-Назовите, что относится к живой
природе?
-Какие условия необходимы для всех
живых организмов?
3) Демонстрация слайдов
4) - Учитель называет животных, а
дети записывают их в таблицу.
Насекомые
|
Муравей, муха
|
Рыбы
|
Акула, щука
|
Земноводные
|
Лягушка, тритон
|
Пресмыкающиеся
|
Черепаха, змея
|
Птицы
|
Голубь, ворона
|
Млекопитающие
|
Кошка, собака
|
III.Физминутка.
Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть»,
а теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет
И взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».
IV. Работа над новым материалом.
«Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы ? Назовите!» (птицы)
-Мы будем говорить о пернатых
друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением, ярким оперением,
способностью летать. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов. Есть птицы
очень большие, есть крошечные – колибри, вес которых составляет 2,4 гр. Есть
птицы, которые летают выше облаков, а есть такие, которые вовсе не могут
летать. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Третьи – на берегу моря, а
за четвертыми – ухаживает человек. Одни питаются рыбой, другие – насекомыми.
Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей.
-Дети, давайте хорошенько
рассмотрим этих птиц: что у них общего, смотрите: есть туловище, голова,
крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все
части тела покрыты перьями.
- А теперь назовите, что
же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?» Ответы детей: - у
снегиря грудка красная, у синицы – желтая, у дятла спинка и головка
ярко-красные, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют сорока-белобока и
т.д.
Птицы – это удивительные существа.
Тело их покрыто перьями. Эти перья красивы. Птицы бывают: зимующими,
перелетными, певчими, редкими, дикими, домашними. Зимующие (оседлые) птицы
постоянно живут в одной и той же местности. Это синицы, воробьи, голуби,
сороки, галки, дятлы. Твердый клюв птиц позволяет доставать насекомых из-под
коры деревьев. Поэтому, даже зимой они находят себе корм и не улетают на
зимовку. Но все-таки зимой в морозные дни им трудно добывать корм, и они
перелетают ближе к жилью человека, где им легче найти корм. Перелетные птицы из
мест гнездования на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно.
К перелетным птицам относятся:
ласточка, скворец, перепелка, аист, журавль, грач, гусь, жаворонки. Они
питаются насекомыми, плодами и семенами деревьев. Осенью, когда исчезают
насекомые, перелетные птицы отправляются в далекий путь в поисках корма.
Раньше всех улетают насекомоядные птицы, потом растительноядные. Подумайте,
почему? Что общего у всех птиц?
(Летают, тело покрыто перьями,
имеют клюв, несут яйца, выводят птенцов.)
Чем они отличаются друг от друга?
(Строением тела, клювом, окраской,
голосом, местом обитания.)
Птицы – прекрасные родители, кроме
кукушки, которая подкладывает свои яйца другим птицам. Как умело, они строят
гнезда.
Самая большая птица и бегун из птиц (72
км/ч) – африканский страус. Высота страуса – 2м 74
см.
Самая “летающая птица” – черный
стриж. Может находиться в воздухе 2-4 года, не приземляясь. Спит, ест, пьет на
лету. У стрижа длинные крылья и короткие ноги. Если он опустится на землю,
чтобы попить воды, то ему будет трудно взлететь.
Птица, которая летает выше всех –
лебедь-кликун. Они были замечены на высоте 8230
м.
Самая старая птица – сибирский белый
журавль – 82 года.
V. Работа с дневником наблюдения.
VI.Работа по учебнику./стр.59-61/
VII.
Разноуровневые задания.
Какая птица лишняя. Почему?
1
|
2
|
3
|
Дятел, синица, журавль
Беркут, пингвин, чайка
Аист, цапля, синица
|
Орел, гриф, чайка
Пингвин, утка, петух
Дятел, жаворонок, гриф
|
Беркут, фламинго, клёст
Лебедь,фламинго,козодой
Дятел, ворона, голубь
|
“О ком идет речь?”
Я буду вам загадывать загадки, а вы
должны их быстро отгадать и записать в соответствующую строчку.
Зимующие
|
Перелетные
|
Воробей
Синица
Снегирь
Ворона
|
Скворец
Аист
Журавль
Грач
|
1. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю (воробей)
2. Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет (скворец)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика (синица)
4. Ты откуда, ты откуда!
Прилетел к нам красногрудый,
Облетел я всю Сибирь
Как зовут тебя?.. (снегирь)
5. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар
И кричит – Кар,кар,кар! (ворона)
6. Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин (журавль)
7. Он летает на охоту
За лягушками в болото (аист)
8. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей (грач)
Вступительное слово:
Покормите птиц зимой
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
VIII. Итог урока:
Игра “Крестики-нолики”
Учащиеся на лист бумаги отвечают на
вопросы, ставя +, если ответ положительный, 0- если ответ отрицательный.
Вопросы:
1
|
Прячутся ли насекомые к зиме?
|
+
|
2
|
Верно ли, что перелетные птицы не
улетают в теплые края?
|
0
|
3
|
Зимующие птицы это те птицы, которые зимуют
на родине. Так ли это?
|
+
|
4
|
Ласточка, соловей, скворец- это зимующие
птицы
|
0
|
5
|
Верно ли, что зимой у клестов появляются
птенцы?
|
+
|
6
|
Нужно ли птиц подкармливать?
|
+
|
7
|
Верно ли, что птицы зимой не погибают от
голода и холода?
|
0
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.