Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок подготовки написания сочинения

Урок подготовки написания сочинения

Скачать материал

Тема урока:  От анализа текста  к сочинению (урок-практикум )

Цели:

1) закрепить умения и навыки работы с текстом;

2) развить мыслительно - речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

3) воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду, к окружающим.

Оборудование:

1) записи на доске;

2) памятки «Композиция сочинения»;

3) тексты на каждой парте;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).

III. Работа с текстом К. Паустовского.

Чтение текста учителем

         (1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) в нем я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12) Она одевалась очень долго. (13) Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14) Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась заря. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.

(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повел её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г.Паустовскому)

 

 

 Анализ текста

1.Какие проблемы  поднимаются автором текста?

1.     Проблема  материнства

2.     Проблема формирования  личности

3.     Проблема взаимоотношений в семье

4.     Проблема бессердечия и душевной черствости

5.     Проблема одиночества

 

2. К какому разряду можно отнести данную проблему?

1.     Философская

2.     Социальная

3.     Политическая

4.     Нравственная

 

3. Выберите из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает об основной проблеме исходного текста.

1        Много людей встречается человеку на жизненном пути. Кто-то становится настоящим другом, с кем-то приходиться расстаться. Но не будет никогда человека ближе, чем родная мать. Она дарит жизнь, отдает  свое тепло, любовь и заботу.

2        Русская женщина…   Её образ воспет во многих произведениях русской литературы. Вряд ли что-то может сравниться по красоте, силе стойкости с этим образом. Это заметил и писатель  ________, который, обратившись к женскому образу, заставляет читателя задуматься над проблемой ______.

 

4.Прокомментируйте следующую ситуацию:

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам Бог.

 

5.Найдите  4 орфографические  и    2 пунктуационные  ошибки в комментарии к основной проблеме текста.

 

Проблему чувства одиночества героини К.Паустовский раскрывает на примере судьбы Катерины Ивановны, которая выростила дочь и  осталась  одинокой женщиной. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе  несчасной женщины. Прогуливаясь по саду,  её  как и одинокую обветренную липу в облетевшем саду жизни  греют воспоменания о весне, когда молодой   читала Тургенева, как сажала эти деревья.  Рассказчик признается, как был бы рад, если бы у него была такая мама любящая, не смотряниначто.

 

6.Напишите, как К.Паустовский выражает свое отношение к  изображаемому. При необходимости используйте следующие языковые клише.

 

Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме ….

Автор считает, что …

Автор подводит читателя к мысли о том, что ….

Автор стремиться донести до читателя мысли о том, что ….

 

7. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Катерина Ивановна, одиноки и несчастны.

1.А.Чехов «Ванька», «Тоска»

2. А.Алексин «Раздел имущества»

3.В.Распутин «Уроки французского»

4.Э. Хемингуэй «Старик и море»

5.Л.Толстой «Война и мир»

6.М.Горький «На дне»

 

8.Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его. Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной.

·        нельзя остаться равнодушным …

·        к сожалению …

·        огорчает то, что …

·        разделяя переживания автора, хочу сказать, что …

 

9. Напишите заключительную часть сочинения, чтобы приведенная ниже цитата образовала придаточную часть сложноподчиненного предложения.

       Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле… Поступки его должны быть разумны и человечны.

Д.С.Лихачев

10. Прочитайте фрагмент сочинения. Иллюстрацией к чему в исходном тексте может служить  его содержание  (комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение).

Мы покидаем отцовские дома в поисках собственного пути. А родители остаются позади, провожая нас любящим взглядом. Для них нет большего счастья, чем любить своих детей и радоваться их удачам.

 

11. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

 

IV. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок подготовки написания сочинения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока по подготовке написания сочинения в 11 классе, которая поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения. Сначала читается текст, а потом анализируется: определяется проблема данного текста, потом обучающимся предлагается выбрать  вступления для написания сочинения. затем работают с комментарием к данной проблеме, где находят орфографические и пунктуационные ошибки.Затем предлагается написать,как автор и ученики выражают свое отношение к данной проблеме, используя предложенные клише. В качестве домашнего задания предлагается написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Краткосрочные курсы" Происхождения фамилии"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • 30.09.2020
  • 414
  • 0
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 331
    • DOCX 18.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Николаева Елена Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Николаева Елена Павловна
    Николаева Елена Павловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 19313
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 173 человека

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе