Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок познание мира "Птицы зимой" -1 класс

урок познание мира "Птицы зимой" -1 класс

Скачать материал

Познание мира

1 класс

Тема:  «Птицы зимой»

Цель: формирование представления о жизни птиц зимой

 

Задачи :

 

1. Дать представление о зимующих и перелетных птицах.

2. Познакомить с мероприятиями по охране птиц.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам, природе.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.    Таблицы с названием групп птиц (зимующие, перелетные)

2.    Картинки с изображением птиц:
А) зимующие (дятел, ворона, сорока, сова, воробей; птицы на кормушке)
Б) перелетные (журавль, соловей, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик)

3.    Простой карандаш.

4.    Познание мира К.А.Аймигамбетова

 

Методы:

 

проблемно-посковый, словарный, рассказ, упражнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ищу домик

 

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой

2. Оргмомент.

- Проверка наличия тетрадей, карандашей.

3. Повторение прошлого материала.

- На предыдущих уроках мы говорили с вами о жизни животных. Давайте вспомним, какие группы животных вы знаете.

Таблица на доске.Перфокарты у учащихся

 

                     Животные

Насекомые

Муравей, муха

Рыбы

Акула, щука

Земноводные

Лягушка, тритон

Пресмыкающиеся

Черепаха, змея

Птицы

Голубь, ворона

Млекопитающие

Кошка, собака

 

 

-Ребята соедините  названием животного  с группой, к которой он относится.

Проверка.

- Как вы думаете, какая из этих групп самая большая по числу видов? (Насекомые)

- Правильно, группа насекомых. Назовите, пожалуйста, главный отличительный признак (3 пары лапок).

4.Вступительная беседа

Загадка

Кто отправляется в полет
В клюве веточку несет?
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(
птица)

- Следующая группа животных по количеству видов – птицы. Кто может назвать главный отличительный признак всех птиц? (Тело покрыто перьями).

- И хотя птиц меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много (примерно 9000 видов).

Есть птицы очень большие, величиной до двух метров, а есть совсем крошечные – не больше бабочки, весом несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не умеют летать.

Птицы живут в разных местах – в лесах, горах, на берегах морей. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищники, которые поедают не только других птиц, но и зверей. А есть такие, которые едят растительную пищу. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Третьи – на берегу моря, а за четвертыми – ухаживает человек.

- Итак, сегодня мы поговорим о диких птицах – животных, которых мы часто называем “пернатые друзья” (от слова перья). Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением, ярким оперением, способностью летать. Поговорим о том, как они живут зимой.

Сценка

Цапля: - Здравствуй, скворушка!

Скворец: - А что ты такая печальная, цапля?

Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка ,наверное воробей,болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А, может быть, это правда?

Скворец: - Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!

Ребята ,какие птицы к нам пришли? А почему они не знают ни зиму , ни осень , а только теплое лето? Как таких птиц называют (Перелетные).

На доске запись:

Птицы

ПЕРЕЛЕТНЫЕ

 Как таких птиц называют? (зимующие)

-Не все птицы улетают в теплые края.Некоторые из них живут в одной местности зимой и летом.Это те птьицы, которые находят себе кор Как таких птиц называют? (зимующие)

 

Птицы

 

ПЕРЕЛЕТНЫЕ                                                                         ЗИМУЮЩИЕ

 

 

 Игра “О ком идет речь?”

Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их быстро отгадать и записать в соответствующую строчку.

Зимующие

Перелетные

Воробей

Синица

Снегирь

Ворона

Скворец

Аист

Журавль

Грач

 1. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю (
воробей)

2. Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет (
скворец)

3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика (
синица)

4. Ты откуда, ты откуда!
Прилетел к нам красногрудый,
Облетел я всю Сибирь
Как зовут тебя?.. (
снегирь)

5. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар
И кричит – Кар,кар,кар! (
ворона)

6. Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин (
журавль)

7. Он летает на охоту
За лягушками в болото (
аист)

8. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей (
грач)

Каждая отгадка сопровождается показом слайд

Игра “ Птицы” (физминутка)

Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

 

 

-Я продолжу рассказ о зимующих птицах. Чем же питаются они. Вороны едят все, поэтому находят пищу в любом месте. Дятел долбит деревья и зимой и летом. Он достает из коры жуков и лечинки. А синицы тут ,как тут. Они собирают выпавшую из клюва пищу.

  Есть птицы, которые выводят зимой птенцов. Это клесты. Снегирь прилетает к нам зимой с севера. Он кормится плодами и семенами растений. Весной он снова улетит на север.

 Зимой птицам голодно

Покормите птиц зимой
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

 

-Чем вы можете помочь им? (Сделать кормушки)

Итог

Игра “Покорми птиц”

На птичках пишутся вопросы, связанные с темой урока. Ученик , ответив на вопросы, сажает птичку в кормушку, “кормит” ее- так подводится итог.

1.Как называются птицы ,которые улетают на зиму в теплые края?

2. Как называются птицы ,которые  остаются на зиму?

3. Как вы думаете, что помогает птицам определить, что пора улетать и возвращаться? (Долгота дня, солнце)

 

 4.Какая птица самая большая в мире? (Страус)
5 Какая из птиц считается самой умной? (
Ворона)
6. Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек? (
Клест)
7. Какая птичка помогла Дюймовочке, а та потом помогла ей? (
Ласточка)
8. Какая из птиц строит гнездо на крыше дома? (
Аист)
9. Дарит нам яйца (
Курица)
10. Доставляет почту (
Голубь)

11.Ласточка, соловей, скворец- это зимующие птицы

 

Конкурс кормушек, сделанных руками детей. Какую пользу приносят птицы людям? Какую помощь птицам мы можем оказать?

-Сделать кормушки и кормить птиц.

 

 

Диагностическая карта урока

Вопрос: Нужны ли нам птицы?

За

Против

 

 

Дети опускают шарики в коробочки, потом подсчитываются.

Почему вы отдали свой голос за птиц?

Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины. Чтобы создать условия пернатым, надо принять активное участие в озеленении местности, в котором мы живем.

Итог урока.

Берегите птиц,
Птиц вы берегите,
Ласточек, стрижей,
Ворон и синичек,
В поле, и в саду
В степи, и в пустыне,
Где только можно –
Люди, берегите!

 

 

 

 

Дополнительный материал

А вы знаете, что…

Самая большая птица и бегун из птиц (72 км/ч) – африканский страус. Высота страуса – 2м 74 см.

Самая “летающая птица” – черный стриж. Может находиться в воздухе 2-4 года, не приземляясь. Спит, ест, пьет на лету. У стрижа длинные крылья и короткие ноги. Если он опустится на землю, чтобы попить воды, то ему будет трудно взлететь.

Птица, которая летает выше всех – лебедь-кликун. Они были замечены на высоте 8230 м.

Самая старая птица – сибирский белый журавль – 82 года.

Семья скворцов за день поедает 350 гусениц, жуков и улиток.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за 1 день 400 червей, вредителей растений.

Семья ласточек уничтожает за лето около миллиона различных вредных насекомых.

Жаворонки, овсянки склевывают семена сорняков, тем самым снижает засоренность полей.

Птицы прекрасные предсказатели погоды.

А кто знает птичьи приметы?

  • Если синички долго пищат – к долгой весне.
  • Вороны и галки садятся на верхние ветки деревьев – к морозу, а к нижним веткам – к ветру.
  • Прячет ворона свой нос под крыло – к холоду.
  • Если вороны собираются стаей, летают и кружатся и каркают – жди снега и мороза.
  • Снегирь под окном чирикает – к теплу.
  • Сова кричит – к похолоданию.
  • Если голуби ворчат – будет тепло.
  • Соловей поет всю ночь – к теплу.

- Какие группы птиц запомнили?

- Я назову несколько птиц, а вам надо определить, какая птица в этой группе лишняя?

(Воробей, синица, скворец, ворона; ласточка, сорока, зяблик, соловей)

- Какие группы зимующих птиц можете назвать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Животные

 

Насекомые

Лягушка, тритон

 Рыбы

Муравей, муха

Земноводные

Акула, щука

Пресмыкающиеся

Кошка, собака

Птицы

Голубь, ворона

Млекопитающие

Лягушка, тритон

 

 

 

 

 

Нужны ли нам птицы?

 

 

Синица хохлатая

да

нет

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок познание мира "Птицы зимой" -1 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Познание мира

1 класс

Тема:  «Птицы зимой»

Цель: формирование представления о жизни птиц зимой

 

Задачи :

 

1. Дать представление о зимующих и перелетных птицах.

2. Познакомить с мероприятиями по охране птиц.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам, природе.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.    Таблицы с названием групп птиц (зимующие, перелетные)

2.    Картинки с изображением птиц:
А) зимующие (дятел, ворона, сорока, сова, воробей; птицы на кормушке)
Б) перелетные (журавль, соловей, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик)

3.    Простой карандаш.

4.    Познание мира К.А.Аймигамбетова

 

Методы:

 

проблемно-посковый, словарный, рассказ, упражнений

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой

2. Оргмомент.

- Проверка наличия тетрадей, карандашей.

3. Повторение прошлого материала.

- На предыдущих уроках мы говорили с вами о жизни животных. Давайте вспомним, какие группы животных вы знаете.

Таблица на доске.Перфокарты у учащихся

 

                     Животные

Насекомые

Муравей, муха

Рыбы

Акула, щука

Земноводные

Лягушка, тритон

Пресмыкающиеся

Черепаха, змея

Птицы

Голубь, ворона

Млекопитающие

Кошка, собака

 

 

-Ребята соедините  названием животного  с группой, к которой он относится.

Проверка.

- Как вы думаете, какая из этих групп самая большая по числу видов? (Насекомые)

- Правильно, группа насекомых. Назовите, пожалуйста, главный отличительный признак (3 пары лапок).

4.Вступительная беседа

Загадка

Кто отправляется в полет
В клюве веточку несет?
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(
птица)

- Следующая группа животных по количеству видов – птицы. Кто может назвать главный отличительный признак всех птиц? (Тело покрыто перьями).

- И хотя птиц меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много (примерно 9000 видов).

Есть птицы очень большие, величиной до двух метров, а есть совсем крошечные – не больше бабочки, весом несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не умеют летать.

Птицы живут в разных местах – в лесах, горах, на берегах морей. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищники, которые поедают не только других птиц, но и зверей. А есть такие, которые едят растительную пищу. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Третьи – на берегу моря, а за четвертыми – ухаживает человек.

- Итак, сегодня мы поговорим о диких птицах – животных, которых мы часто называем “пернатые друзья” (от слова перья). Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением, ярким оперением, способностью летать. Поговорим о том, как они живут зимой.

Сценка

Цапля: - Здравствуй, скворушка!

Скворец: - А что ты такая печальная, цапля?

Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка ,наверное воробей,болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А, может быть, это правда?

Скворец: - Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!

Ребята ,какие птицы к нам пришли? А почему они не знают ни зиму , ни осень , а только теплое лето? Как таких птиц называют (Перелетные).

На доске запись:

Птицы

ПЕРЕЛЕТНЫЕ

 Как таких птиц называют? (зимующие)

-Не все птицы улетают в теплые края.Некоторые из них живут в одной местности зимой и летом.Это те птьицы, которые находят себе кор Как таких птиц называют? (зимующие)

 

Птицы

 

ПЕРЕЛЕТНЫЕ                                                                         ЗИМУЮЩИЕ

 

 

 Игра “О ком идет речь?”

Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их быстро отгадать и записать в соответствующую строчку.

Зимующие

Перелетные

Воробей

Синица

Снегирь

Ворона

Скворец

Аист

Журавль

Грач

 1. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю (
воробей)

2. Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет (
скворец)

3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика (
синица)

4. Ты откуда, ты откуда!
Прилетел к нам красногрудый,
Облетел я всю Сибирь
Как зовут тебя?.. (
снегирь)

5. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар
И кричит – Кар,кар,кар! (
ворона)

6. Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин (
журавль)

7. Он летает на охоту
За лягушками в болото (
аист)

8. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей (
грач)

Каждая отгадка сопровождается показом слайд

Игра “ Птицы” (физминутка)

Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

 

 

-Я продолжу рассказ о зимующих птицах. Чем же питаются они. Вороны едят все, поэтому находят пищу в любом месте. Дятел долбит деревья и зимой и летом. Он достает из коры жуков и лечинки. А синицы тут ,как тут. Они собирают выпавшую из клюва пищу.

  Есть птицы, которые выводят зимой птенцов. Это клесты. Снегирь прилетает к нам зимой с севера. Он кормится плодами и семенами растений. Весной он снова улетит на север.

 Зимой птицам голодно

Покормите птиц зимой
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

 

-Чем вы можете помочь им? (Сделать кормушки)

Итог

Игра “Покорми птиц”

На птичках пишутся вопросы, связанные с темой урока. Ученик , ответив на вопросы, сажает птичку в кормушку, “кормит” ее- так подводится итог.

1.Как называются птицы ,которые улетают на зиму в теплые края?

2. Как называются птицы ,которые  остаются на зиму?

3. Как вы думаете, что помогает птицам определить, что пора улетать и возвращаться? (Долгота дня, солнце)

 

 4.Какая птица самая большая в мире? (Страус)
5 Какая из птиц считается самой умной? (
Ворона)
6. Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек? (
Клест)
7. Какая птичка помогла Дюймовочке, а та потом помогла ей? (
Ласточка)
8. Какая из птиц строит гнездо на крыше дома? (
Аист)
9. Дарит нам яйца (
Курица)
10. Доставляет почту (
Голубь)

11.Ласточка, соловей, скворец- это зимующие птицы

 

Конкурс кормушек, сделанных руками детей. Какую пользу приносят птицы людям? Какую помощь птицам мы можем оказать?

-Сделать кормушки и кормить птиц.

 

 

Диагностическая карта урока

Вопрос: Нужны ли нам птицы?

За

Против

 

 

Дети опускают шарики в коробочки, потом подсчитываются.

Почему вы отдали свой голос за птиц?

Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины. Чтобы создать условия пернатым, надо принять активное участие в озеленении местности, в котором мы живем.

Итог урока.

Берегите птиц,
Птиц вы берегите,
Ласточек, стрижей,
Ворон и синичек,
В поле, и в саду
В степи, и в пустыне,
Где только можно –
Люди, берегите!

 

 

 

 

Дополнительный материал

А вы знаете, что…

Самая большая птица и бегун из птиц (72 км/ч) – африканский страус. Высота страуса – 2м 74 см.

Самая “летающая птица” – черный стриж. Может находиться в воздухе 2-4 года, не приземляясь. Спит, ест, пьет на лету. У стрижа длинные крылья и короткие ноги. Если он опустится на землю, чтобы попить воды, то ему будет трудно взлететь.

Птица, которая летает выше всех – лебедь-кликун. Они были замечены на высоте 8230 м.

Самая старая птица – сибирский белый журавль – 82 года.

Семья скворцов за день поедает 350 гусениц, жуков и улиток.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за 1 день 400 червей, вредителей растений.

Семья ласточек уничтожает за лето около миллиона различных вредных насекомых.

Жаворонки, овсянки склевывают семена сорняков, тем самым снижает засоренность полей.

Птицы прекрасные предсказатели погоды.

А кто знает птичьи приметы?

  • Если синички долго пищат – к долгой весне.
  • Вороны и галки садятся на верхние ветки деревьев – к морозу, а к нижним веткам – к ветру.
  • Прячет ворона свой нос под крыло – к холоду.
  • Если вороны собираются стаей, летают и кружатся и каркают – жди снега и мороза.
  • Снегирь под окном чирикает – к теплу.
  • Сова кричит – к похолоданию.
  • Если голуби ворчат – будет тепло.
  • Соловей поет всю ночь – к теплу.

- Какие группы птиц запомнили?

- Я назову несколько птиц, а вам надо определить, какая птица в этой группе лишняя?

(Воробей, синица, скворец, ворона; ласточка, сорока, зяблик, соловей)

- Какие группы зимующих птиц можете назвать?

 

 

Животные

 

Насекомые

Лягушка, тритон

 Рыбы

Муравей, муха

Земноводные

Акула, щука

Пресмыкающиеся

Кошка, собака

Птицы

Голубь, ворона

Млекопитающие

Лягушка, тритон

 

 

 

 

 

Нужны ли нам птицы?

 

да

нет

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 367 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 420
    • DOCX 74 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бучинская Светлана Степановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бучинская Светлана Степановна
    Бучинская Светлана Степановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3817
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 104 человека

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 613 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе