МБОУ «Сарашевская СОШ
им.Героя Советского Союза Ш.Казанбаева»
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: «Знакомство с местоимением, как частью
речи».
УМК «Школа России»
Халилова Гульнара
Ясавиевна
учитель начальных
классов,
1 кв. категория.
2014 г.
Цель: формирование образовательных компетенций
(учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся
через их включение в интерактивные формы деятельности в предметной области
Русский язык по теме «Местоимение».
Учебные задачи, направленные на достижение
личностных результатов обучения:
1) Контролировать и оценивать свою работу,
ее результат, работу других учащихся;
2) Формирование уважительного отношения к иной
точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение
метапредметных результатов обучения:
1) Формирование умения работать с
информацией;
2) Развивать умение учащихся выступать в
диалоге;
3) Формировать познавательную рефлексию;
4) Работать в статических и мигрирующих группах.
Учебные задачи, направленные на достижение
предметных результатов обучения:
1) Формирование понятия «Местоимение»
2) Научиться определять местоимения в тексте;
3) Формировать умение определять место
местоимения в предложении;
4) Употреблять местоимения вместо
существительных;
5) Совершенствование умения писать предложение,
текст в соответствии с изученными орфографическими правилами.
Оборудование: зеркало, УМК «Школа России» учебник по Русскому языку
Канакина В.П. 2 класс 2 часть, презентация.
Ход урока
1.
Организационный момент (2 мин.)
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на
личностно значимом уровне. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
-Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь
тайны открывать!»
-А что такое тайна?
-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём. (Проверяют
готовность к уроку.
Дети высказывают свои предположения)
Коммуникативная компетенция Самоконтроль,
самооценка Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный
настрой на урок.
2.
Актуализация знаний (10 мин.)
Организация подготовки и мотивации к изучению
материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности
каждого обучающегося.
1. Словарная работа
(на доске запись):
Мороз ленивого за нос хватает. А перед
проворным шапку снимает.
Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв
сходят.
Урожай сам не придёт, за посевами нужен
уход.
- Выпишите словарные слова из
пословиц. (мороз, лягушка, урожай)
- Образуйте от слов однокоренные
прилагательные, запишите с подходящим по смыслу существительным. Обозначьте
непроверяемую безударную гласную. (Морозный день, лягушачья кожа,
урожайный год.)
- Запишите пословицу о
трудолюбии. ( Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход.)
2.Орфографическая минутка (на
доске запись):
Обезьянка …, попугай …, утка …, собака….
- Вспомните. Как звали персонажей
сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит». (Чичи, Корудо, Кика, Авва.)
- запишите словосочетания.
Допишите ещё два словосочетания на это правило из стихотворения.
Кошка Маришка,
Котёнок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка,
Коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша,
И бычок Гаврюша,-
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
3.
Самоопределение к деятельности (5 мин.) Новое знание
обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. (Работа с зеркалом.) Учитель берёт зеркало,
выходит ученик к зеркалу. Учитель просит его посмотреть в зеркало и спрашивает:
- Это кто?
Ученик отвечает:
- Я.
Учитель зовёт
второго ученика, просит посмотреть в зеркало и спрашивает первого ученика:
- Это кто?
- Он.
Далее учитель
просит выйти к доске третьего ученика, просит второго и третьего ученика
посмотреть в зеркало и спрашивает первого ученика:
- Это кто?
- Они.
Дальше учитель
просит их вместе посмотреть в зеркало и спрашивает:
- Это кто?
- Мы.
- Какие слова
помогли вам ответить на мои вопросы?
- Я, он, они, мы.
- Вместо каких
слов вы их употребляли?
- Вместо своих
имён.
- Какой части
речи относятся имена людей?
- К именам
существительным.
- Как назовём
слова, которые употребили вместо имени?
- Часть речи,
которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.
- Назовите тему
урока.
4.
Работа по теме урока (8 мин.) Включение нового знания в
систему знаний;
повторение и закрепление ранее изученного.
организация самостоятельного выполнения каждым
обучающимся заданий на новый способ действий;
организация самопроверки обучающимися своих
решений по эталону;
создание ситуации успеха для каждого;
Предоставление возможности выявления причин
ошибок и их исправления
Упр.171 (с.100).
(Выполнение с
комментированием.)
- Прочитайте слова
тётушки Совы на с. 101.
- Что такое местоимение?
- Назовите местоимения.
- Какую роль они
выполняют в предложении?
Достойная замена
-Будьте
любезны,- обратилась как- то Существительное к Местоимению, - займите на время
моё место, я уже всем глаза намозолила…
Действительно,
чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и
Прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения.
Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще
своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут
заменить любое Существительное.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомненья,
Все местоимения.
Упр.172 (с.101)
5.
Физкультминутка
Вы, наверное,
устали?
Ну, тогда все
дружно встали,
Ножками потопали,
ручками похлопали,
Покружились,
повертелись,
И за парты все
уселись.
Глазки крепко
закрываем,
Дружно до пяти
считаем.
Открываем,
поморгаем
И работать
продолжаем.
6.
Закрепление изученного материала (7 мин)
Упр. 173 (с.101)
(Самостоятельное
выполнение после предварительного разбора по шагам.)
Упр.174 (с.102)
Выполняется
самостоятельно по образцу. (Проверка – в парах.)
Игра «Угадай». Ученик
выходит из класса, а остальные должны договориться, как показать действиями
предложения из упр.175 (с.102).
7.
Рефлексия (6 мин.)
(На доске запись.)
… нарисую белочку. А …
что будешь рисовать? … умеешь так вырезать? Какую задачу … решаете? Куда …
идёшь? Почему … улетают?
- Спишите текст, вставляя
местоимения.
(Проверка – ученики читают вопросы, объясняют,
какое местоимение вставили.) Учебно-познавательная, информационная,
коммуникативная. Работа в парах.
Самоконтроль, самооценка.Контроль и самооценка
познавательной деятельности.
Умение соотносить цели и результаты собственной
деятельности
8.
Подведение итогов урока (1 мин) Осознание
обучающимися своей учебной деятельности;
- С какой частью речи
познакомились?
- Какие части речи
заменяет местоимение?
- Назовите местоимения.
9.
Самооценка.(2мин.) осознание обучающимися своей учебной
деятельности; самооценка
результатов своей деятельности и всего класса.
- Покажите смайликами, Я понял, что такое
местоимения,
и могу это
объяснить одноклассникам – то выбираем весёлого человечка; Я понял,
что такое личные местоимения, но не уверен, что объясню другому – то
выбираем грустного человечка; Я не совсем понял, что такое личные
местоимения – выбираем самого грустного человечка. Хорошо! Мне тоже понравилось
с Вами работать!
Учащиеся
показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик.
Учебно-познавательная, коммуникативная Самооценка Рефлексия способности
организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.
10.
Домашнее задание (2мин) Коммуникативная,
учебно-познавательная,фронтальная работа
Провести инструктаж по выполнению
дом. задания Упр.172
- Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно?
Выполнить упр. 172 (с.101)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.