Актуализация знаний.
Цель: самостоятельно
определить тему урока.
1.
Разминка.
Задание
1:
прочитайте.
Директору
одной школы, в которой было142 ученика, приходилось постоянно писать отчёт,
а значит, употреблять составное числительное сто сорок два в разных
падежах. Посмотрите, как он это делал.
И.п. Сто
сорок два – количество учеников на 2012/2013 учебный год.
Р.п. У
всех ста сорока двух учеников имеется спортивная форма.
Д.п.
Всем ста сорока двум ученикам объявлена благодарность.
В.п. Я
обязан наградить сто сорок двух учеников.
(Числительные
два, три, четыре имеют разные формы в.п. , когда сочетаются с одуш.
или неодуш. существительными: (кого? трёх учеников, но (что? три
стола).
Т.п. Я
как директор школы горжусь всеми моими ста сорока двумя учениками.
П.п.
Учителя ежедневно и еженощно думают о ста сорока двух учениках
А теперь
представьте себе, что вы директор нашей школы. В этом учебном году у нас
обучаются 148 учеников. Замените числительное 142 на148.
Разноуровневое задание.
*Сильный уровень - составь с числительным 148 шесть
собственных предложений, ставя его в шести разных падежах.
*Средний уровень - замени числительное 142 на 148 по
аналогии.
* Слабый уровень – вставь у числительных окончания
Сильный
уровень:
И.п.-------------------------------------------------------------------------------.
Р.п.
-------------------------------------------------------------------------------.
Д.п.
-------------------------------------------------------------------------------.
В.п.
------------------------------------------------------------------------------.
(Числительные
два, три, четыре имеют разные формы в.п. , когда сочетаются с одуш.
или неодуш. существительными: (кого? трёх учеников, но (что? три
стола).
Т.п. --------------------------------------------------------------------------------.
П.п.
--------------------------------------------------------------------------------.
Средний
уровень:
И.п.
--------------------- – количество учеников на 2012/2013 учебный год.
Р.п. У
всех -------------------------------учеников имеется спортивная форма.
Д.п.
Всем ---------------------------------- ученикам объявлена благодарность.
В.п. Я
обязан наградить ---------------------------------------------- учеников.
(Числительные
два, три, четыре имеют разные формы в.п. , когда сочетаются с одуш.
или неодуш. существительными: (кого? трёх учеников, но (что? три
стола).
Т.п. Я
как директор школы горжусь всеми моими
-----------------------------------------------------------------------
учениками.
П.п.
Учителя ежедневно и еженощно думают о
--------------------------------------------------------------учениках.
Слабый
уровень:
И.п.
Ст. сорок. дв. – количество учеников на 2012/2013 учебный год.
Р.п. У
всех ст. сорок. дв… учеников имеется спортивная форма.
Д.п.
Всем ст. сорок. дв.. ученикам объявлена благодарность.
В.п. Я
обязан наградить сто. сорок .. дв… учеников.
(Числительные
два, три, четыре имеют разные формы в.п. , когда сочетаются с одуш.
или неодуш. существительными: (кого? трёх учеников, но (что? три
стола).
Т.п. Я
как директор школы горжусь всеми моими ст. сорок. двумя учениками.
П.п.
Учителя ежедневно и еженощно думают о ст. сорок. дв.. учениках
Проверка домашнего задания.
Задание1:
Цифровой диктант .
Определить
, к какой части речи относятся слова, используя цифры, указывающие на
принадлежность к части речи(1-числительное, 2- существительное, 3- глагол, 4-
прилагательное), .
Например:
1
4 3 2
Шесть, тройной, утроить, тройка.
Шестилетний,
пятёрка, пять, пятерня, две третьих, удвоить,
двадцать
два, семнадцать, один, пара, десяток, трое, второй.
Задание2:
Вернитесь
к своей работе, выберите имена числительные, определите их грамматические
признаки : простое или составное, количественное ( целое число, дробное или
собирательное) или порядковое . Выполните задание по образцу:
Семь –
простое, количественное, обозн. целое число;
Одна
вторая – простое, количественное, обозн. дробное число;
Тридцать
три – составное, количеств., обозн. целое число
Постановка учебной задачи.
- Мы с
вами изучили количественные числительные. Как вы думаете, о какой группе
числительных пойдёт сегодня речь на уроке?
-
Правильно о порядковых.
Итак,
тема нашего урока «Порядковые числительные»
-
Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока
. (Можно
использовать материал УЭ-0)
Решение
новой учебной задачи
Цели: -
познакомиться с порядковыми числительными;
- научиться находить порядковые числительные в тексте,
отличая их
от других частей речи;
Задание
1
Обратимся
к учебнику, стр. 233, №738
« В гостях
у загадок»
Прочитайте
загадку, какова будет отгадка?
-Какие
части речи помогли отгадать загадку?
- Докажите
, что некоторые признаки числительного совпадают с прилагательными
(Согласуются
с существительными в роде, числе и падеже, отвечают на вопрос какой? В
предложении обычно бывают определением).
Задание
2
Поисковая
задачка «Подумай над термином!». Стр.233, №739
-
Прочитайте текст.
-
Назовите числительные, которые встречаются в этом тексте.
(первым,
вторым, третьей, первый, второй, третий, четвёртый…)
- Как вы
думаете, почему эти числительные называются порядковыми?
(обозначают
порядок предмета при счёте)
Практическая работа по теме урока.
Цель:
правильно применить новые знания по теме «Порядковые числительные».
Сообщение
учащегося о происхождении числительных на – дцать.
Задание 1.
Запишите
числительные 11,12,13, преобразовывая их в порядковые числительные. Например:
18 –
восемнадцатый, и т.д.
Сообщение
учащегося о происхождении числительного «миллион».
Задание 2.
Образуйте
от слов МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД порядковые числительные.
Миллион
–-----------------------------------------------
Миллиард------------------------------------------------
- На что
необходимо обратить внимание при выполнении этой работы?
(числительные
одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной)
Молодцы!
Вы справились с заданиями. Легко? Попробуйте справиться с заданием
посложнее. Будьте внимательны!
Задание
3
Прочитайте
теоретический материал на стр.234, используя приём «инсерт»
делаем
на полях пометки:
V- знаю;
+ -
новое для меня;
- думал
иначе;
? – не
понял, есть вопросы.
Затем
результаты работы обсуждаем.
- на
что следует обратить внимание?
(1- в
составных порядковых числительных склоняется только последнее слово
В тысяча
девятьсот тринадцатом году
2 – при
указании даты после порядкового числительного название месяца ставиться в
родительном падеже
К
двадцать второму марта
3 –
порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов
ПРАЗДНИК ,ДАТА , ДЕНЬ ставится в именительном падеже)
Задание
4. Стр.235
- Сравните
, как пишутся названия праздников, когда они обозначены цифрой или словом:
9 Мая
– Девятое мая.
- Какой
праздник отмечается в этот день?
(День
победы)
- На что
следует обратить внимание?
(если
название праздника записывается цифрой, то название месяца записывается с
большой буквы;
если
числительное в названии праздника записывается словом, тогда числительное
записывается с большой буквы, а название месяца – с маленькой буквы)
Задание
5.
- Какой
недавно праздник мы отмечали?
( 8
Марта)
- Придумайте
и запишите предложения с использованием названия этого праздника с помощью
цифр или слов.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Какой
праздник скоро будем отмечать?
(Наурыз)
-Что вы знаете
из истории этого праздника?
- Придумайте
и запишите предложения с использованием названия этого праздника с помощью
цифр или слов.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Молодцы!
Вы справились с основными заданиями по новой теме!
Подведение итогов (рефлексия)
1. Прочитайте
цели урока (УЭ – 0).
2. Как
вы считаете, цели урока достигнуты?
3. Как
бы вы оценили результаты своей работы на уроке:
а) я всё
понял, могу этот материал объяснить другому;
б) я сам
всё понял, но объяснить другому не возьмусь;
в) для
полного понимания мне нужно еще все повторить;
г) я
ничего не понял
Если ты
достиг поставленных целей, то смело переходи к самому ответственному этапу –
экспертному контролю!
Если
нет, еще раз обратитесь к уроку или проконсультируйтесь с учителем!
Домашнее задание.
Параграф
52. Выполните упр. 740 из учебника
Параграф
52. Выполните упр. 744 из учебника ( письменно), №743
( устно)
Параграф
52. Выполните упр. №743 ( устно)
Найдите
и запишите в тетрадь десять фразеологизмов, в состав которых входят порядковые
ИЧ.
Ты
обязательно справишься! Желаю успехов!
Найдите
и запишите в тетрадь десять фразеологизмов, в состав которых входят
количественные ИЧ.
Ты обязательно
справишься! Желаю усов!
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.