Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок повторения по русскому языку по теме

Урок повторения по русскому языку по теме

Скачать материал

Урок № 6

Тема: «Лексика и фразеология»

Цель урока: закрепить и систематизировать изученное по теме.

Цель обучения:

-  знание и систематизация изученного по теории тем «Лексика и фразеология»;

- умение отличать омонимы от многозначных слов;

- умение подбирать синонимичные и антонимичные пары для фразеологизмов;

- умение работать со словарями;

- умение работать в парах и группах, соблюдая правила поведения;

- умение оценивать по предложенным критериям свою работу и работу одноклассников.

Критерии успеха:

Ученики А: знают основные определения по теории «Лексика и фразеология», изученные ранее; умет отличать многозначные слова от омонимов; умеют подбирать синонимичные и антонимичные пары для фразеологизмов;  умеют работать с Фразеологическим и Толковым словарем; успешно работают в группе и паре, соблюдая правила поведения.

Ученики В:  знают основные определения по теории «Лексика и фразеология», изученные ранее; умет отличать многозначные слова от омонимов, пользуясь справочными материалами; умеют подбирать синонимичные и антонимичные пары для фразеологизмов;  умеют работать с Фразеологическим и Толковым словарем; успешно работают в группе и паре, соблюдая правила поведения.

Ученики С: знают основные определения по теории «Лексика и фразеология», пользуясь справочными материалами, умеют работать с Фразеологическим и Толковым словарем; успешно работают в группе и паре, соблюдая правила поведения.

Оборудование: раздаточный материал, Листы оценивания, Толковый и Фразеологический словари

Ход урока

1.     Орг.момент. Создание коллаборативной среды через стратегию «Спина к спине».

1.2.          Деление на группы по стратегии «Цвета радуги».

2.     Основная часть.

2.1. Работа с и/доской: определение темы, цели и задач урока с опорой на основные определения темы..

Лексика – это ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Лексикология – это ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Лексикография –  наука……………………………………………………………………….

Фразеология – это ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 Фразеологизм – это ……………………………………………………………..

2.2.          Работа в группах по карточкам, задания в которых даны  с учетом образовательных потребностей и возрастных особенностей учеников.

1.      Определите значение слов по Толковому словарю, отметьте многозначные слова цифрой 1.

Известь, сыр, ёрш, пиала, торговец, незаурядный, планета, ровесник, акварель,

линейка, автомат, папирус, календарь, грамота, литера, караван, праздник, лучина,

ручка, декламатор, журавль, вокализ, аккорд, циновка, жюри, изморозь, кнопка, кисть,

хлеб, конкурс, космос, обаяние, вестибюль, доверие, каталог.

Вопрос на засыпку! Чем многозначные слова отличаются от омонимов? Как их различить?

2.      Подберите к выделенным словам омонимы, образуя словосочетания.

Звезда на небе – звезда эстрады, крыло птицы - …………………………………..…………………………………., рубка радиста – ……………………………………..,……………………….светлая аудитория – ………………………………………………….,…………….акция протеста – …………………………………………………,

3.      Покажите различие в  оттенках значений паронимов, включив их в предложения.

Одевать –  надевать ………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Сытый – сытный ……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Абонент – абонемент…………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Дерзать – дерзить……………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………….......................................................................................................

Соседний – соседский………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

Вопрос на засыпку! Чем архаизмы отличаются от историзмов?

4.      Отметьте устаревшие слова, обозначив их сверху буквой У.

Аквариум, вентилятор, фонтан, шихта, шамот, акванавт, луноход, яруга,

кочет, буран, кафтан, ендова, светец, очи, салоп, гетман, городовой, уста,

ланиты, шкаф, патент.

Вопрос на засыпку! Чем фразеологизмы отличаются от крылатых выражений?

5.  Объясните значение фразеологизмов. В случае затруднения используйте Фразеологический словарь.

Кисейная барышня…………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Зондировать почву…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Ни богу свечка ни черту кочерга………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Бить баклуши…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

6. Распределите фразеологизмы с точки зрения их происхождения.

Из античной мифологии                                            Сходить со сцены

Из русского фольклора                                              За тридевять земель

Из профессиональной  речи                                      Ящик Пандоры

Из литературного источника                                     Вернуться к разбитому корыту.

 

7. Найдите синонимические фразеологизмы.

А) закинуть удочку-  ……………………………………………………………………………………. ;   

 б) показать где раки зимуют -…………………………………………………………………. ………………… ;

в) висеть на плечах - ………………………………………………………………………………………;

 г) шито-крыто - ………………………………………………………………………………………;

д) наступать на пятки -……………………………………………………………………………………...; 

 е) бросить пробный шар -……………………………………………………………………………………..;

ж) концы в воду -……………………………………………………………………………………..;

з) прописать ижицу -……………………………………………………………………………................

8. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов левого и правого столбиков.

А) задать перцу;                                                         а) лучше синица в руках…;

Б) курить фимиам;                                                   б) отлегло от сердца;

В) идти ва-банк;                                                      в) гладить по шерсти;

Г) кошки скребут на душе;                                    г) обливать грязью.     

 

2.3.          Взаимопроверка работ и выставление оценок в Лист взаимооценки

ЛИСТ ВЗАИМООЦЕНКИ

Дата_________  Фамилия, имя ___________________________________       Класс_______

Задание №

Критерии

Балл

1.

Правильно, аккуратно, без исправлений, 0-1 ошибка

5

2.

Правильно, аккуратно, есть исправления, 1-2 ошибки

4

3.

Неверно, небрежно, 2-4 ошибки

3

4.

Неверно, грязно, 5 и более ошибок

2

 

(критерии оценивания были  предложены  учениками на предыдущих уроках и откорректированы учителем). Слабоуспевающие ученики (уровень С) могут использовать образец выполнения работы, предложенный учителем, для сравнения при оценивании  и взаимооценке. 

 Выборочная проверка учителем работ учеников, выставление оценок.

3. Заключительная часть.

3.1. Рефлексия. Стратегия «Большой палец».

3.2. Выставление  оценок учителем. Подведение итогов.

3.3. Д\з: повторить теорию по теме «Лексика и фразеология».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок повторения по русскому языку по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок № 6

Тема: «Лексика и фразеология»

Цель урока: закрепить и систематизировать изученное по теме.

Цель обучения:

-  знание и систематизация изученного по теории тем «Лексика и фразеология»;

- умение отличать омонимы от многозначных слов;

- умение подбирать синонимичные и антонимичные пары для фразеологизмов;

- умение работать со словарями;

- умение работать в парах и группах, соблюдая правила поведения;

- умение оценивать по предложенным критериям свою работу и работу одноклассников.

Критерии успеха:

Ученики А: знают основные определения по теории «Лексика и фразеология», изученные ранее; умет отличать многозначные слова от омонимов; умеют подбирать синонимичные и антонимичные пары для фразеологизмов;  умеют работать с Фразеологическим и Толковым словарем; успешно работают в группе и паре, соблюдая правила поведения.

Ученики В:  знают основные определения по теории «Лексика и фразеология», изученные ранее; умет отличать многозначные слова от омонимов, пользуясь справочными материалами; умеют подбирать синонимичные и антонимичные пары для фразеологизмов;  умеют работать с Фразеологическим и Толковым словарем; успешно работают в группе и паре, соблюдая правила поведения.

Ученики С: знают основные определения по теории «Лексика и фразеология», пользуясь справочными материалами, умеют работать с Фразеологическим и Толковым словарем; успешно работают в группе и паре, соблюдая правила поведения.

Оборудование: раздаточный материал, Листы оценивания, Толковый и Фразеологический словари

Ход урока

1.     Орг.момент. Создание коллаборативной среды через стратегию «Спина к спине».

1.2.         Деление на группы по стратегии «Цвета радуги».

2.     Основная часть.

2.1. Работа с и/доской: определение темы, цели и задач урока с опорой на основные определения темы..

Лексика – это ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Лексикология – это ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Лексикография –  наука……………………………………………………………………….

Фразеология – это ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 Фразеологизм – это ……………………………………………………………..

2.2.         Работа в группах по карточкам, задания в которых даны  с учетом образовательных потребностей и возрастных особенностей учеников.

1.      Определите значение слов по Толковому словарю, отметьте многозначные слова цифрой 1.

Известь, сыр, ёрш, пиала, торговец, незаурядный, планета, ровесник, акварель, линейка, автомат, папирус, календарь, грамота, литера, караван, праздник, лучина, ручка, декламатор, журавль, вокализ, аккорд, циновка, жюри, изморозь, кнопка, кисть, хлеб, конкурс, космос, обаяние, вестибюль, доверие, каталог.

Вопрос на засыпку! Чем многозначные слова отличаются от омонимов? Как их различить?

2.      Подберите к выделенным словам омонимы, образуя словосочетания.

Звезда на небе – звезда эстрады, крыло птицы - …………………………………..…………………………………., рубка радиста – ……………………………………..,……………………….светлая аудитория – ………………………………………………….,…………….акция протеста – …………………………………………………,

3.      Покажите различие в  оттенках значений паронимов, включив их в предложения.

Одевать –  надевать ………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Сытый – сытный ……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Абонент – абонемент…………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Дерзать – дерзить……………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………….......................................................................................................

Соседний – соседский………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

Вопрос на засыпку! Чем архаизмы отличаются от историзмов?

4.      Отметьте устаревшие слова, обозначив их сверху буквой У.

Аквариум, вентилятор, фонтан, шихта, шамот, акванавт, луноход, яруга,

кочет, буран, кафтан, ендова, светец, очи, салоп, гетман, городовой, уста,

ланиты, шкаф, патент.

Вопрос на засыпку! Чем фразеологизмы отличаются от крылатых выражений?

5.  Объясните значение фразеологизмов. В случае затруднения используйте Фразеологический словарь.

Кисейная барышня…………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Зондировать почву…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Ни богу свечка ни черту кочерга………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Бить баклуши…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

6. Распределите фразеологизмы с точки зрения их происхождения.

Из античной мифологии                                            Сходить со сцены

Из русского фольклора                                              За тридевять земель

Из профессиональной  речи                                      Ящик Пандоры

Из литературного источника                                     Вернуться к разбитому корыту.

 

7. Найдите синонимические фразеологизмы.

А) закинуть удочку-  ……………………………………………………………………………………. ;   

 б) показать где раки зимуют -…………………………………………………………………. ………………… ;

в) висеть на плечах - ………………………………………………………………………………………;

 г) шито-крыто - ………………………………………………………………………………………;

д) наступать на пятки -……………………………………………………………………………………...; 

 е) бросить пробный шар -……………………………………………………………………………………..;

ж) концы в воду -……………………………………………………………………………………..;

з) прописать ижицу -……………………………………………………………………………................

8. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов левого и правого столбиков.

А) задать перцу;                                                         а) лучше синица в руках…;

Б) курить фимиам;                                                   б) отлегло от сердца;

В) идти ва-банк;                                                      в) гладить по шерсти;

Г) кошки скребут на душе;                                    г) обливать грязью.     

 

2.3.         Взаимопроверка работ и выставление оценок в Лист взаимооценки

ЛИСТ ВЗАИМООЦЕНКИ

Дата_________  Фамилия, имя ___________________________________       Класс_______

Задание №

Критерии

Балл

1.

Правильно, аккуратно, без исправлений, 0-1 ошибка

5

2.

Правильно, аккуратно, есть исправления, 1-2 ошибки

4

3.

Неверно, небрежно, 2-4 ошибки

3

4.

Неверно, грязно, 5 и более ошибок

2

 

(критерии оценивания были  предложены  учениками на предыдущих уроках и откорректированы учителем). Слабоуспевающие ученики (уровень С) могут использовать образец выполнения работы, предложенный учителем, для сравнения при оценивании  и взаимооценке. 

 Выборочная проверка учителем работ учеников, выставление оценок.

3. Заключительная часть.

3.1. Рефлексия. Стратегия «Большой палец».

3.2. Выставление  оценок учителем. Подведение итогов.

3.3. Д\з: повторить теорию по теме «Лексика и фразеология».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 106 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2442
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 436
    • DOCX 21.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колесникова Ирина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колесникова Ирина Петровна
    Колесникова Ирина Петровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21054
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 28 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 213 человек из 54 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 21 региона

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе