Тема урока: От анализа текста к сочинению (урок-практикум )
Цели:
1) закрепить
умения и навыки работы с текстом;
2) развить
мыслительно - речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, обобщать,
логически верно излагать свои мысли;
3) воспитывать
систему ценностных отношений к учёбе, труду, к окружающим.
Оборудование:
1) записи на
доске;
2) памятки
«Композиция сочинения»;
3) тексты на
каждой парте;
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Этап актуализации
субъективного опыта учащихся.
- Сегодня на уроке мы постараемся
закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа
текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была
успешной. (Ответы учеников).
III. Работа с текстом К.
Паустовского.
Чтение текста учителем
(1)Катерина
Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)
Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа
при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя
вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины
Ивановны считанные. (4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не
приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила
о них Катерина Ивановна).
(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то
бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов,
никому не известно.
(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить
её в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.
(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж
вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок
посмотреть сад. (10) в нем я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и
кое-какие деревья я посадила сама.
(12) Она одевалась очень долго. (13) Надела старый
теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно
спустилась с крылечка.
(14) Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья
мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре
зажглась заря. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.
(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной
липы, оперлась о нее рукой и заплакала.
(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала
она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.
(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне,
- дожить до такой старости! (23)Не дай вам бог!
(24)Я осторожно повел её домой и подумал: как бы я был
счастлив, если бы у меня была такая мама!
(по К.Г.Паустовскому)
Анализ текста
1.Какие проблемы поднимаются автором текста?
1. Проблема
материнства
2. Проблема
формирования личности
3. Проблема
взаимоотношений в семье
4. Проблема
бессердечия и душевной черствости
5. Проблема
одиночества
2. К какому
разряду можно отнести данную проблему?
1. Философская
2. Социальная
3. Политическая
4. Нравственная
3. Выберите из
предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает об основной проблеме
исходного текста.
1
Много людей встречается человеку на жизненном пути. Кто-то
становится настоящим другом, с кем-то приходиться расстаться. Но не будет
никогда человека ближе, чем родная мать. Она дарит жизнь, отдает свое тепло,
любовь и заботу.
2
Русская женщина… Её образ воспет во многих произведениях
русской литературы. Вряд ли что-то может сравниться по красоте, силе стойкости
с этим образом. Это заметил и писатель ________, который, обратившись к
женскому образу, заставляет читателя задуматься над проблемой ______.
4.Прокомментируйте
следующую ситуацию:
(22) – Не дай
вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости!
(23) Не дай вам Бог.
5.Найдите 4
орфографические и 2 пунктуационные ошибки в комментарии к основной
проблеме текста.
Проблему чувства
одиночества героини К.Паустовский раскрывает на примере судьбы Катерины
Ивановны, которая выростила дочь и осталась одинокой женщиной. Автор не
случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе несчасной женщины. Прогуливаясь
по саду, её как и одинокую обветренную липу в облетевшем саду жизни греют
воспоменания о весне, когда молодой читала Тургенева, как сажала эти
деревья. Рассказчик признается, как был бы рад, если бы у него была такая мама
любящая, не смотряниначто.
6.Напишите, как К.Паустовский
выражает свое отношение к изображаемому. При необходимости используйте
следующие языковые клише.
Автор так определяет свое отношение к
поднятой проблеме ….
Автор считает, что …
Автор подводит читателя к мысли о том, что
….
Автор стремиться донести до читателя мысли
о том, что ….
7. Выберите из списка произведений
те, в которых герои, как и Катерина Ивановна, одиноки и несчастны.
1.А.Чехов «Ванька», «Тоска»
2. А.Алексин «Раздел имущества»
3.В.Распутин «Уроки французского»
4.Э. Хемингуэй «Старик и море»
5.Л.Толстой «Война и мир»
6.М.Горький «На дне»
8.Выразите свое мнение по проблеме
исходного текста, аргументируйте его. Обратите внимание: без оценочных слов,
помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается
сформулированной.
·
нельзя
остаться равнодушным …
·
к сожалению …
·
огорчает то,
что …
·
разделяя
переживания автора, хочу сказать, что …
9. Напишите заключительную часть
сочинения, чтобы приведенная ниже цитата образовала придаточную часть
сложноподчиненного предложения.
Сегодня человек, только он один отвечает за все на
земле… Поступки его должны быть разумны и человечны.
Д.С.Лихачев
10. Прочитайте фрагмент сочинения.
Иллюстрацией к чему в исходном тексте может служить его содержание
(комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение).
Мы покидаем отцовские дома в поисках
собственного пути. А родители остаются позади, провожая нас любящим взглядом.
Для них нет большего счастья, чем любить своих детей и радоваться их удачам.
11. Используя материалы заданий, напишите
сочинение-рассуждение по исходному тексту.
IV. Домашнее задание
Написать
сочинение-рассуждение
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.