Урок истории – 9 класс
Урок сообщения новых знаний.
Филиппова
Александра Мавровна,
учитель истории и
обществознания
МБОУ «Овгортская
ОШИС(п)ОО»
Тема. Политика «военного коммунизма»
Цели: 1.Формировать знания учащихся по изучаемой теме,
способствовать формированию личностного мировоззрения.
2. Расширять кругозор учащихся за счёт сведений,
выходящих за рамки школьного учебника.
3. Прививать чувство неприятия войн, несущих страдания
и гибель людей, особенно войн гражданских, как самых трагичных.
Оборудование: учебник «История России» (9 кл.), интерактивная доска, компьютер, видеофильм «Малая
гражданская война», ученические эссе, энциклопедии «Российская
история» (на каждый ученический стол)
План урока.
1. Игра «Мозговой штурм» (повторение терминов и
понятий)
- Постепенные изменения (реформы)
- Коренной перелом (революция)
- Комбеды (комитеты бедноты)
-Продотряды (Продовольственные отряды)
- Государство, где правят выборные люди (республика)
- Переход частной собственности в руки
государства (национализация)
- Мир, заключённый за спиной союзников
(сепаратный мир)
- Насильственное вмешательство одного или
нескольких государств в дела другой страны (интервенция)
- Лозунг, с которым выступали «красные» («За
республику Советов»)
- Лозунг «Белых» («За единую и неделимую
Россию»
- Командующий Красной армией в годы
Гражданской войны (Троцкий)
- Руководитель ВЧК (Дзержинский)
- Глава государства (Ленин)
- Война внутри государства (Гражданская война)
2. Учитель: Для д/з вам был дан вопрос, где
должны были высказать своё мнение о гражданской войне. Вопрос очень актуален,
т.к. и сейчас на Украине идёт гражданская война.
Вопрос: Любая война – это всегда трагедия. Но
трагедия Гражданской войны особенно масштабна. Согласны ли вы с этим
«утверждением? Объясните свою позицию.
(Чтение ученических работ)
3. Учитель: Почему, несмотря на помощь «белым» 14
иностранных государств, победили всё же «красные»? (Ответы уч-ся)
4. Учитель: А ещё одна из главных причин –
политика «военного коммунизма»
Запись темы урока: Политика «военного
коммунизма» - слайд
5. Работа по учебнику
а) чтение по с.115 (3 абзаца)
- Что означает понятие «Политика «военного
коммунизма»?
б) запись: политика советской власти в годы
Гражданской войны (слайд)
- Почему «военный»? Почему «коммунизма»?
в) чтение по с.115,116 (самостоятельно)
г) устные ответы
6. Вычерчивание таблицы (затем заполнение, используя
материал учебника с.116-118) - слайд
а) Самостоятельное изучение учебного материала по
с.116-118
б) – Что больнее всего ударило по крестьянам?
(продразвёрстка)
- Что означает этот термин? Как и кем она
проводилась?
в) Какие ещё мероприятия проводились во время «военного
коммунизма»? (ответы)
- Национализация (объяснить)
- Трудовая повинность («кто не работает, тот не ест»)
г)Работа по документу с.116 (объяснить: «снеговая
повинность», «гужевая повинность», «дорожная повинность»)
д) запись в таблице:
«Военный коммунизм
|
|
1 Продразвёрстка.
2. Ускоренная национализация
3. Трудовая повинность («Кто не работает, тот не ест»)
4. Трудовые мобилизации
5.Отмена торговли (выдача пайков и талонов)
6. Отмена платы за жильё, транспорт, коммунальные и другие услуги.
|
|
7. Д/з: Выписать
фамилии участников «Красного» и «Белого» движений (п.14-17) – слайд (запись в
тетрадь)
8.Учитель: А сейчас мы убедимся, к чему
привела политика «военного коммунизма»
Просмотр видеофильма «Малая гражданская
война»
- Почему крестьяне стали поднимать восстания против большевиков?
9. Работа по
«Исторической энциклопедии» (с.273) – проблемный вопрос
- Какое
расхождение вы заметили в тексте по сравнению с информацией видеофильма?
(в энциклопедии –
8 млн. погибших, в видеофильме - 13 млн. Как вы думаете, почему?) – ответы
уч-ся
10. Итог урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.