Тема: 400-летие династии Романовых (Слайд
1)
Цели урока:
1) образовательные:
- обобщить, расширить, систематизировать и
актуализировать знания обучающихся о правлении династии Романовых (1613-1917
гг.).
- обучающиеся должны знать время и последовательность
правления царей и императоров династии Романовых;
- обучающиеся должны знать основные события, понятия, реформы,
связанные с именами правителей династии Романовых.
2) развивающие:
- обучающиеся должны уметь соотносить имена правителей
с событиями и реформами, связанными с их правлением;
- уметь использовать личную эрудицию для определения
царя или императора по его прозвищу;
- обучающиеся должны уметь работать с историческими документами;
- способствовать формированию представлений о вкладе династии
Романовых в историческое развитие России.
3) воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства уважения и
гордости за прошлое нашего государства.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма урока: деловая игра.
Оборудование урока: презентация «400-летие Династия
Романовых», раздаточный материал (таблица «Имена и события», тексты документов).
План
1. Раунд 1: определить последовательность правления
представителей династии Романовых.
2. Раунд 2: соотнести имена царей и императоров с
событиями, понятиями и реформами, связанными с их правлением.
3. Раунд 3: отгадать царя или императора по его
прозвищу.
4. Раунд 4: работа с документом.
Вступительное слово: В 2013 г.
исполнилось 400 лет со дня воцарения династии Романовых. По всей России
запланированы и уже проведены различные праздничные мероприятия, посвящённые
этой дате. В 1613 г. в один из самых тяжёлых периодов нашей истории Михаил
Романов взошёл на российский престол. В дальнейшем, за период правления
династии Романовых (каковы бы ни были претензии историков в её отдельным
представителям) был достигнут пик могущества Российской империи - великие
военные победы, расцвет науки, культуры, искусства и образования, произошло
объединение разрозненных территорий. мы, как граждане России, обязаны быть
гордыми и благодарными потомками за то, что нам в наследство достались
необъятные просторы, недра, выходы в моря и океаны.
Цель нашего урока обобщить, систематизировать и
расширить уже имеющиеся знания о правлении представителей династии Романовых.
Объяснение правил игры.
Раунд 1
(за каждый правильный ответ - 1 балл)
«Кто за кем правил»: необходимо правильно определить
последовательность правлений царей и императоров династии Романовых.
1. Назовите имя основателя династии Романовых,
восшествие на престол которого ознаменовало окончание Смутного времени.
Ответ: Михаил Фёдорович Романов
2. Следующий царь - сын Михаила Фёдоровича, проведший
ряд значимых реформ, которые создали условия для поистине великих реформ начала
XVIII в.
Ответ: Алексей Михайлович Романов
3. Старший сын Алексея Михайловича и его первой жены
Марии Милославской, продолживший реформаторскую деятельность, в т.ч. провёл
налоговую и военно-окружную реформу, отменил местничество.
Ответ: Фёдор Алексеевич
4. После смерти Фёдора Алексеевича на престол были
посажены два малолетних царевича, сыновья Алексея Михайловича. Назовите их
имена.
Ответ: Иван и Пётр Алексеевичи
5. Но в виду несовершеннолетия царевичей при них был
поставлен регент - их старшая сестра. Назовите имя этой царевны.
Ответ: Софья Алексеевна
6. Какой из братьев (Иван или Пётр), при которых Софья
была регентом, по достижению совершеннолетия отстранил царевну от престола и
единолично занял российский престол?
Ответ: Пётр I
7. В виду проблемы отсутствия чёткого правила
престолонаследия после кончины Петра Великого на престол взошла его супруга,
которая носила имя ...
Ответ: Екатерина I
8. После смерти Екатерины I престол
занял внук Петра I -
последний представитель прямой мужской линии династии Романовых, который носил
имя... .
Ответ: Пётр II
9. Молодой император Пётр II не
оставил после себя наследника и на императорский престол была приглашена
герцогиня курляндская, племянница Петра Великого. Назовите её имя.
Ответ: Анна Иоанновна
10. Следующим за Анной Иоанновной императором был
малолетний правнук Ивана V,
соправителя Петра I, представитель Брауншвейгской ветви династии Романовых.
Ответ: Иван VI Антонович
11. Малолетний Иван VI не мог править
самостоятельно, поэтому регентом при нём была назначена его мать - внучка Ивана
V.
Ответ: Анна Леопольдовна
12. В результате очередного дворцового переворота на место
свергнутого Ивана VI к власти пришла дочь Петра I - последняя представительница прямой женской линии династии
Романовых. Назовите её имя?
Ответ: Елизавета Петровна
13. После кончины Елизаветы Петровны на российский престол
был приглашён представитель
Гольштейн-Готторпской ветви Романовых, носивший до православного крещения имя Карл
Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский.
Ответ: Пётр III
14. Петр III был свергнут с престола
в результате дворцового переворота во главе с его супругой, урождённой Софией Августой
Фредерикой Анхальт-Цербстской.
Ответ: Екатерина II
15. После смерти Екатерины II новым
императором становится её сын, в результате установивший чёткий порядок
престолонаследия, прекратив таким образом эпоху дворцовых переворотов в России.
Назовите имя этого императора.
Ответ: Павел
16. Следующим императором стал старший сын Павла, с
именем которого связано одно из самых значимых событий нашей истории - победа
над наполеоновской Францией. Назовите имя этого императора.
Ответ: Александр II
17. У Александра II не было наследников и поэтому
престол занял его младший брат, с именем которого связаны многие события, в
т.ч. Кавказская война, цензура, теория "официальной народности" и др.
Назовите имя императора.
Ответ: Николай I
18. После кончины Николая I,
произошло воцарение его сына, который провёл одну из самых главных реформ XIX в. -
освобождение крестьян от крепостной зависимости.
Ответ: Александр II
19. Убийство императора Александра II
террористами привело к приходу на трон его старшего сына, который вёл довольно
сдержанную как внутреннюю, так и внешнюю политику. Имя этого императора ... .
ответ: Александр III
20. После смерти Александра III
начинается правление последнего императора из династии Романовых. Назовите имя
последнего российского императора.
Ответ: Николай II
Раунд 2
(за каждый правильный ответ - 2 балла)
Задание: соотнести имя
правителя с событиями, понятиями и реформами его правления.
Имя
|
события, понятия, реформы
|
1.
Михаил Фёдорович
|
А)
Соляной бунт, восстание под предводительством С. Разина, Соборное уложение,
Церковный раскол.
|
2.
Алексей Михайлович
|
Б)
«либеральные реформы», «Союз трёх императоров», продажа Аляски США.
|
3.
Фёдор Алексеевич
|
В)
Академия наук, Верховный тайный совет, экспедиция В. Беринга.
|
4.
Софья Алексеевна
|
Г)
Негласный комитет, «аракчеевщина», министерства, польская конституция,
континентальная блокада, Священный союз, «Союз спасения».
|
5.
Пётр I
|
Д)
кодификация законов, теория «официальной народности», цензура, Кавказская
война, Западники, Славянофилы.
|
6.
Екатерина I
|
Е)
Личная императорская Канцелярия, Московский университет, Абоский мирный
договор.
|
7.
Анна Иоанновна
|
Ж)
Манифест «О вольности дворянства», секуляризация, сближение с Пруссией.
|
8.
Елизавета Петровна
|
З)
«зубатовщина», «кровавое воскресенье», Портсмутский мирный договор,
«столыпинские реформы», революция, Государственная Дума, «брусиловский
прорыв».
|
9.
Пётр III
|
И)
Славяно-греко-латинская академия, «Вечный мир», стрелецкие восстания.
|
10.
Екатерина II
|
К)
«контрреформы», циркуляр «О кухаркиных детях», Крестьянский банк,
«Тройственный союз».
|
11.
Павел I
|
Л)
отмена местничества, подымное (с каждого двора) налогообложение,
военно-окружная реформа.
|
12.
Александр I
|
М)
«просвещённый абсолютизм», Уложенная комиссия, Жалованные грамоты дворянству
и городам, восстание Е. Пугачёва, Ясский мирный договор.
|
13.
Николай I
|
Н)
Указ о престолонаследии, трёхдневная барщина, деспотизм, II
антифранцузская коалиция, последний дворцовый переворот.
|
14.
Александр II
|
О)
Кабинет министров, «бироновщина», кондиции.
|
15.
Александр III
|
П)
основание династии Романовых, Смоленская война, соправитель Филарет.
|
16.
Николай II
|
Р)
подушная подать, империя, «окно в Европу», коллегии, регулярная армия.
|
Бланк ответов
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
П
|
А
|
Л
|
И
|
Р
|
В
|
О
|
Е
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
Ж
|
М
|
Н
|
Г
|
Д
|
Б
|
К
|
З
|
Раунд 3
(за каждый правильный ответ - 2 балла,
дополнительный балл, если обучающиеся смогут объяснить, почему правитель
получил
такое прозвище)
«Имя в народе»: сопоставить императоров с их
прозвищами, которые дали им народ и историки.
1. «Миротворец»
- Александр III. Потому
что Российская империя в годы его правления не участвовала в военных
столкновениях, в войнах.
2. «Великий»
- Пётр I. Потому
что провёл реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и
приобщилась к европейской цивилизации.
3. «Тишайший» - Алексей
Михайлович. Версия 1: потому что Алексей Михайлович был добродушным
человеком. Версия 2: потому что боролся с бунтами, устанавливал в стране
«тишину и покой».
4. «Освободитель» - Александр II. Потому
что освободил крестьян от крепостной зависимости.
5. «Кровавый» - Николай II. Потому
что во время коронации Николая I началась давка на Ходынском поле, где
проводились праздничные мероприятия в честь нового императора, в результате
давки погибли более тысячи человек.
6. «Палкин» - Николай I. Потому
что император приветствовал муштру и телесные наказания.
7. «Сумасшедший» - Павел I. Потому
что отличался вспыльчивостью, жестокостью как по отношении членов семьи, так и
по отношению к подданным.
Раунд 4
(за правильный ответ - 3 балла)
Задание: работа с
документом.
Команда 1
Прочитайте высказывание А. С. Пушкина и П. А.
Вяземского. Назовите имя российского императора, к которому они относятся.
А. С. Пушкин: «Властитель слабый и лукавый,
плешивый щёголь, враг труда, нечаянно пригретый славой над нами царствовал
тогда», «Он взял Париж, он основал лицей».
П. А. Вяземский: «Сфинкс, не разгаданный до гроба».
Ответ: Александр I.
Команда 2
Прочтите отрывок из сочинения С. М. Соловьёва и
напишите, кто скрывался под именем Петра Михайлова.
«...При разных дворах является русское
посольство. Его два великих полномочных посла: один иностранец, женевец Лефорт,
другой русский, Головин; в свите посольства удивительный молодой человек,
называется Пётр Михайлов, он отделяется от посольства, останавливается в разных
местах, учится, работает, особенно занимается морским делом...».
Ответ: Пётр I.
Команда 3
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и
назовите имя императора, о котором говорится в отрывке.
«Толпы народа собрались вокруг Зимнего
дворца. Женщины истерически кричали. Мы вошли через один из боковых входов...
Большие пятна чёрной крови указывали нам путь... в кабинете Государя...
Прибывший градоначальник сделал подробный
рапорт о происшедшей трагедии. Первая бомба убила двух прохожих и ранила
казачьего офицера... Император вышел из экипажа невредим. Кучер умолял его
вернуться боковыми улицами обратно во дворец, но Государь стал оказывать помощь
раненым. В это время какой-то незнакомец, который всё время стоял на углу,
бросил вторую бомбу под ноги Государю».
Ответ: Александр II.
Подведение итогов деловой игры.
Пока жюри подсчитывает баллы, обучающимся задаётся
вопрос: Согласны ли вы с выдвинутым в начале урока мнением, что представители
династии Романовых внесли выдающийся вклад в историческое развитие нашего
государства? Стоит ли отмечать эту историческую дату? Ответ обосновать.
Оглашение результатов. Награждение
победителей и призёров.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.