Урок
русского языка в 6 классе.
Тема: Обобщение изученного по теме
«Словообразование и орфография»
Цели
урока:
Образовательные:
1)
закрепление
у учащихся знаний по разделу «Словообразование», отработка и контроль усвоения
орфограмм «Чередующиеся гласные в корне слова», «Ы-И после приставок», «
Приставки ПРИ-и ПРЕ-»; «Соединительные О и Е в сложных словах», написание
сложных слов, употребление сложносокращенных слов;
2)
развитие
навыков монологической речи, работы с тестами, самостоятельной работы;
3)
опережающее
обучение: подготовка к ЕГЭ: орфоэпический минимум, проверяемые,
непроверяемые, чередующиеся гласные в корне слова, способы образования слов.
Развивающие:
1)
активизация
познавательной деятельности учащихся,
2)
развитие
у учащихся интереса к русскому языку, внимания, зрительной и
слуховой памяти, творческого воображения, умения работать со словарём.
Воспитательные: воспитание таких личностных
качеств, как смекалка, фантазия, формирование навыков сотрудничества.
Тип
урока: обобщение
и систематизация знаний.
Применяемая
технология: игровая
технология.
Оборудование: мультимедийный проектор,
компьютер, словообразовательные словари.
Виды
учебной деятельности: беседа по вопросам, тесты, орфоэпический диктант, выборочный
диктант, создание творческий работ ( сочинения – миниатюры, пантомимы, рисунка,
исполнение музыкального номера).
Форма
проведения:
лингвистическая игра.
Формы
работы:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока.
1.Вступительное
слово учителя.
Ребята,
сегодня у нас праздник: мы закончили изучение темы «Словообразование». Заключительный
урок проведём в форме ставшей уже традиционной лингвистической игры.
У
нас три команды. В каждой есть капитан, художник, конструктор, писатель, певец.
Некоторые из них выполняли к игре домашнее задание.
2.
Лингвистическая игра.
Задание
1 Разминка « Подскажи словечко».
Каждой
команде задаётся по вопросу. Отвечает один человек по порядку. Следующий
вопрос – другой команде. За правильный ответ даётся помощником карточка -
улыбка.
Вопрос
команде 1: Что такое морфемика ?
Вопрос
команде 2: Перечислите части слова.
Вопрос
команде 3: Назовите морфемные способы образования слов. Почему они так
называются?
Вопрос
команде 1: Приведите примеры слов, образованных приставочным способом. Укажите
значение приставок. ( Слова не должны повторяться, быть однокоренными)
Ответ
должен быть полным, например: Слово прилететь образовано от глагола лететь с
помощью приставки при-. Это приставочный способ образования слов. Приставка
ПРИ- имеет значение «приближение».
Вопрос
команде 2: приведите примеры слов, образованных суффиксальным способом.
Укажите значение суффиксов. (Суффиксы не должны повторяться)
Ответ
должен быть полным, например: Слово снежок образовано от слова снег с помощью
уменьшительно - ласкательного суффикса – ОК -. Это суффиксальный способ
образования слов.
Вопрос
команде 3: Приведите примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным
способом.
Ответ
должен быть полным, например: Слово опёнок образовано от слова пень с помощью
приставки О- и суффикса – ОК -. Это приставочно-суффиксальный способ
образования слов.
Задание
2 Конкурс «Кто быстрее?»
1) Какие
ещё морфологические способы образования слов вам известны? (1 балл)
2)
Какой способ образования слов называется бессуффиксным? (1балл)
В
течение 1 минуты привести примеры слов, образованных данным способом.
Выигрывает та команда, которая подбирает наибольшее количество примеров. (Во
время зачитывания одинаковые ответы зачёркиваются.)
( Слова,
взятые из ЕГЭ: лов, порыв, расчёт, работа, удар, выбор, вдох, перелёт, заплыв,
переход, вера, зелень, дело, восход, крик, риск, розыск и т.д.)
3) Какой
способ образования слов называется сложением? (1 балл) Назвать слово и
определить способ его образования ( сложение целых слов, основ, части слова и
целого слова, частей слова, букв, звуков).
Каким
способом образовано данное слово:
Картинки
Кресло – качалка, диван – кровать
Картинки
Завхоз, универмаг
Картинки
Пешеход, вездеход
Картинки
Стенгазета, аквапарк
Картинки
ТЮЗ, ВАЗ
Картинки
ВДНХ, СССР
Приложение
1 Картинки
Задание
3 Конкурс шифровальщиков.
От
каждой команды вызывается 1 человек – шифровальщик.
Пишут
на доске одновременно.
Задание:
Записать в столбик аббревиатуры (сложносокращённые слова), расшифровать их,
определить род (где возможно), подобрать к каждому слову прилагательное или
глагол в прошедшем времени.
АЭС,
ГАБТ, ООН, ГЭС, МГУ, СССР, ВВС, ВУЗ ,СМУ, ГИБДД, ЕГЭ, СМИ, МХАТ, ГАЗПРОМ, ОРТ.
По 5
слов каждому пишущему. Отвечают поочерёдно.
Задание
4 Конкурс конструкторов
Перед
нами очень серьёзные люди. Они потрудились на славу : придумали свои опоры к
правилам, которые встретились нам в разделе « Словообразование». Мы должны
выбрать лучшие.
А
члены команды приведут на каждое правило примеры.
Опоры
Задание
5 Конкурс « Задания из будущего».
На
машине времени переместимся в будущее. Вы выпускники. Скоро вам предстоит
сдавать ЕГЭ по русскому языку. Уважаемые одиннадцатиклассники, вот некоторые
из заданий, которые вы изучали давно, в 6-ом, а выполнить придётся сегодня, в
11-ом классе.
Карточки
сдаются на проверку учителю.
Задание
6 Конкурс писателей (домашнее задание)
Что
вы знаете о правописании приставок ПРИ- и ПРЕ-
Вопрос
команде 1. В каких случаях мы пишем приставку ПРИ-?
Вопрос
команде 2. В каких случаях мы пишем приставку ПРЕ- ?
Вопрос
команде 3. Приведите примеры слов, когда ПРИ входит в корень.
А
сейчас конкурс писателей.
Дома
вы должны были приготовить рассказ на данное правило.
Команда
1 – рассказ, в котором будут слова с приставкой ПРИ-
Команда
2 – рассказ, в котором будут слова с приставкой ПРЕ-
Команда
3 – рассказ, в котором будут слова , где ПРИ- входит в корень
Вот
такие сочинения получились у наших ребят
На дне рождении Алёнки (стихи детей)
Вот
уж точно невезенье:
У
Алёнки – день рожденья,
А
друзей всё нет и нет.
Грустит
мама, плачет дед.
Но
вот рыбка приплыла
И
подарок принесла.
Прискакал вдруг наяву
Настоящий
кенгуру.
Чтобы
он не убежал,
Его
папа привязал.
Но
чуть дверь он приоткрыл -
Кенгурёнка
след простыл.
Вот примчалась
к ней лисичка,
Приготовила
сестричка
Расчудесный
шар в подарок.
Он
красив и очень ярок.
А приволжский
паренёк
Подарил
ей перстенёк.
Лена
ахнула, присела,
Его
примерить захотела.
Рассмеялась
и опять
Стала
петь и танцевать.
Полезные советы.
Прекрати
завидовать
другим, и твоя жизнь изменится. Она превратится в сказку! Так ты свою
мечту – иметь повсюду друзей- претворишь в жизнь. А для этого тебе
необходимо преодолеть самое главное препятствие - изменить своё
отношение к миру, изменить себя…
Вот
такие преинтересные советы дают мне взрослые.
Письмо другу.
Привет, Саша. Спасибо тебе за приглашение на природу. Мы
чудесно провели время, набрали много грибов и ягод, даже корзиночки и ведёрка
не хватило. К тому же мы чуть сбились с тропинки. Пришлось немного
поволноваться, зато встретили живого лося и белочку! Это были приятные
приключения!
Почему мы заблудились? Просто плохо ориентируемся в местности. В этом – причина
наших злоключений. Вот пример того, что надо учить географию своевременно,
а не ждать, пока заблудишься в лесу.
Твой друг Алеша.
Задание
7 Конкурс художников (В рисунке спрятана пословица)
В каждой
команде есть художник. Домашним заданием для него было спрятать в рисунке
пословицу. Команда соперника попытается разгадать пословицу и объяснить все
встретившиеся в ней орфограммы( обязательным условием было наличие в пословице
орфограммы, изученной в теме « Словообразование»)
Задание
8 Конкурс «На рыбалке» ( выборочный диктант)
Устали?
Сейчас мы поедем отдыхать на озеро. (Звучит музыкальная пауза).
Половим
рыбку. Вот вам ведёрко-рыбку (слова) складывать будете.
Рыба
- это слова с орфограммами, изученными в разделе «Словообразование» в 5 и 6
классах.
Их
вам выловить придётся из пословиц, которые подобрал мой помощник. (Слуховой
диктант: «выловленные» слова записываем на рыбку, а рыбку кладём в ведёрко
учителю)
Пришла весна - тут уж не до сна. Сей
в ненастье, убирай в вёдра.
Чужую
беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
Тяжело
живётся, а умирать не хочется. Честь ум рождает, а бесчестье и последний
забирает. Придёт старость - придёт и слабость. Баран да овца - начинай
с конца. Как вырастешь с мать, будешь всё знать. Подальше положишь -
поближе возьмёшь.
Задание
9 Конкурс на лучшую пантомиму
Разыграть
(вариант – разгадать) пословицу с чередующейся гласной в корне слова (билет с
пословицей тянут вслепую).
Если
хочешь потерять друга, одолжи ему денег.
Долго
выбирать - женатому не бывать.
Паны
дерутся, а у холопьев чубы трещат.
Задание
10 Конкурс капитанов
Каждое
задание выполняется в течение 1 минуты
1) Сейчас
мы узнаем, кто из капитанов самый ловкий.
Провести
мяч от одной стены к другой.( Можно использовать теннисную ракетку и шарик) На
каждый удар мяча должно быть названо слово на орфограмму «Соединительные О и Е
в сложных словах». При этом необходимо чётко проговаривать соединительную
гласную. (ПешЕход, лесОруб, птицЕфабрика, землЕделие, вездЕход, морЕпродукты,
парОход, сокОварка и т.д.)
В
случае неудачи (ошибки) объясняем орфограмму.
2)Попытаемся
определить, кто из капитанов самый любознательный,
Написать
3 слова: одно - без корня и два слова, где в корень входит одна буква (вынуть,
шла, согнул)
Тому,
кто затрудняется, на помощь придут 1) друзья; 2) словари, находящиеся в классе
на партах; 3) электронные словари.
3)
Проверим, кто из капитанов самый плодотворный
За 1
минуту записать как можно больше слов, образованных неморфологическим способом.
Указать, какой это способ образования слов.
Например,
слова, образованные путём слияния или перехода из одной части речи в другую:
булочная,
сейчас, сегодня, тотчас, раненый ( командир), (сказал) дежурному, вечнозелёные,
труднопроходимая, маленькие(играли), отдыхающие ( танцевали), большие (обедали),
взрослые ( разговаривали).
4)
Кто из капитанов самый грамотный? Экспресс – тест «Ы или И ?»
Задание
11 Заключительный конкурс – музыкальный.
Приглашаются
певцы (вариант:
частушки поются хором).
Спеть
по 2 частушки. Найти слова с орфограммами, которые изучались в разделе «
Словообразование». Конкурс оценивается в 6 баллов: 1балл - за исполнение, 1– за
найденную и объяснённую орфограмму, 1 – за умение определить тему и идею
частушки.
1
К нам
сорока прилетела,
Тараторила весь день.
На неё я всё смотрела -
За уроки взяться лень! (Нерадивая
ученица)
2
Целый
день я провздыхала,
Как мне маме угодить.
Только к вечеру решилась
Я ей пуговку пришить. ( Ленивая
дочка)
3
Я милёнка
присмотрела,
В нашем классе учится.
Дала тесты все списать-
Может, что получится! (Про любовь)
4
Я
красивой быть хотела,
Так на пляже загорела,
Хватил Шарика удар:
Пёс залаял - не узнал !!! (Что есть
красота?)
5 Приготовилась к диктанту -
Будет всё в порядке:
Я в салоне побывала,
Сделала укладку ! ( Не так готовятся
к диктанту)
6
А как
двойку получила,
Для себя давно решила:
В школу я пойду с косой,
А в салоны ни ногой! ( Не поняла, за
что «2»)
Почему слово КОСОЙ из
последней частушки нельзя отнести к примерам слов с чередующимися гласными в
корне слова?
( Это омонимичные корни)
3 Подведение итогов игры. Объявление победителей.
Вы хорошо потрудились:
показали неплохие знания изученных орфограмм, вспомнили все правила, писали
рассказы, стихи, конструировали опоры, задорно пели частушки, даже танцевали
под них. Я думаю, почти все усвоили тему. Ну, а кто растерялся, вам мой совет:
Вот вам, дети, мой наказ:
Повторить ещё не раз
Части слова, орфограммы.
Чтоб довольны были мамы,
Чтоб диктант всем написать
На «4» иль на «5» !!!
Домашнее
задание.
1
группа: Составить рассказ на тему «Зима» со всеми орфограммами, изученными в
разделе «Словообразование».
2
группа: Составить игры ( например, «Третье лишнее») на каждую орфограмму,
изученную в разделе «Словообразование».
3
группа: Составить словарный диктант из 30 слов на орфограммы, изученные в
разделе «Словообразование».
Спасибо
за урок.
Приложение 1 Картинки
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.