Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок природоведения в 5 классе.

Урок природоведения в 5 классе.

Скачать материал

Урок природоведения в 5 классе.

Тема урока: «Времена года. Осень».

Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью.

Задачи:

1. Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре.

2. Коррекция образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин, самостоятельность мышления (объяснить, доказать).

3. Учить наблюдать за природой, развивать умения анализировать, делать выводы.

 

Оборудование: картины, иллюстрации с осенними пейзажами; таблички для составления схемы.

Ход урока.

Организационный момент.

Отгадайте, о каком времени года идёт речь:

Солнышко бледнее,

 Небо холоднее.

 Если выйдешь к вечеру,

 Галки стынут на ветру

 Длинно тень ложится,

 Долго лист кружится. ( Е. Благинина)

-Давайте посмотрим за окно. Что мы видим? (ответы детей)

- Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, и какие изменения происходят в природе с её приходом.

2. Работа по теме урока.

 Ребята, какое сейчас время года? Назовите месяцы осени.

- А как вы думаете, почему у осени 3 имени: сентябрь, октябрь, ноябрь?

  Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую. Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.

– По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда вы после летних каникул пришли на линейку в школу. Давайте вспомним, какая была погода в этот день. Опишите этот день по своим воспоминаниям. (Ответы детей).

–Как мы понимаем, что осень пришла?

– Какие изменения происходят в природе? Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот»

- Я начинаю, а вы заканчиваете:

 Летом солнце яркое, а осенью …

— Летом небо светлое, а …

— Летом день длинный, а …

— Летом тучки ходят высоко, а …

— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

— Летом птицы заботятся о своих птенцах, а …

— Летом люди одеваются легко, а …

Молодцы. Давайте откроем тетрадь, запишем число и тему урока «Времена года. Осень».

Физкультминутка для глаз

Работа с учебником.

- Откройте учебник по закладке. Работать будем с текстом.

Читаем самостоятельно 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.

( Урожай, работа в садах, жёлтые листья, грибы, ягоды)

– Назовите самую главную примету осени.

- Зачитайте это предложение («по изморози»)

- Что такое изморозь? (рассуждения детей)

Запись в тетради: Изморозь – это тонкие-тонкие льдинки на траве.

– Возвратимся к 1 предложению.

-  « По календарю осень начинается 1 сентября». А астрономы считают началом осени день осеннего равноденствия – 23 сентября, когда день равен ночи. Появление жёлтых листочков на берёзе – признак начала осени в живой природе.

- Но на самом деле 1-ым днём считается, когда появляется изморозь.

 Продолжим работу с текстом учебника. Прочитайте 2 абзац.

- Чем отличаются осенние дни от летних дней?

Чтение текста.

  Освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных?

– Готовятся к зиме не только животные, но и растения.

– Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)

Физкультминутка

Почему к зиме деревья.

 Раздеваются кругом?

 А деревьям тоже нужно.

 Раздеваться перед сном!

- Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листву? (дети готовят сообщение).

Почему деревья осенью сбрасывают листву.

Во–первых: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды. Защита дерева от зимней засухи.

Во-вторых: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике.

В-третьих: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.

 – Ребята, какие птицы первыми улетают от нас на зиму в тёплые края? (ласточки, кукушки, стрижи, иволги) 

– Птицы улетают. А лягушки, змеи, лесные жители.  Как их жизнь меняется осенью. Прочитайте:

 «попрятались» – ….. (лягушки, змеи, жуки и мухи)

«готовы ко сну» – …. (медведь и барсук)

«запаслись на зиму» …..(хомяки, бурундуки, птички кедровки).

Работа в группах.

- 1 группа «Листопад».  Почему деревья могут погибнуть зимой, если не сбросят листву?

 

-  2 группа «Медведь».  Почему медведю необходимо уходить в спячку?

 

- 3 группа «Насекомые». Как насекомые готовятся к зиме?

– Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. На смену золотой осени приходит поздняя осень. 

– Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает наступление поздней осени.

– А как красиво приход ноября звучит в поэтических строчках стихотворения.  (читают стихотворение «Ноябрь»)

 «Ноябрь»

Ноябрь – горбатый старичок,

Глаза – как льдинки, нос – крючок!

Взгляд недовольный и колючий,

Холодный месяц, в небе тучи.

Златую осень провожает,

А зиму белую встречает!

Меняет он тепло на холод

И устаёт – уже не молод!

Но ветер северный поможет:

Сорвёт листву, в ковёр уложит,

Укроет землю покрывалом,

Чтоб до весны не замерзала.

– Какую роль выполняет ноябрь месяц в природе?

Итог урока:

Пришло время подвести итог урока.

- Сколько имён у осени?

 - Как приходит осень?

- Какие изменения?

 - Главная примета осени?

- Какой день называют днём осеннего равноденствия? Почему?

- Какую осень знаете?

Оцените свою работу:

  На доске вы видите нарисованное дерево, на нём не хватает листочков. Вам надо выбрать листочек и наклеить на дерево. ( Красный – мне было интересно, я узнал много нового; жёлтый – мне было интересно, я с удовольствием работал; зелёный – я знал всё уже ранее).

 

Использованная литература.

1. О.А. Хлебосолова Учебник природоведения для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

2. И.Г. Юдина «Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1 – 4 классы». Волгоград 2002.

3. Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки (Рис. С. Гавриловой; Оформление серии С. Любаева. – М.: Дет. лит., 2000. – 173 с.: ил.- ( Школьная библиотека)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок природоведения в 5 классе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Урок природоведения в 5 классе коррекционной школы 8 вида. На уроке совершенствуются представления обучающихся об изменениях в природе осенью. На уроке даются наиболее глубокие представления о природе в сентябре, октябре, ноябре. Уделяется место коррекции образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин, самостоятельности мышления.  Даётся устное описание осенних пейзажей. В процессе урока обучающиеся учатся наблюдать за природой, делать выводы.На уроке предусмотрена работа с учебником, в тетради, работа в парах.  В конце урока проводится рефлексия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 539 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ ТИПА КЭС, ТЭЦ И ПОДСТАНЦИЙ
  • Учебник: «Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.
  • Тема: РАЗДЕЛ I. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЦЕПИ
  • 30.09.2020
  • 1493
  • 35
«Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.
По теме: «Изучение конструкции, технических параметров и изоляции основного электрооборудования электрических станций и сетей»
  • Учебник: «Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.
  • Тема: 7.5. Асинхронные машины
  • 30.09.2020
  • 434
  • 1
«Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.
  • 30.09.2020
  • 792
  • 10
«Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 396
    • DOCX 44.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Азанова Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Азанова Ольга Ивановна
    Азанова Ольга Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 470
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции