ГУ «Надеждинская средняя школа»
Учитель:
Журавлева Л. А.
Урок познания мира в 1классе.
Тема: Как зимуют
птицы? Слайд №1
Цель: познакомить детей с зимующими птицами, их условиями
жизни зимой; расширить
кругозор, раскрыть
важность заботы о птицах зимой . Знать значение птиц для человека и
представителей живой
природы .Обратить внимание на экологическую проблему –
уничтожение птиц.
Развитие
познавательных и мыслительных процессов, памяти, внимания, речи. Воспитание
чувства долга и
ответственности перед природными богатствами. Прививать любовь и гуманное о
отношение к птицам, животным; интерес к изучению животного мира.
Тип: комбинированный.
Применяемая
технология: ИКТ
Методы:
словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический.
Оборудование: инд. карточки, слайдовая презентация,
«Красная книга», интерактивная доска, образцы кормушек.
Базовые понятия: как зимуют птицы; перелетные и зимующие
птицы.
Ход урока.
1.
Оргмомент.
1.Приветствие.
Придумано
кем-то просто и мудро,
При
встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе
утро солнцу и птицам!
Доброе
утро приветливым лицам!
И
каждый становится добрым, доверчивым,
И
доброе утро длится до вечера.
-Давайте
ребята поздороваемся со всеми присутствующими у нас на уроке.
2.
Психологический настрой.
-Сейчас
мы с вами посмотрим небольшой фильм о природе и настроимся на урок.
Слайд
№ 2.
2. Актуализация
знаний.
1.Фронтальный
опрос.
-Природа. На
какие два вида делится природа??
- Что мы
относим к живой природе?
- А птицы относятся
к какой природе?
-Какие два
вида птиц вы знаете? (домашние и дикие)
-Почему они
так называются?
- Назовите
дом. птиц.
- Назовите
диких птиц.
-Какое
время года у нас сейчас?
- Да,
ребята, вот и наступила весна и скоро снова полетят к нам пернатые
гости.
- Какие
птицы прилетают к нам весной? Назовите их.
Слайд №3-12.
-Как они
называются?
Слайд№13.
(Перелетные)
-А почему они улетают осенью в теплые края? (нет корма
)
-А какие
остаются зимовать? Назовите.
Слайд № 14-17.
-Как они называются я забыла?
Слайд 18. (Оседлые)
1. Инд работа по
карточкам.
-Соедините зимующих
птиц с кормушкой, а перелетных обведите кружочком.
(самопроверка)
3. Подготовка
к восприятию нового.
1.- Отгадайте
загадку и вы узнаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке.
Слайд №19
Воробьи,стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины,
попугаи и синицы, одним
словом это …..
2.Дополнительные знания .
- Птицы , ребята, –это единственные животные, тело
которых покрыто перьями.
- Какова же история происхождения птиц?
Они появились очень давно, во времена когда на земле
господствовали ящеры и динозавры. Все птицы имеют крылья. И, конечно, одни
птицы летают быстрее, а другие медленнее. Какие птицы летают быстрее всех? (
орлы и стрижи) Скорость их полета составляет от 100 до 160 км в час
Слайд №20.Стриж и орел.
-Почти все птицы
летают, но есть и нелетающие птицы.
Слайд №21.(страусы, пингвины.)
- А когда птицы прилетают весной, чем они
занимаются?(вьют гнезда и выводят
потомство)
- Давайте
посмотрим фильм о потомстве птиц.
Слайды №
22-25.
-Ребята, а вы
были летом в лесу?
-Что вы там
слышали?
-Сейчас мы с
вами перенесемся на несколько минут в летний лес.
Физминутка.
Слайд №26. «Утро в лесу»
(сопровождение учителя)
4.Работа над
новым материалом.
1.Сообщение
темы и цели урока.
-Ребята,
сегодня мы продолжим разговор о птицах.
- Скажите , а вы знаете как зимуют птицы?(ответы детей)
-Какая
проблема возникает у птиц зимой?
-Почему они
чаще зимой посещают города и села?
- Могут ли птицы справиться с этой проблемой сами, без помощи
человека?
Слайд № 27.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
-О чем идет речь? Давайте посмотрим из чего –же можно сделать
кормушку?
Слайд
№ 28-30
- Мало сделать кормушку , надо
еще знать, что можно в нее положить.
-Чем кормятся птицы?
(семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков, ягоды рябины, калины, овес или
овсяная крупа, просо, пшено, семена березы, семена подсолнечника, крошки
хлеба.)
Подсолнечник
(все птицы)
|
Овес (синица)
|
Арбуз (синицы, поползни)
|
Пшено (воробьи, синицы)
|
Тыква ( синицы, воробьи)
|
Кедровые орешки (поползни, дятлы)
|
Рябина, калина (снегири,
свирестели)
|
Лен (все птицы)
|
Клевер (воробьи, синицы)
|
Слайд № 31.
-Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для
них!
Позаботьтесь о них , и они на ваше внимание ответят: подарят вам
весной свои песни, уничтожат вредных насекомых.
-Какую пользу приносят птицы. (Ответы детей)
Слайд №32.
(Птицы являются защитниками зеленых насаждений, распространяют семена,
являются санитарами, являются пищей для некоторых птиц и животных, некоторые
опыляют растения)
Слайд № 33.
Нам не унять метели, не растопить снега,
Но чтобы птицы пели- это в наших руках.
-Существуют определенные правила подкормки птиц.
Слайд
№34.
Правила
подкормки птиц.
1.
Кормить надо регулярно.
2.
Корма в кормушке должно
быть немного.
3.
Та кормушка будет лучше,
на которой будет корм. (хоровое чтение)
-Если птичка не ест
зимой 6 часов, она погибнет. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются т
только две. Помогите птицам перезимовать, они будут вам очень благодарны.
4. Работа по учебнику. (читают дети по ролям)
Как зимуют птицы?
5.Анализ текста.
-Чем
и как питаются разные птицы?
-
Почему питание тетерева зависит от оленей?
Как
дятел находит себе корм?
Как
человек заботится о дом . птицах?
6.
Знакомство с красной книгой.
- Что такое красная
книга?
-Какие животные туда
занесены?
- А почему этих птиц
и животных осталось очень мало на земле?
-Кто виноват в этом?
Слайд №35.
-Идея книги- спасти
животный и растительный мир.
5.Проверка
усвоения материала..
Практическая
работа.
-Ребята, у вас на
партах в коробочках корм для птиц. Выберите только то, чем можно кормить
птиц? ( зерно,
горох, сахар, семена, пшено, крошки хлеба, рябина, овес, варенье). Ответы детей.
- Ребята, к нам
поступили жалобы от птиц .Вы должны отгадать от кого они.
Д/и
«Угадай, кто я»
1.
«Ох, не любят меня люди.
Голос им мой не нравится . Глаза у меня большие, круглые, некрасивые. Считают ,
что я приношу людям беду. А так ли это? Если бы я не пришла к людям, сидеть бы
им без хлеба.»
Слайд №36
(сова)
2.
«Меня тоже люди не любят., потому что я своих детей не
высиживаю. Говорят . что я никому не нужна. Неужели люди не знают о том, какую
я пользу им приношу?
Слайд
№37
(Кукушка)
– А
какую пользу приносит кукушка? (сообщение Шляйгер А..)
-А что
мы еще особенного знаем про нее?
4.Т.Р. Работа в
тетрадях
Запись числа . Темы.
Нарисуйте кормушку.
6. Итог урока.
-Как мы можем помочь
птицам пережить зиму?
Чтение
стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как
домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
горсть зерна нужна,
Горсть одна- и не
страшна будет им зима.
Приучите птиц в
мороз к своему окну,
Чтоб без песен не
пришлось вам встречать весну!
7. Подведение
итогов.
Домашнее задание. Слайд
№ 38
Так и живут бок о бок
птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь,
иногда радуясь друг
другу, как члены одной большой семьи. Кто
кому больше нужен? Человек
птицам или птицы
человеку? Выживет ли человек , если на земле не останется птиц? Вот над
этим вопросом вы
должны поразмышлять дома.
Оценки.
8.Рефлексия.
- Понравился ли вам
наш урок?
-Если понравился, у
вас на партах лежит листочек, нарисуйте на нем большое солнышко, если н
нет, то маленькое. Покажите мне свои
рисунки.
Слайд № 39. Конец, спасибо за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.