Инфоурок Всеобщая история КонспектыУрок по всемирной истории на тему "Япония в 19-начале 20 вв." (8 класс)

Урок по всемирной истории на тему "Япония в 19-начале 20 вв." (8 класс)

Скачать материал

Северо-Казахстанская область

Республика Казахстан

г. Петропавловск – 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по всемирной истории по теме

 «Япония в XIX – начале XX вв.»

 

 

                                          

 

 

 

Учитель школы-лицея «Дарын»

 

Суттубаева Айнаш Галитовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  «Япония в XIX- нач. XX вв.»

Цель урока: раскрыть положительные и отрицательные стороны политики «закрытых дверей», сущность переворота Мэйдзи, обратить внимание  на  влияние реформ на новый путь развития Японии. Показать неизбежность внутренней трансформации жизни традиционного общества под влиянием активного проникновения западных стран;

Вид урока: лекция, лабораторная, групповая работа

План урока:

1. Экономическое положение Японии в 19 в.

2. Кризис сёгуната Токугавы.

3. «Открытие Японии» европейцами.

4. Переворот Мэйдзи и проводимые в Японии реформы.

5. Развитие капитализма в Японии. Захватнические японские войны. Развитие государства в начале 20 в.

6. Выводы.

Ход урока:

I. Учитель использует материал учебника, чтобы раскрыть кризис, который переживала Япония во время правления сёгунов. Чтобы показать изменения в экономическом положении страны 19 в., учитель предлагает учащимся заполнить таблицу.

 

Недостатки

Достижения

  1. Сельское хозяйство пришло в упадок, уменьшились площади посевных земель.
  2. Снизилась численность населения.
  3. Лишение крестьян земли в селах привело к их полной нищете.
  4. В связи с развитием товарно-денежных отношений крестьяне были вынуждены наниматься к промышленникам.
  1. Медленно развивался капитализм.
  2. Увеличилось число мануфактур(180)
  3. Увеличилось чило торгово-ремесленных центров.
  4. Увеличилось число городов (Эдо, Киото, Осака, Нагасаки, Нагая, Хаката)
  5. Появились новые отрасли промышленности.
  6. Сформировался внутренний рынок.

 

На первых порах развитию капиталистических отношений препятствовали старые общественные отношения. - - - Это послужило причиной роста выступлений крестьян и городской бедноты.

 

II. Задание: прочитать   «Кризис сёгуната Токугавы» на стр. 210 и ответить по плану.

 

1. Расскажи о крупнейшем восстании в городе Осака в 1837 г.

1) Причины восстания:____________________________________________________________________

2) Цели восстания:________________________________________________________________________

3) Результаты:____________________________________________________________________________

   

   2. Политика «закрытых дверей»:

1) ослабила …

2) способствовала …

3) привела …

 

III. «Открытие» Японии европейцами.


Задание: Заполните таблицу, используя учебник стр. 210 – 211, параграфа 24.

 

Год открытия Японии

Страны Европы и Америки

Где и какую политику проводили

Последствия

 

 

 

 

 

Державы стали подписывать с Японией соглашения:

1854 г. -  подписан договор между Японией и США.
1854 г. — подписаны англо-японские соглашения
1855 г. — подписаны русско-японские соглашения
1856 г. - соглашение между Голландией и Японией.
1858 г. - подписано французско-японские соглашения

 

Последствия «открытия Японии»

Задание: заполнить схему стр. 212

 

                       

 

 

IV. Переворот  Мэйдзи  1868 – 1872 гг.

        Господство феодальных отношений не давало возможности стране развиваться, оно сдерживало развитие производительных сил. Начиная с XVII века, в Японии установилась своеобразная форма правления феодальной аристократии, получившая название сёгунат. Правительство сёгунов династии Токугава опиралось на военную силу самураев и армии. В 20-30-х годах XIX века в Японии начинает формироваться буржуазно – помещичий блок, но прогресс тормозился феодальными пережитками. В стране начинает разворачиваться антисёгунское движение, к которому примкнули крестьяне и городские низы. Одновременно с этим страны Запада требовали открытия Японии и оказывали помощь мятежникам. В 1867 году власть сёгуна была свергнута и верховная власть перешла к императору, им стал 16 летний монарх – Муцухито, которого позднее стали называть Мэйдзи, а правление его назвали “Просвещенным”.

 

   Сообщение ученика (император Муцухито)

 

Задание: заполнить схему стр. 213

         

«Реформы мэйдзи в Японии»

Задание: Класс делится на 4 группы. Каждая группа раскрывает реформы в своей области и объясняет, как они повлияли на новый путь развития Японии.

1 группа – Реформы в государственном строе

2 группа – В общественных отношениях

3 группа – Экономические реформы

4 группа – Реформы в области образования

 

 

 V. Развитие капитализма в  Японии.

Восстания  и  политические  движения.          

                                 
1877 г. — восстание самураев под началом Сайго Такамори, недовольных реформами.
1881 г. — создана либеральная партия Японии (дзиюто).

1882 г. — создана партия конституционных реформ (Кайсинто).
1889 г. — принята первая конституция Японии, наподобие германской.
1890 г. — созыв первого японского парламента.

 

Первая Конституция 1889 г.

Император (микадо) – имел право:

- заключать …

- утверждать …

- распускать …

Парламент

                                        

   Верхняя палата:   СЕМЬЯ  ИМПЕРАТОРА, представители, назначаемые  императором

                         

   Нижняя палата:    ИЗБРАННЫЕ  ДЕПУТАТЫ. Могли  обсуждать  законы,  но  не  издавать.

Право на выборы

 Избираться  могли  мужчины,  достигшие  25  лет  и  заплатившие  налог  в  размере  15 йен. Правами  выбора  обладал  1% всего  населения. Могли  обсуждать  законы,  но  не  издавать.

 

Захватнические японские войны.

 

1874 г. — вторжение японских войск на Тайвань -  поиск  новых  источников  сырья

1902 г. -  договор  с  Англией

1894-1895 гг. — японо-китайская война.
1904-1905 гг. — война Японии с Россией за раздел влияния на Дальнем Востоке.
1910 г.—    захват Японией Кореи.

 

РАБОТА  ПО  КАРТЕ:

Показать  государства:

  • Японию, Корею, Китай, Россию, Англию, США, Португалию

Показать  острова:

  • Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хокайдо

Показать  города:

  • Эдо, Киото, Осака, Нагасаки, Нагая, Хаката, Токио

Показать захватнические действия Японии против:

  • Китая (Тайвань, Пянху), Кореи, России.

 

                                                     

VI. Выводы: В начале 20 в. Япония превратилась в одну из мощных военных держав на Дальнем Востоке. Реформы, проводимые в последней четверти 19 в. и начале 20 в., заложили основы экономики нового времени. Япония не отставала от западных государств и в начале 20 в. вошла в ряд крупных мировых держав.

Закрепление:

Вставьте пропущенные даты и слова.

В______ году _________ под давлением вооруженных сил вынудили правительство сёгуна открыть страну. По договору  Япония открыла для американцев 2 порта ___________ и Хакодатэ. Вслед за США в Японию допустили и европейские страны. В середине 1860-х годов в результате мощного народного движения власть __________ была свергнута, во главе государства встал император ________________.  Придя к власти он начал проводить социально-экономические реформы. В результате ______________ реформы была установлена ________________________ на землю. Очень важной стала  ______________________________реформа, которая уничтожила власть князей. Военная реформа ____________ года вводила в Японии ______________________________ повинность. В результате этих преобразований очень быстро начала развиваться экономика Японии, создавалось множество промышленных предприятий. В конце XIX века были основаны такие промышленные гиганты как “Мицубиси” и “____________”. Все это позволило Японии в ХХ веке на равных бороться с европейскими государствами за господство в Азии.

Тест.

 

1. 13 марта 1854 года:
      А) Началась революция в Японии.
      В) Подписан договор между США и Японией.
      С) Подписан договор между Японией и Россией.
      Д) Император отрекся от престола.
      Е) Началась война США с Японией.
2. В июне 1868 года в Японии:
      А) Императором стал Муцухито.
      В) Подписаны англо-японские соглашения.
      С) Столица страны Эдо переименована в Токио.
      Д) Выла введена всеобщая воинская повинность.
      Е) Введен денежный налог.

3. Время правления императора Муцухито в Японии называлось:
            А) Время экономических реформ.
            В) Время постоянных войн с соседними странами.
            С) Время промышленного переворота.
            Д) Время правления ученого Мэйдзи.
            Е) Время улучшения экономических связей с Россией.
4. Русско-японская война началась в:
            А) 1900 г.         В) 1901 г.          С) 1902 г.              Д) 1905 г.                   Е) 1904 г.

5. Образцом для первой японской конституции 1889 г. послужила конституция:

            А) Английская.         В) Американская.     С) Французская.      

            D) Германская.                     Е) Итальянская.

6. Промышленный переворот в Японии завершился:

            А) В конце XIX - в начале ХХ в.

            В) В середине XIX в.

            С) В конце ХVIII в.

            D) В начале XIX в.

            Е) В середине ХХ в.

7. Яркая черта японского общества, корпоративность, означает:
            А) Преданность корпорации в лице вождя.
            В) Верность традициям.
            С) Стойкость.
            Д) Высокий профессионализм.
            Е) Исполнительность.

8. В начале XX века в Азии началась экспансия государства

      A) Иран.         B) Китай.       C) Япония.                D) Вьетнам.               E) Корея.

9. Самое крупное восстание против сёгуната в 1837 г. в городе Осака возглавил:

            А) Осио Хэйхатиро        В)  Сэн Катаяма         С) Дэндзиро Котоку       Д) Кэйки

10. Какой процент населения в Японии обладал правами выбора?

            А) 10%           В) 100%          С) 5%             Д) 1%               Е) 50%

          

Ключ:  1В, 2С, 3Д, 4Е, 5Д, 6А , 7А , 8С,  9А, 10Д.

 

  1. Открытые тесты:

 

1. Муцухито вошел в историю Японии как: ____________

2. Японско-китайская война была: ________________

3. Согласно японской религии – синтоизму: _________________

 

 

  1. Творческие задания:

 

      1. Перефразировав известный афоризм аббата Сийеса времен Великой французской революции, можно сказать: «Что такое сегун? Все. Что такое император? Ничто». Почему сегун сохранял императорскую власть в Японии, раз она «ничто»?

      2.Японскому политическому деятелю конца ХVIII — начала ХIХ вв. Гамо Кумпэй приписывается следующее характерное высказывание: «Гнев богатых осакских купцов вселяет ужас в сердца князей». Как вы понимаете данное утверждение?

      3. Согласны ли вы со следующим высказыванием: «Индия и Китай развивались исключительно самобытно, а Япония во многом шла по пути заимствования и преобразования на свой лад их религии, военного искусства, традиций, обычаев и т. д.»?

 

     4. Назовите, кем являлись эти исторические личности?

                                                       ПЕРСОНАЛИИ

Осио Хэйхатиро  -  самурай,  возглавлявший  городскую  охрану

Токугава  Иэмицу  - сёгун,  ввел  политику  «закрытых  дверей»  в  середине XVII в.

А. Лаксман,  Н.П. Резановым  -  дипломатические  миссии  России

М. Пери -   коммодор  США

Аматерасу  -  посланник  Бога  Солнца

Муцухито  -  сел  на  трон  в  15  лет

Кэйки  -   последний  сёгун

 

Домашнее задание: параграф 24, заполнить таблицу на стр. 217 «Реформы мэйдзи в Японии»

 

В государственном устройстве

В общественных отношениях

В области экономики

В области образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по всемирной истории на тему "Япония в 19-начале 20 вв." (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по всемирной истории на тему "Япония в 19-начале 20 вв." (8 класс) представляет основные направления подачи материала, а также методы и приемы, которые может использовать учитель на уроке и во внеучебное время. Предлагаемые задания по данной теме помогут более углубленному познанию учебного материала и будут способствовать развитию навыков самостоятельного добывания знаний учащимися. Вопросы и задания направлены не только на контроль и закрепление знаний учащихся, но и на воспитание у них чувства интернационализма и уважение к азиатской культуре.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 637 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Методический материал: «Сарматская культура, Таштыкская культура, культура хунну (сюнну)» (5-11 класс)
  • Учебник: «Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.
  • Тема: Глава 1. Первобытность и Древний мир
  • 01.01.2021
  • 551
  • 0
«Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.09.2020 2464
    • DOCX 74.5 кбайт
    • 126 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Якимова Светлана Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Якимова Светлана Семеновна
    Якимова Светлана Семеновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 114188
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История и философия науки: теория и методика преподавания при подготовке кадров высшей квалификации

Преподаватель философии науки

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по истории в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 111 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по истории в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 191 человек

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе