Урок
пропедевтического курса «Физика и химия» в 7 классе.
Тема «Анализ родниковой и водопроводной воды»
Родник – не просто
источник питьевой воды,
это – живая нить, которая связывает нас
не только с прошлым, но и с будущим.
Народная мудрость
Цели:
- дополнить представления детей о роли воды
для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий
кругозор детей;
- формировать внимательное и бережное
отношение к окружающей природе, привить стремление к бережному отношению к
водным ресурсам.
- отработать навыки проведения
органолиптического анализа воды.
Предварительная работа: Экскурсия
к благоустроенному роднику “Ванадий” и забор воды из родника.
Ход занятия
1. Вступительное
слово.
Учитель: Сегодня мы поговорим о
том, без чего не может быть жизнь на Земле. Для этого мы должны разгадать
загадку:
Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Дети: Ручей.
Учитель: Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?
Дети: Вода.
Учитель: Вы слыхали о воде
Говорят она везде!
Ученик:
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманный заползает
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Ученик:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Учитель: Где мы встречаемся с
водой?
Дети приводят примеры.
Учитель: Без воды человек может жить 5 дней, а растение через 3 дня засыхает.
Хватит ли всем чистой воды, как вы думаете?
Дети: Хватит. Воды много.
Учитель: Всякая ли вода пригодна
для жизни?
Дети: Только
пресная! Чистая.
Учитель: Пресной воды не так уж и много. Где мы можем добыть пресную воду?
(Ответы детей: реки, родники, озёра и т.д.)
Учитель: А везде ли вода чистая и
её можно пить. Недавно мы побывали на подшефном роднике «Ванадий».и набрали
воды. Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу,
которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.
Сегодня мы проведем с вами анализ состава
родниковой воды из родника «Ванадий» и водопроводной воды, сравним полученные
результаты и сформулируем вывод.
Инструктаж по порядку проведения работы и
технике безопасности при работе.
2.
Выполнение практической работы.
Практическая работа.
«Анализ родниковой и водопроводной воды»
Цель работы:
Провести
органолептический анализ родниковой и водопроводной воды, соблюдая правила
техники безопасности. Сравнить полученные результаты и сделать вывод.
Оборудование
на каждый стол:
штатив, воронка,
фильтр, пробирка, стакан, колба с пробкой, индикаторная полоска, стеклянный
цилиндр, печатный текст (газета, учебник), образцы воды с родника «Ванадий» и
водопроводной, инструкция выполнения работы.
Ход работы.
1. Изучить инструкцию
выполнения работы.
2. Провести анализ
образца родниковой воды и занести полученные результаты в таблицу.
признаки
|
Родниковая вода
|
Водопроводная вода
|
1. запах
|
|
|
2. цветность
|
|
|
3. прозрачность
|
|
|
4. реакция среды (рН)
|
|
|
5. фильтрование
|
|
|
3. Провести анализ
образца водопроводной воды и занести полученные результаты в таблицу.
4. Сделать рисунок
«фильтрование воды».
5. Проанализировать
полученные данные и сформулировать вывод по работе.
Инструкция
проведения
органолептического анализа воды.
1. Запах.
Интенсивность запаха оценивается при 200С. 50 мл исследуемой воды
при комнатной температуре наливают в коническую колбу, накрывают стеклом,
встряхивают вращательными движениями, сдвигают стекло и быстро определяют
характер и интенсивность запаха.
Вывод: Если
запах отсутствует – это свидетельствует о хорошем качестве воды.
2. Цветность.
В пробирку наливают пробу воды высотой 10
см. Цветность определяют при рассеянном свете (смотрят сверху и сбоку
пробирки).
Вывод: Вода
оказалась бесцветная или мутная.
3. Прозрачность.
Установите стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5
см. и высотой 30 см. на печатный текст и наливайте исследуемую воду, следя за
тем, чтобы можно было просматривая шрифт сверху через столб воды читать текст.
Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоту столба
воды линейкой.
Вывод: 30
см и выше – хорошая прозрачность. 10
см и менее – вода не пригодна для питья.
4. Реакция среды. В пробирку с исследуемой водой опустите индикаторную
бумажку. Определите цвет.
Вывод: Если
индикаторная бумажка осталась желтого цвета, значит реакция среды (рН) -
нейтральная и такая вода пригодна для питья. Если окраска индикаторной бумажки
стала розовой - рН кислая, если синяя – рН щелочная. Такая вода не пригодна
для питья.
5. Фильтрование.
Собрать штатив. Установить воронку, стаканчик. Изготовить фильтр.
Профильтровать образец воды. Изучить наличие осадка на фильтре и отметить
цветность отфильтрованной воды.
Вывод: Определить
наличие или отсутствие нерастворимых веществ на фильтре.
3.
Подведение итогов работы.
Проводится обсуждение полученных
результатов.
Формулируется вывод: Родниковая вода чище, лучше и полезнее, так как она очищается
естественным путем, проходя сквозь слои песка и почвы. Но не из любого
родника можно пить воду! Порой за родник принимают источник воды неизвестного
происхождения. Водопроводную воду рекомендуется отстаивать, фильтровать и
кипятить (так как она хлорируется, течет по ржавым трубам )
Учитель:
Воды
на земле кажется много. Достаточно вспомнить, что ¾ ее поверхности покрыто
водо, но пресной воды мало.. Среди природных богатств вода занимает особое
место. Известный русский геолог А.П.Карпинский говорил, что нет более полезного
ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна. Вода стоит особняком в
истории нашей планеты. Вода – второе важное вещество на Земле после кислорода.
Без
воды человек может прожить всего три дня. Ему ежедневно необходимо выпивать в
среднем 2 литра воды. Воду человек ценил во все времена эпохи. Вода – как
священная основа присутствует в ритуалах всех религий мира. У многих народов
место вокруг источника тоже считается священным.
Вода
благотворно влияет на здоровье людей. С древних времён на Руси существовал
культ воды, поклонение родникам, святым источникам, исцеляющих людей от разных
хворей.
Учитель: Как мы будем беречь воду?
(Ответы детей)
Ученик: Заповедный исток есть у
каждой реки.
Это чудо природы и сказка живая.
Пусть в лесах и долинах звенят родники.
Добрым людям объятья земля раскрывает.
Ученик: Живой родник, с живой
водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.