Урок русского языка во 2 классе
Тема: Правописание слов с удвоенными согласными
Цели
урока:
- познакомить
учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с
удвоенными буквами; с происхождением некоторых слов
способствовать
развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в
корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными
согласными;
- развивать память, внимание, мышление,
наблюдательность, умение делать выводы и обобщать; развивать коммуникативные
навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности;
- воспитывать интерес к русскому языку, совершенствовать
умение слушать и слышать, работая в парах, воспитывать взаимопонимание и
взаимопомощь.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер,
презентация, карточки с предложениями и кроссвордами, коробки – подарки для
работы в группах.
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Рассказать секреты
слова
Я для вас всегда готова.
Но сегодня будь готов -
Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы
готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Запись даты
урока в тетрадях уч-ся.
II.
Словарная работа. Отгадайте ребусы. (СЛАЙДЫ
1-5)
Ребята записывают в тетрадях словарные слова.
(Дежурный, одежда, машина, посуда, деревня,
группа, весело, медведь.)
- Какое слово лишнее? (варианты ответов)
- Чтобы точнее определить, какое слово лишнее, я вам
зачитаю загадки, отгадав которые вы сами определите тему сегодняшнего урока:
1)
Здесь за партами сидим,
(СЛАЙД 6)
Пишем, слушаем, молчим.
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в ... (класс)
2) Вдоль
дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут … (аллея)
3) Шустрый
мяч и две ракетки.
Все
удары четки, метки.
До
победного играть,
Никому
не уступать … (теннис)
– Посмотрите, чем
интересны эти слова, что в них необычного?
– Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.
– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.
III.
Постановка учебной
задачи
- Итак, какая же
тема сегодняшнего урока? (Слова с удвоенной согласной)
– Сегодня мы
отправимся в город, который называется УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
(СЛАЙД 7)
- Вы сегодня
будете не просто путешественниками, а исследователями.
– Как вы думаете, что мы будем исследовать в этом городе?
(Слова с двойными согласными в корне)
– Какие орфограммы мы уже знаем? (Безударная гласная, парная согласная)
– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова?
(Можно
изменить слово так, чтобы она была под ударением). Например, …
– О правописании парной согласной?
(Изменить слово
так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …
Проблемный
вопрос:
- Как проверить написание слов с удвоенной
согласной? (СЛАЙД 8)
– Как же мы
определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения
детей)
– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в слове?
– Как же нам тогда
быть?
(Запоминать
и писать слова с двойными согласными, учиться видеть их в тексте).
IV.
Физминутка.
V.
Работа по теме урока. Работа в парах.
1.
А сейчас возьмите
карточку с заданием. Прочитайте его. Что нужно сделать? (Обвести зеленым
карандашом только те буквы, которые надо вставить в слова.)
Каждая группа
получает листок с предложениями. Нужно правильно написать слова с удвоенной
согласной. Определить значение
слов.
1) Если в доме много (с,
сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.
2) Спросите, не повысив то
(н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?
3) Кто получит низкий ба (л,
лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).
4) Приятнее найти под ёлкой
гри (б, бб),
Чем получить ангину или гри (п, пп)
Проверь себя.
(CЛАЙД
9)
– Назовите слова,
сходные по звучанию.
– В чем их
различие? (Написание и значение слов разное)
2.
Проблемный вопрос:
- Каким образом, мы на слух определяем написание
удвоенных согласных?
(Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные
согласные мы произносим долго)
– Всегда ли
двойные согласные произносятся долго?
(Нет, поэтому
не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)
А как же тогда
найти выход из ситуации? (Предположения детей)
Вывод: ТАКИЕ
СЛОВА НУЖНО ЗАПОМНИТЬ!
3.
Классификация слов
- Ну, а чтобы слова запоминать, их нужно как можно
больше записывать.
Запись слов под диктовку. Как сказать, одним словом.
Будем записывать слова в тетрадь, а если слово не уместится на строчке, что
нужно сделать? Как такие слова
переносим?
(СЛАЙД 10)
1.
Шестой день
недели (суб-бота)
2.
Место, где продают
билеты (кас-са)
3.
Занятие или увлечение,
которым человек занимается в свободное время
(хоб-би)
4.
Лечебное растирание тела
человека руками (мас-саж)
5.
Резервуар для
купания или принятия медицинских процедур (ван-на)
6.
Их добавляют в тесто,
чтобы оно было пышным (дрож-жи)
7.
Человек, который совершает
поездку на каком- либо виде транспорта
(пас-сажир)
8.
Название нашего
государства (Рос-сия)
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Оказывается, что почти все слова с удвоенными
согласными — это ИНОСТРАНЦЫ. У себя на родине они писались с двойными
согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с
родиной.
VI.
Отгадай кроссворд. (Работа в парах)
VII.
Рефлексия. (Работа в группах) Собери подарок.
- Скоро наступит
самый любимый праздник детей – Новый год! Мы будем наряжать елку, планировать
праздники, помогать родителям, украшать новогодний стол, а самое главное –
дарить подарки и получать подарки! У нас тоже есть своя елочка. Ваша
задача – собрать как можно больше подарков. У каждого ряда своя коробочка. В
нее нужно положить как можно больше слов с удвоенной согласной. Слова
повторяться не должны. Победит тот ряд, который напишет больше слов.
– С какой новой
орфограммой мы сегодня познакомились?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно
запомнить)
– Что нужно
делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными?
(Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.