Цели урока: а) дать понятие о формировании
демократического избирательного
права и основных его принципах;
б) формировать у учащихся активную
гражданскую
позицию, политическую активность и
политическую
культуру;
в) продолжать прививать навыки работы с
до-
кументами
Оборудование: учебники «Политика и право» и
«Общество-
знание», документы, опорный конспект
урока, тест,
слайды, анкета, законы о выборах
ХОД УРОКА.
I.Оргмомент.
II.Объяснение нового материала.
1.Из истории выборов
Мы говорим сегодня об очень важном праве и в то же время
обязанности человека, живущего не только в нашей стране, но и во всем мире –о
праве участия в управлении своей страной.
А как можно участвовать в управлении страной? ( вопрос классу)
Предполагаемый ответ: выбирать или быть избранным в органы
управления.
( слайд №2 приложения № 2)
Выбирали правителей и в древние времена.( слайд №3
приложения №2 )
Кто вспомнит, когда и как? ( вопрос классу)
Предполагаемы ответ: вече в Новгороде, выборы царей Бориса Годунова и
Михаила Романова на Земских соборах. Голосовали на площади, иэбирали люди-
представители от разных сословий ( слайд №4 приложения №2)
Есть такие понятия как прямая и представительная демократия ( слайд
№4приложения №2)
Прямая -- выборы непосредственные и сразу ( вече), представительная-
избирают своих представителей в органы власти.
Вспомните, пожалуйста, все ли люди участвовали в выборах? ( вопрос
классу)
Предполагаемый ответ: нет, не все . Обычно выбирали богатые и
знатные.
Женщина не участвовали, крепостные крестьяне, беднейшая часть
населения.
Правильно, во многих странах избирали представителей власти, но везде
существовали ограничения. Эти ограничения называются избирательными цензами.
Избирательный ценз-это предусмотренные законодательством условия,
которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать и быть
избранным.
( слайд №5 приложения №2 )
2. Работа в группах. Давайте сейчас поработаем все вместе. Я раздам вам документы разных
времен и разных стран, в которых говорится о выборах органов власти. Вы должны
за 3 минуты найти в них избирательные цензы, существовавшие в упомянутых в
документах странах. Затем представитель каждой группы назовет нам те
избирательные цензы, которые группа нашла в документе. ( Раздаются документы
четырем группам)(Слайды №7-10 приложения №2)
Во время ответа представителя каждой группы- на экране
текст документа, над которым работала группа.(Приложение №3)
Давайте подведем итог работы.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ:
1.возрастной;
2.имущественный;
3.половой;
4.социальный;
5.Религиозный;
6.расовый;
7.ценз оседлости;
8.образовательный ( слайд
№11 приложения №2 )
Таким образом ,мы с вами видим, как много людей были
лишены возможности избирать и быть избранным, а значит и участвовать в
управлении страной.
Человечеству, в том числе и россиянам, пришлось много и
долго бороться за избирательные права , чтобы добиться вот этого:
«… гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать и
быть избранным,… независимо от пола , расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» (
слайд №12 приложения №2).
Есть только два условия, при которых гражданин РФ , достигший 18
лет, не имеет права избирать и быть избранным:
1.признание недееспособным,
т.е. неспособным своими действиями приобретать права и создавать для себя
юридические обязанности , а также нести ответственность;
2.нахождение в местах
лишения свободы по приговору суда.
3.Современное избирательное право.
Каковы же принципы избирательного права в Российской Федерации?
А) Всеобщее;
Б) Равное;
В) Прямое;
Г) Тайное голосование;
Д) Добровольное ( слайд №13 приложения №2)
А) Всеобщее - избирают все, кроме категорий граждан, специально
оговоренных в законах. ( слайд №14 приложения №2)
Б)
Равное – никто из голосующих не имеет преимуществ. Один человек- один голос.
( слайд №15 приложения №2)
В) Прямое – избиратель голосует на выборах «за» или «против» кандидатов
непосредственно. ( слайд №16 приложения №2)
Г) Тайное голосование – какой –либо контроль за волеизъявлением избирателей
исключается. ( слайд №17 приложения №2)
Д) Добровольность – какое –либо давление на избирателей исключается.
( слайд №18 приложения №2)
Ребята, а кто знает , какие органы власти в нашей стране мы избираем ?
( вопрос классу)
Предполагаемый ответ: Президента страны, Государственную Думу, Областную
Думу, местные органы власти, президентов республик.
Может быть , вы сможете сказать, какие избирательные цензы существуют в
нашей стране при выборах на государственные должности? ( вопрос классу)
Предполагаемый ответ: В
Государственную Думу избирают с 21 года, кандидат в Президенты РФ- не моложе 35
лет, и ценз оседлости для него 10 лет.
Как вы думаете, почему повышен возраст для кандидатов в Государственную
Думу и
на должность Президента страны? ( вопрос классу)
Предполагаемый от вет : необходим опыт ( жизненный, образовательный,
административный и др.)
А ценз оседлости зачем нужен? (вопрос классу)
Предполагаемый ответ: Будущий президент должен знать проблемы страны,
которой будет руководить.
Таким образом, мы с вами выяснили, что :
1)выборы –важнейшие право и
обязанность гражданина;
2)чтобы в выборах
участвовали все граждане страны, людям пришлось за это долго бороться;
3) существует ряд принципов
современного избирательного права в РФ;
4.Итоговое тестирование. (Приложение № 1)
5.Анкетирование.
Сейчас я раздам анкеты, в которых вы, пожалуйста, напишите о своих
впечатлениях об уроке. (Приложение №4)
6.Подведение итогов.1. Домашнее задание: §§ 6 ( учебник « Право и
политика») и
38, п.3 ( учебник « Введение в обществознание»).
2.Найти материалы из истории стран мира об ущемлении избирательных прав
граждан.
Приложения к уроку:
Начало
формы
ТЕСТ (Приложение
№1)
"Избирательное
право"
1.Человек, участвующий в выборах,
называется:
избиратель; кандидат; депутат; демократ.
2.С какого возраста гражданин РФ
становится избирателем:
пассивное избирательное право; активное избирательное право; и активное ,и пассивное избирательное право; ни активное , ни пассивное избирательное право.
6.Какие категории граждан лишены
права избирать в РФ:
недееспособные и находящиеся в местах
лишения свободы; женщины и военнослужащие; пенсионеры недееспособные; студенты и малообеспеченные.
7.Какой возрастной ценз действует
в РФ при выборах депутатов Государственной Думы:
18 лет; 20 лет; 21 год; 25 лет.
8.Какие органы власти избираются в
РФ:
местные органы власти,
Государственная Дума, Правительство; министерства, президент, Государственная Дума; местные органы власти, правительство, президент; президент страны, Государственная Дума, местные органы власти.
9.Какие избирательные цензы
действуют в РФ при выборах президента:...
«64. Правом избирать
и быть избранным в Советы пользуются, независимо от вероисповедания,
национальности, оседлости и т.п., следующие граждане Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов
исполнилось восемнадцать лет …
65. Не избирают и не
могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных
категорий:
А) лица, прибегающие
к наемному труду с целью извлечения прибыли;
Б) Лица, живущие на
нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий,
поступления с имущества и т.п.
В) частные торговцы,
торговые и коммерческие посредники;
Г) монахи и духовные
служители церквей и религиозных культов;…»
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ
« АКТА О
НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ 1867 ГОДА»
( ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
« 3. Всякий мужчина
начиная с 1868 года будет иметь право на регистрацию в качестве избирателя и
после регистрации - участвовать в выборах … депутатов в парламент.., если
удовлетворяет следующим требованиям:
1)является совершеннолетним
и не подлежит поражению в правах;
2)занимает к последнему дню
июля в каком-либо году и занимал в течение целых предшествующих двенадцати
месяцев в качестве собственника … жилой дом в пределах города;
3)был подвергнут в течение
указанного срока … обложению всеми причитающимися сборами…»
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ
КОНСТИТУЦИИ США 1787 ГОДА
Статья первая.
« 5. Штат разделяется
на восемь округов, которые будут называться сенаторскими округами. В каждом
округе избирается по четыре сенатора.
7. Представители
избираются графствами, причем каждое графство назначает пропорциональное его
населению число депутатов. Иностранцы, неимущие и цветные люди , не платящие
податей не входят в этот счет…
Статья вторая.
1. Правом участия в
выборах …пользуется всякий гражданин, имеющий от роду двадцать один год, живший
в этом штате в течение года перед выборами… и который в предшествующем году
платил штату или графству прямой личный или земельный налог.»
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ « ДЕКРЕТОВ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ … 1789 ГОДА»
«… в выборах могут
участвовать граждане, владеющие на правах собственности имуществом,
приносящим…доход, равный местной зарплате за 200 дней,… или арендующий
поместье, оцененное в сумму, равную местной зарплате за 400 дней…
Активный гражданин,
имеющий избирательные права , должен:
1. быть французом,
2.достигнуть 25-летнего возраста, 3.прожить фактически в данном кантоне не
менее одного года, …5. не быть в положении прислуги, т.е.не быть слугой на
жаловании»
Разработка урока по избирательному праву для 9 класса.
Вид урока - объяснение нового материала.Дается понятие прямой и представительной демократии с привлечением знаний учеников из истории России, а также принципов избирательного права в Российской Федерации. Используются разные формы работы: самостоятельная работа с документами в группах, устные ответы, работа на компьютерах при закреплении материала. В процессе объяснения нового материала используется презентация.В конце урока учащиеся заполняют анкету о том. что понравилось или не понравилось на уроке.
Настоящий материал опубликован пользователем Сковорода Ирина Борисовна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того,
сколько Ваших коллег прошло курсы "Инфоурок")
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются
63.280 образовательным учреждениям .
Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в
свой
личный кабинет "Инфоурок".
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того,
сколько Ваших коллег прошло курсы "Инфоурок")
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются
63.280 образовательным учреждениям .
Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в
свой
личный кабинет "Инфоурок".
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того,
сколько Ваших коллег прошло курсы "Инфоурок")
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются
63.280 образовательным учреждениям .
Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в
свой
личный кабинет "Инфоурок".
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.