воздух, поэтому в воде тело человека охлаждается быстрее).          

2.      Почему ранней весной образуются воронки  в снегу  вокруг стволов деревьев?  (Днем  стволы  деревьев  нагреваются,  частично количества теплоты передается вниз по влажному стволу дерева, так как влажное  дерево обладает хорошей теплопроводностью: почва нагревается вокруг ствола, и снег оттаивает).

3.      Почему животные, обладающие толстым подкожным жиром, прекрасно себя чувствуют даже в сильные морозы? (Жир обладает плохой теплопроводностью.)

4.      Почему выражение «шуба греет» неверно?  (Греет не сама шуба,   воздух между ворсинками – шерстью – шубы плохой проводник   тепла, не пропускает тепло наружу).

5.      В какой посуде пища прогорает легче: в медной или в чугунной?  Почему?  (В медной, так как теплопроводность меди больше, чем у чугуна).

6.      Почему пить из фарфоровой чашки приятнее, чем из алюминиевой кружки?  (Алюминий обладает большей теплопроводностью, чем фарфор).

7.      При какой температуре металл  и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?  (При температуре, равной температуре человеческого тела, то есть примерно 36, 7ºС, так как теплопередача не происходит).

8.      Утром ученик спешит в школу. Есть металлическая и глиняная чашки.  Как он должен поступить, чтобы быстрее попить горячий чай, наливая из чайника, и не опоздать на занятия? (Налить чай сначала в металлическую чашку, затем уже заметно остывший  налить в глиняную).

9.      Когда быстрее остынет чайник с кипятком:  когда он поставлен на лед или когда лед положен на крышку чайника? (Когда лед положен на крышку чайника. Остывшая масса воды опускается вниз, а более горячая вода  поднимается вверх и тоже остывает. Происходит  конвекция   жидкости).

10.  Почему даже тонкая полиэтиленовая пленка  предохраняет растения от заморозков?  (Пленка удерживает воздух более высокой температуры вокруг растения, чем  наружный ночной воздух).

11.  Что значит народная поговорка «дрожит как осенний лист»? (Листья осины дрожат даже в безветренную погоду. Ее  листья имеют тонкие длинные черенки, чувствительные даже ничтожным перемещением воздуха – даже в самую тихую погоду над землей движутся вертикальные потоки воздуха).

12.  Почему в тихую погоду дым из труб зданий поднимается вертикально вверх, а из труб движущегося паровоза стелется  над поездом?  (В зданиях конвекционные потоки теплого воздуха  вытесняются вверх более холодными слоями. Труба движущегося паровоза выбрасывает небольшие струи  теплого воздуха, и т. к. паровоз движется, то струи остаются позади и стелются над ним, мелено поднимаясь вверх. Чем больше скорость паровоза, тем длиннее струи  стелющегося дыма).

13.  В холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок. Человек, когда ему холодно, тоже съеживается. Воробышек в холодные зимние сидит нахохлившись. Почему?  (Свернувшись, мы уменьшаем поверхность теплового излучения, тем самым избегаем переохлаждения организма).

14.  Почему чашки, кастрюли, чайники, самовар, термоса и т. д. делают круглыми, а не квадратными или другой формы?  ( При одинаковом объеме посуда с круглым сечением имеет меньшую поверхность, поэтому меньше поглощает и отдает тепло окружающей среде).

15.  Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня? (Поверхность Земли нагревается тепловым солнечным излучением. Воздух нагревается излучением нагретой поверхности Земли, что происходит уже после полудня интенсивнее.) 

Командиры отмечают в дневнике каждому «туристу» очки-оценки за их ответы. Учитель ведет свои записи, при оценивании в конце урока согласует записями в дневнике отряда и «туристами», что важно для самооценки каждого ученика. Оценивать можно привычно по пятибалльной системе или иначе (звездочки, кружочки).

 

2. «Открываем» страну Джоулия.

 Ключ для открытия волшебный (рис. 2).  Он нарисован на доске и есть на странице презентации.  Нужно правильно ответить на вопросы и в клетках ключа расставить буквы, отмеченные в ответе по номеру. Можно применить для ключа другие слова: температура, например, (приложение  2).  Тогда, конечно, вопросы для «открытия» страны будут другие.

Рис. 2.                  

Вопросы:

1.      Вещество с удельной теплоемкостью 2100 Дж/(кг·ºС). (Третья буква слова).  (Лед)

2.      Вещество с удельной теплоемкостью 460 Дж/(кг·ºС). (Первая буква слова).  (Железо)

3.      Какое топливо, широко применимое в военном деле и во время иллюминаций, впервые изобрели в  Китае? (Вторая буква слова). (Порох).

4.      Топливо в ядерном реакторе Атомных электростанций.  (Первая буква слова).  (Уран).

5.      Температура плавления этого вещества 3387ºС.  (Третья буква слова).  (Вольфрам).

6.      Переход жидкости в пар при определенной для каждого вещества постоянной температуре (парообразование по всему объему жидкости).  (Вторая буква слова) (Кипение).

7.      Тип теплового двигателя, в котором вал вращается за счет энергии пара. (Седьмая буква слова). (Паровая).

    Ответ: Джоулия. Это слово написано на ключе.

Вопросы могут быть проектированы на экран или записаны на обратной стороне карты, на отдельных листах или заданы в устной форме.

Когда отгадано слово на ключе – страна Джоулия открыта. «Туристы» готовы к дальнейшим исследованиям.  Прежде всего, нам следует изучить маршрут посещения и изучения городов, природных явлений этой страны.

 

3. На карте обозначены города и написаны их названия. Ответив на вопросы или решив задачу, узнаем историю жизни того или иного города.

Начало маршрута город Снежинка (или Хрустальный). Определить, как  и на сколько изменится внутренняя энергия  льда, когда наступит весна, и  лед начнет таять в городе Снежинка, если масса льда, окутавшего его дома, равна 1000 кг? Температура сейчас в городе равна  tº1 = − 10ºС.

 Учащиеся должны решить эту задачу и дать ответ учителю. Можно каждому отряду дать разные температуры и массы. Можно процесс вести в обратном направлении, то есть от конденсации пара.

Q = m· с· (t2  −  t1),  с = 2100 Дж/(кг·ºС)

Q = 1000кг·2100Дж/(кг·ºС) · (0 – (-10))ºС = 21000000Дж =2,1·106  Дж =21 МДж  

 

4. Следующий город – Кристаллоград.

Стало теплее. В городе наступает весна. Всюду тает снег, который стал липкий, мягкий - так и просится в рот маленькой девочке Лиде в рот. Лида съела две горсти снега, а Лиза – в пять раз больше. Девочки, конечно, заболели ангиной и не ходят в школу. Они решают задачу:

какую энергию потратила каждая из них на таяние снега и нагревание полученной из этого снега воды до нормальной температуры тела, если горсть снега 20 г, а снег имел температуру примерно 0ºС?  Помогите девочкам решить эту задачу.

Дано:  В СИ

Снег массами   m1 = 20 г = 0,02 кг;            m2 = 5·20 г = 100г = 0,1 кг

t1  = 0ºС;      t2  = 36,7ºС

λ = 3,4 ·105Дж/кг;              С  =  4200 Дж/(кг·ºС)

Q = ?                      Решение.

Количество теплоты или энергии, потраченной девочками, найдем, сложив количество теплоты на таяние снега и на нагревание полученной воды во рту до температуры тела: 

Q =Qтаян   + Qнагрев,     где   Qтаян  =  m · λ,   Qнагрев =  m· с· (t2  -  t1)                                                              

Получаем:

Q = 0,02 кг·3,4·105 Дж/кг + 0,02 кг · 4200 Дж/(кг·ºС)·(36,7ºС −0ºС) =

=0,02кг·3,4·105Дж/кг+0,02 кг · 4200 Дж/(кг·ºС)·36,7ºС =

=0,068·105Дж +3082,8Дж=6800Дж+3082,8Дж = 9882,8Дж.  Столько энергии потратила Лида и заболела.

Q = 0,1 кг·3,4·105 Дж/кг + 0,1 кг· 4200 Дж/(кг·ºС)·(36,7ºС − 0ºС) =

=34000Дж +15414Дж = 49414 Дж.   Столько энергии потратила Лиза и тоже заболела. 

Девочки выздоровели и пошли в школу. Больше они снег не ели, поняли, что лучше ходить в школу, чем дома сидеть и лечиться, когда на улице такая прекрасная весенняя погода.

 

4. На нашем пути городок, название которого надо определить

Для этого нам потребуется найти ответы на несколько вопросов. В приложении 3 предлагаются и другие вопросы.

1.      Сохранится ли с течением времени равновесие чашек чувствительных весов, если на одну чашку весов поставить тарелку с горячей водой, а на другую уравновешивающие ее гири?  (Нет. Вследствие испарения масса воды в тарелке уменьшается, и чашка с гирями опустится).

2.      Раньше, когда еще не было современных холодильников, поступали так: чтобы молоко не скисло в жаркий день, сосуд с молоком  помещали в воду и накрывали салфеткой, края которой опущены в воду. Объясните, почему молоко долго не скисало? (Салфетка со временем за счет диффузии и поднятия воды по капиллярам ткани, промокает. А постоянное испарение воды с салфетки вызывает охлаждение молока, забирая тепло).

3.      Почему в сухом воздухе человек выдерживает температуру, превышающую порой даже 100ºС, а во влажном – даже в половину этой температуры тяжело? (В сухом воздухе пот испаряется и охлаждает организм человека. Влажный воздух содержит пары воды, которые препятствуют испарению из кожи человека, поэтому ему жарче).

4.      Почему во время сильных морозов трещат деревья? (Замерзающая в капиллярах дерева вода превращается в лед, увеличивая объем, и разрывает волокна дерева).

5.      Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух? (Быстрое испарение пота в сухом воздухе сильно переохлаждает организм человека и может вызвать простуду).

6.      Почему чайник «шумит» перед закипанием воды в нем?  (Образующиеся у дна сосуда пузырьки пара поднимаются вверх и попадают в холодные слои воды. Здесь пар конденсируется, пузырек «захлопывается».  Исчезновение огромного числа пузырьков пара создает шум).

Название города соответствует  физическим явлениям, которые рассматривались в этих вопросах. Да, это – тепловые явления. Значит, городок носит название Теплоград.

 

      5. Чтобы не сбиться с пути, надо хорошо знать дорожные знаки.

Преподаватель показывает «дорожные» знаки, то есть написанные обозначения физических величин, единиц измерения, формулы. Учащиеся  быстро поясняют их. Несколько учащихся (по одному с каждого отряда) составляют формулы, описывающие  тепловые явления, записываю их на доске.

На листках крупно написано: m, t, q, с, Q, tº, λ, ρ, L; 

                                            Дж/кг, Дж, с,  Дж/кг·ºС,  кг/м³, кг, ºС;

Вопросы можно разнообразить тем, что предлагается подобрать к единицам измерения соответствующую физическую величину или наоборот (т. е. сопоставить условные обозначения к единицам измерений),

 

      6. На пути встретились не обозначенные на карте препятствия.

Их надо преодолеть. Для этого на карте, то есть графике  изменения агрегатных состояний вещества надо написать соответствующие формулы вычисления количества теплоты. Проверяют правильность:   с каждого отряда по одному ученику выходят к доске, записывают формулы и объясняют.

     

7. Отряды достигли столицы страны Джоулия. В этом городе «происходят» такие тепловые процессы, как:

1. Кипение − это…

2. Парообразование − это… .

3. Конденсация  − это….

Как называется столица страны?  Возможные варианты ответов учащихся: Пароград, Кипящий, …  Скорее подходит Пароград.

Отвечая на вопросы, выясняем, что такое кипение, парообразование, конденсация. При наличии времени можно демонстрировать опыты, что позволит урок закончить с вдохновением учащихся к новым интересным урокам учащиеся могут сами предложить вопросы, опыты, рассказать об удивительных явлениях природы, которые они наблюдали.  (Если уже мало остается времени, то на этом заканчиваем и подводим итог урока).

 

8. Заключение. Мы побывали с вами в удивительной стране Джоулия. Повторили, закрепили наши знания, узнали много нового, что  пригодится в жизни. Подведем итог нашего путешествия. Понравилось ли вам наше путешествие?

Преподаватель выставляет оценки. При этом отмечаются активные ученики, оригинальные, быстрые ответы.

Урок закончен.

 

Демонстрация опытов, предлагаемых  на  этом уроке при наличии времени, и, если они ранее не были продемонстрированы.

1.      Ополоснуть стакан горячей водой, затем поставить вверх дном в тарелочку с водой. Учащиеся объясняют, почему вода из блюдца соберется под стакан.

2.      Носовой платок смочить  водой, затем спиртом и поджечь, предварительно положив на металлический поднос. Через некоторое время пламя тухнет, а платок остается целым. Учащиеся объясняют, почему?  

3.      На подъемный столик налейте немного воды и поставьте алюминиевую кастрюлю, наполненную снегом (или мелкими кусочками льда). В снег подсыпьте соли и перемешивайте до тех пор, пока кастрюля не примерзнет к столику. Поднимите кастрюлю. При этом вместе с ней поднимется и столик.  (Соль вызывает усиленное таяние снега, поглощая теплоту из окружающей среды, из кастрюли. Вода замерзнет, кастрюля примерзнет к столику).

4.      Показываем колбу с небольшим количеством воды с пробкой, через которую пропущена стеклянная трубочка, Перевернем и опустим  трубку в стакан с подкрашенной водой. Если на дно колбы капнуть несколько капель воды или положить мокрый листок (тряпочку), вода в трубке поднимется.  (При испарении воды из мокрого листа поглощается тепло воздуха в колбе. С уменьшением температуры внутри колбы падает давление  воздуха в колбе. Вода под действием внешнего атмосферного давления на воду в стакане начинает подниматься).

 

Литература

  1. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике.. М, «Просвещение», 1985 год.
  2. Ланина И. Я. Сто игр по физике. И.Я. Ланина.  «Просвещение», М, 1995г.      Книга для учителя.
  3. Лукашик В. И. Сборник задач и вопросов по физике, 6-7 классы  (7-9 классы).   В. И. Лукашик. М, разные годы издания.
  4. Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс : учебни для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. Уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Скотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. –19-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 366 с. : ил. – (Классический курс).
  5. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. – ДРОФА Москва. 2008. – 191 с.
  6. Рымкевич А. П. Физика. Задачник. 10–11 кл. : пособие для общеобразовательных учреждений/ А. П. Рымкевич. – 16-е изд., стереотип. – М. :Дрофа, 2012 – 188 с. :ил. – (Задачники №Дрофы»).
  7. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике, 6-7 классы. М. Е. Тульчинский. М, «Просвещение», 1974 год.

Приложение 1.

 

Путешествие в страну Джоулия.    Класс (группа) ___

Фамилия имя учащегося:__________________________________________

Карта путешественника (график):

 

 

 

Приложение 2.

Вопросы:

  1. Явление превращения жидкости в твердое тело. ( Пятая буква слова). (Кристаллизация).
  2. Вещество с удельной теплоемкостью  2100 Дж/(кг·ºС)? (Вторая буква слова).  (Лед).
  3. Физическая величина, единица измерения которой 1 кг. (Первая буква). (Масса).
  4. Явление превращения жидкости в пар. ( Первая буква слова). (Парообразование).
  5. Вещество с температурой плавления 1083 ºС. (Вторая буква слова). (Медь).
  6. Вещество с удельной теплотой плавления 87 кДж/кг. (Третья буква слова). (Серебро).
  7. Вещество с удельной теплотой плавления 380 кДж/кг. (Первая буква слова). (Алюминий)
  8. Газ удельной теплоемкостью 14,3 кДж/(кг·ºС).  (Четвертая буква слова). (Азот).
  9. Топливо в ядерном реакторе Атомных электростанций.  (Первая буква слова).  (Уран).
  10. Вещество с удельной теплотой парообразования 850 кДж/кг. (Четвертая буква слова). (Спирт).
  11.  Вещество с температурой кипения 100 ºС при нормальном атмосферном давлении. (Четвертая буква слова).  (Вода)

    Ответ: Температура. Это слово написано на ключе.

Приложение  3.

Вопросы, которые можно предложить учащимся, при наличии времени (если, допустим, у Вас есть возможность провести такое  занятие-повторение  два совмещенных урока).

1.      Что называется испарением? При какой температуре происходит испарение?

2.      От каких причин зависит испарение?

3.      Почему на станкостроительном заводе чувствуется специфический запах?   (Запах испарения металла).

4.      По какой причине образуется смог?  (Смог – это смесь дыма, тумана и пыли, возникающий в результате выброса в атмосферу промышленных отходов городов и природных катастроф (извержение вулкана, лесные пожары).

5.      Какой вывод можно сделать о нарушении соблюдения экологических принципов жизнедеятельности человека, увидев смог над городом?  (В городе размещены предприятия тяжелой индустрии, химические заводы, плавильные печи или иные заводы и фабрики, извергающие в атмосферу дым, окислы азота и других тяжелых металлов, углеводородов, свинца и т. д. Эти предприятия не имеют или установили недостаточного качества очистительные сооружения. Можно показать отрывок из видеофильма «Туман» производства «Дискавери»).

6.      Что такое кипение? При какой температуре происходит кипение?

7.      Что такое конденсация?

8.      Что сильнее обжигает: пар при 100ºС или кипяток при 100ºС?  (Пар, который, обжигая тело, сначала конденсируется в воду той же температуры, затем остывает, отдавая свое тепло. А кипяток при 100ºС только остывает, отдавая тепло. Обращаем внимание учащихся, что количество теплоты или энергии, полученной телом при конденсации пара, гораздо больше, чем при остывании воды, полученной из пара. Значит, больше энергии  теплового воздействия на тело человека при обжигании паром).

9.      Быстрее закипит открытый или закрытый чайник? Почему? (Быстрее закипит закрытый чайник. При открытом чайнике часть пара испаряется, унося тепло, то есть энергию. Потребуется энергия и для испарения и для дополнительного нагревания, чтобы восполнить ушедшую с парами энергию).

10.  В городе имеется  ТЭЦ (теплоэлектроцентраль) с паровой турбиной для получения дополнительной электрической энергии  в экстренных случаях. Как работает паровая турбина? Сколько теплоты необходимо для парообразовании 10 кг воды для такой турбины, если начальная температура воды 20ºС?

Дано. m = 10кг;  с =4200 Дж/(кг·ºС);     L =2,3·106  Дж/кг;    t1 = 0ºС;     t2 = 100ºС   

   Q =  ?

Решение. Q = m ·L  + m·c·(t2 - t1);  

Q = 10кг·2,3·106  Дж/кг + 10кг·4200 Дж/(кг·ºС)·(100ºС − 20ºС) =

= 23·106 Дж +3360000Дж  = 23·106 Дж +3,36·106 Дж = 26,6·106 Дж =

Q =26,6МДж                                                                                                                           

11.  Загадка. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью летает.   Что это?  (Снег).

12.  Зачем обжигают глиняную посуду?  (При обжиге глиняной посуды исчезают капилляры).

13.  Применяется ли воздух как строительный материал?

(Да. Это пенопласт, пенобетон, пористый кирпич, иглу из снега).

14.  Почему температура воды в открытом сосуде всегда бывает ниже, чем  в воздухе?   (За счет испарения воды температура воды понижается).

15.  Кто является изобретателем первого паровоза в России? Что Вы знаете об этом?   (Про создателей первого паровоза предлагается учащимся написать доклады еще на предыдущих уроках. Учащиеся могут найти богатый материал в интернете, в библиотеке).

16.   В банях одна из металлических труб, по которым подается вода, всегда покрыта капельками воды, тогда как поверхность другой остается сухой. Которая из труб всегда покрыта капельками воды? Почему?   (Влажной будет труба с холодной водой: пары воды, находящиеся обильно в воздухе, оседая на такой трубе, охлаждаются и конденсируются. Вторая труба – сухая – с горячей водой).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Путешествие в страну Джоулия" по физике с приложением презентации"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1. Данное занятие можно проводить при обобщении темы "Тепловые явления" в 8 классе. Вопросы и задания тогда  будут меньше.

2. Предлагаемая разработка урока также рассчитана  для эффективного и скоростного повторения материала по тепловым явлениям и изменением агрегатных состояний вещества перед изучением темы «Термодинамика». Многие учащиеся (студенты) уже успели забыть основные формулы, понятия, единицы измерения физических величин. Времени заново учить недостаточно  по учебной программе. Поэтому эффективно и без большой нагрузки учащиеся (студенты) смогут вспомнить, повторить, запомнить данный материал в такой игровой форме. Конечно, можно изменить структуру урока, что-то добавить или, наоборот, пропустить.

Предлагается презентация к этому занятию.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 363
    • ZIP 99.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зарипова Азалида Фазыловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зарипова Азалида Фазыловна
    Зарипова Азалида Фазыловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 6689
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 866 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе