Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по творчеству А.П.Чехова (8 класс)

Урок по творчеству А.П.Чехова (8 класс)

Скачать материал
Скачать материал "Урок по творчеству А.П.Чехова (8 класс)"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1
Тема урока:
«Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опублик...

    1 слайд

    1

    Тема урока:
    «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опубликованные работы Чехова. «Письмо ученому соседу»

  • 2Цели, задачи урока:узнать о детстве, взрослении знаменитого земляка, становл...

    2 слайд

    2
    Цели, задачи урока:
    узнать о детстве, взрослении знаменитого земляка, становлении личности писателя Чехова, познакомиться с его окружением;
    понять, какова роль Таганрога в жизни писателя, каково восприятие Чеховым города, где он провел почти 20 лет;
    проследить творческий путь писателя;
    познакомиться с первым опубликованным произведением Чехова «Письмо ученому соседу», учиться анализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

  • 3
Тема урока:
«Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опублик...

    3 слайд

    3

    Тема урока:
    «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опубликованные работы Чехова. «Письмо ученому соседу»

  • 4Задание. Заполните фактами и событиями жизни Чехова данную таблицу.

    4 слайд

    4
    Задание. Заполните фактами и событиями жизни Чехова данную таблицу.

  • 5Таганрог второй половины 19 века

    5 слайд

    5
    Таганрог второй половины 19 века

  • 6«Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители...

    6 слайд

    6
    «Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители которого, отличаясь американским размахом в торговле, в то же время, как настоящие южане, страстно любили театр. Были сезоны, когда в течение года в великолепнейшем городском театре лучшая русская драма сменялась прекрасной итальянской оперой и имена самых крупных столичных артистов не сходили с афиш, расклеенных по городу».

  • 7«Грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной...

    7 слайд

    7
    «Грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной вывески и есть даже трактир «Расия», улицы пустынны, рожи драгилей довольны; франты в длинных пальто и картузах, облупившаяся штукатурка, всеобщая лень, умение довольствоваться грошами и неопределенным будущим – все это тут воочию так противно...»

  • 8«Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители...

    8 слайд

    8
    «Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители которого, отличаясь американским размахом в торговле, в то же время, как настоящие южане, страстно люби­ли театр. Были сезоны, когда в течение года в великолепнейшем городском театре лучшая русская драма сменялась прекрасной итальянской оперой и имена самых крупных столичных артистов не сходили с афиш, расклеенных по городу».
    А.Вишневский.
    «Грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной вывески и есть даже трактир «Расия», улицы пустынны, рожи драгилей довольны; франты в длинных пальто и картузах, облупившаяся штукатурка, всеобщая лень, умение довольствоваться грошами и неопределенным будущим – все это тут воочию так противно...»
    А.Чехов.

  • 9   Павел Егорович Чехов, отец писателя

    9 слайд

    9
    Павел Егорович Чехов, отец писателя

  • 10«Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я...

    10 слайд

    10
    «Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди; и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни...».

  • 11«Глядеть на него скучно, а иметь его я не согласился бы ни за какие деньги....

    11 слайд

    11
    «Глядеть на него скучно, а иметь его я не согласился бы ни за какие деньги. Дивлюсь: как это мы могли жить в нем?!»
    Домик, где родился Антон Чехов
    Здание, где помещалась лавка Чеховых

  • 12

Чеховы в Таганроге,1874 год
                              Чеховы с друзья...

    12 слайд

    12


    Чеховы в Таганроге,1874 год
    Чеховы с друзьями в Москве, 1890 год

  • 13

Николай,                                       Антон,
           Антон...

    13 слайд

    13


    Николай, Антон,
    Антон Мария Николай

  • 14                          Чехов - гимназист

    14 слайд

    14
    Чехов - гимназист

  • 15                            А.П. Чехов с артистами...

    15 слайд

    15
    А.П. Чехов с артистами
    Московского
    Художественного театра.
    1899 год.
    Москва, дом в котором жил Чехов в 1886-1890 годах

  • 16Титульные листы сборников рассказов Чехова «Пестрые рассказы» и «В сумерках...

    16 слайд

    16
    Титульные листы сборников рассказов Чехова «Пестрые рассказы» и «В сумерках»





    Титульные листы
    юмористических
    журналов 1880-х
    годов, в которых
    печатались работы
    Чехова

  • 17




Чеховский дом,
флигель, комната в
Мелихово

    17 слайд

    17





    Чеховский дом,
    флигель, комната в
    Мелихово

  • 18   Чехов
 в Ялте.
1900-1904 годы.

    18 слайд

    18
    Чехов
    в Ялте.
    1900-1904 годы.

  • 19А.П. Чехов и О. Л. Книппер.

Если бы мы  с тобой не были бы теперь женаты,...

    19 слайд

    19
    А.П. Чехов и О. Л. Книппер.

    Если бы мы с тобой не были бы теперь женаты, а были бы просто автор и актриса, то это было бы непостижимо глупо…
    1901 -1904 годы.

  • 20Памятник на
могиле А.П.
Чехова на
Новодевичьем
кладбище в
Москве.

    20 слайд

    20
    Памятник на
    могиле А.П.
    Чехова на
    Новодевичьем
    кладбище в
    Москве.

  • 21Литературный музей А.П. Чехова

    21 слайд

    21
    Литературный музей А.П. Чехова

  • 22«Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридр...

    22 слайд

    22
    «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху».
    Прочитайте рассказ.
    Подготовьте ответы на вопросы:
    Что особенное сразу обращает на себя внимание в рассказе?
    Какие чувства вызывает прочитанное?
    Кого можно назвать героями этого рассказа?

  • 23«Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридр...

    23 слайд

    23
    «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху».
    Задание для первой группы: выпишите из текста рассказа слова устаревшие, неправильно употребленные или записанные с ошибками. Подумайте, кто допустил такое написание, издатель, редактор книги, автор или его герой? Для чего?
    Задание для второй группы: раскройте (с помощью словаря) значение слов «письмо», «стилизация», «пародия», определите жанровое своеобразие произведения. Подумайте, для чего писатель выбрал именно такую форму для своих мыслей?

  • 24Домашнее задание: 
прочитать рассказы 
«Приданое» (1 группа), 
«Шуточка» (2...

    24 слайд

    24
    Домашнее задание:
    прочитать рассказы
    «Приданое» (1 группа),
    «Шуточка» (2 группа),
    «Красавицы» (3 группа),
    обратить внимание на донской колорит в этих произведениях.

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5

имени Ю.А. Гагарина»

 

 

 

Методическая разработка проведения урока по творчеству А.П.Чехова

( предмет «Литература Дона», 8 класс),

 

 

 

 

Разработчик: Черниченко Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа № 5 им. Ю.А.Гагарина»

(346880, г.Батайск Ростовской области,

 ул.Первомайское кольцо, 175,тел.:5-73-47)

                

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опубликованные работы Чехова. «Письмо ученому соседу».

Цели, задачи урока:

1)    дать представление восьмиклассникам о детстве, взрослении знаменитого земляка, становлении личности писателя Чехова, познакомить с его окружением;

2)    акцентировать внимание учащихся на роли Таганрога в жизни писателя, на его восприятие Чеховым;

3)    помочь ребятам проследить творческий путь писателя;

4)    познакомить с первым опубликованным произведением Чехова «Письмо ученому соседу», на его основе учить анализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, составление конспекта, чтение художественного текста, словарная работа, беседа по вопросам к тексту, анализ произведения (определение стиля, жанра, темы, идеи, роли художественных деталей, характеристика героев).

Оборудование урока: выставка книг с произведениями Чехова и о Чехове, электронное приложение к уроку, толковые и литературоведческие словари.

Ход урока.

                  I.      Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка целей и задач  перед учащимися.

               II.      Ребята, тема нашего урока /сл. 1/ - «Черно-белое фото жизни талантливого таганрожца. Первые опубликованные работы Чехова. «Письмо ученому соседу».

            Давайте сегодня поговорим о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка, о его детстве и юношестве, проведенных в Таганроге, о его семье, друзьях, о его литературном пути и пути человеческом, нравственном. /сл. 2/ На уроке вы можете узнать о детстве, взрослении знаменитого земляка, становлении личности писателя Чехова, познакомиться с его окружением; понять, какова роль Таганрога в жизни писателя, каково восприятие Чеховым города, где он провел почти 20 лет; проследить творческий путь писателя; познакомиться с первым опубликованным произведением Чехова «Письмо ученому соседу», проанализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

            III.      Сообщения заранее подготовленных учеников о жизни и творчестве Антона Чехова.

Задание для класса. Ребята, сейчас вы послушаете рассказы о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова. Запишите самое, на ваш взгляд, главное, сделайте конспект устных выступлений. В оформлении этого конспекта есть особенность. Вернемся к теме урока. /сл. 3/ «Черно-белое фото жизни». В жизни каждого из нас есть радости и горести, печали и веселье, плохое и хорошее, как часто говорят, черные и белые полосы. Попытайтесь сейчас представить жизнь нашего знаменитого земляка в двух ракурсах, /сл. 4/ заполняя фактами из его жизни  таблицу с колонками «Черное» и «Белое».Это, конечно же условное деление, многое нельзя однозначно отнести только к плохому или только к хорошему… Попробуйте…

      Черное (условно  плохое)

    Белое (условно  хорошее)

§  ………….

§  ………….

§  ………….

o   …………..

o   …………..

o   …………..

 

Сообщение 1. Таганрог середины прошлого века /сл. 5/  был не только торгово-экономическим центром обширнейшего края, но и крупным культурным центром. Уже ко второй половине 18 века он был единственным хорошо защищенным, с достаточно просторной гаванью и необходимыми городскими и крепостными сооружениями портом юга России. В нем было семь консульств, представлявших все крупные государства Европы.

С 1827 года в Таганроге действовал постоянный театр. По нескольку лет кряду гастролировала итальянская опера, её сменяла русская драма, существовал прекрасный симфонический оркестр. Исследователи установили, что гимназист Чехов, заядлый театрал, видел на сцене Таганрогского театра практически всю западноевропейскую классику и все лучшие произведения русской драматургии. В городе было семь библиотек и старейшая на юге России гимназия, которая, несмотря на формализм тогдашнего преподавания, давала вполне серьезное образование, и студенты– «санкт-таганрожцы», как их называл Чехов, весьма успешно учились в столичных университетах.

О значении и роли Таганрога в жизни Приазовья, Кубани, Ставрополья и особенно Области Всевеликого войска Донского говорит любопытный документ – записка  Нестора Кукольника министру народного просвещения о необходимости открыть в Таганроге университет, к записке прилагались убедительные выкладки экономического характера.

Учитывая все это, нетрудно догадаться, откуда у молодого Антона Чехова, уже в 19 лет с успехом начавшего выступать в московской печати, была такая глубина эрудиции, отменное знание театра, литературы, такое обостренное восприятие главных проблем современной ему русской жизни.

 

        Сообщение 2. /сл. 6/ «Родился я в городе Таганроге. Это был очень красивый портовый город, жители которого, отличаясь американским размахом в торговле, в то же время, как настоящие южане, страстно люби­ли театр. Были сезоны, когда в течение года в велико­лепнейшем городском театре лучшая русская драма сменялась прекрасной итальянской оперой и имена са­мых крупных столичных артистов не сходили с афиш, расклеенных по городу».

Так вспоминал свой родной город товарищ Чехова по гимназии, известный артист Московского Художе­ственного театра Александр Леонидович Вишневский.

Иным казался этот город самому Чехову. Приехав туда погостить, он писал родным о местах, где прошло его детство: /сл. 7/ «Грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной вывески и есть да­же трактир «Расия», улицы пустынны, рожи драгилей довольны; франты в длинных пальто и картузах, облу­пившаяся штукатурка, всеобщая лень, умение доволь­ствоваться грошами и неопределенным будущим – все это тут воочию так противно...»

/сл. 8/Два сверстника, два школьных товарища – какими разными глазами смотрели они на Таганрог! Но в этом нет ничего удивительного. В чеховском детстве было так много тяжелого, мучительного, что сами вос­поминания о нем были лишены радости. Натура глубо­кая, замкнутая, впечатлительная, Чехов на всю жизнь сохранил память о пережитых страданиях. «Детство наше было отравлено ужасами», - писал он своему старшему брату Александру. Почему?..

/сл. 9/Отец писателя, Павел Егорович, был одаренным человеком. С самого раннего детства он имел пристрастие к пению и музыке. Будучи таганрогским второй гильдии купцом, Павел Егорович принимал деятельное участие в городских делах и в то же время, в ущерб своему собственному делу, увлекался церковным пением, дирижировал хором, играл на скрипке и иногда рисовал. Рисованная им икона Иоанна Богослова и теперь еще цела и находится в ялтинском доме Антона Павловича.

Нужда, теснота, житейские невзгоды сделали трудным характер отца. Антон иногда больно ощущал это. «Знаешь, - сказал он одному своему другу, - я никогда не мог простить отцу, что он меня в детстве сек». Но в то же время он относился к отцу с любовью и уважением. Семнадцати лет он писал в одном из писем: /сл. 10/ «Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди; и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни...».

 

Сообщение 3. О самом раннем детстве Антоши Чехова мы знаем мало: не сохранилось даже его фотографии. Оно прошло в маленьком домике из земляного кирпича, обмазанном глиной. /сл. 11/

В домике было три комнатки, общей площадью 23 квадратных метра. В одной из них спали четырехлетний Александр и двухлетний Николай; туда же поставили и деревянную колыбель для Антона. В другой комнате спали родители, третья служила столовой, гостиной и кабинетом отца. Там стоял раздвижной обеденный стол, у стены - конторка, за которой проверял счета Павел Егорович; главный угол в комнате был заставлен иконами. Перед иконами стояли молитвенник, книги «Священного писания» и восковая свеча в высоком медном подсвечнике, на котором лежали щипцы для снятия нагара со свечи.

Чеховы вскоре переехали на другую квартиру, но обстановка и там оставалась более чем скромной.

Приехав уже взрослым из Москвы в Таганрог, Чехов писал про свой прежний дом: «Глядеть на него скучно, а иметь его я не согласился бы ни за какие деньги. Дивлюсь: как это мы могли жить в нем?!» Но вернее вceгo, не скромность, и даже бедность, обстановки вспомнилась Чехову, когда он с тоской глядел на свое старое жилье. Ему припоминалось, как он убегал из дому к дяде Митрофану Егоровичу и тетке Людмиле Павловне. У этих мягких, добрых людей ему было легче и проще, чем дома, под гнетом отцовского деспотизма. Любил он и няню, жившую много лет в семье Митрофана Егоровича, Иринушку. Иринушка была мастерица рассказывать сказки.

Родные вспоминают, что Антон рано начал говорить, говорил чисто, не спеша и не шепелявя. Читать тоже стал рано, его научила  мать. Павел Егорович придавал большое значение красивому почерку и  верному счету. Мать научила Антошу писать и считать на счетах.

 

Сообщение 4. /сл. 12/

В семье было пятеро детей. Старший, Александр, впоследствии стал журналистом, второй, Николай, - художником. Третьим сыном был Антон Павлович. После него на свет появился Иван, а затем сестpa Мария и, самый младший, Михаил. Все они были очень дружны между собой, хорошо понимали друг друга, у них были общие невзгоды и общие радости.

Эта дружба сохранилась на всю жизнь. «Вспомни, писал Чехов брату, - те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа... Отец теперь никак не может простить себе всего этого». Большой любитель церковного пения, Павел Егорович Чехов заставлял своих детей часами выстаивать в церкви и участвовать в спевках. Кроме того, они должны были помогать ему в торговле: отвешивать товар покупателям, надзирать за мальчиками-учениками. Усталые и невыспавшиеся, дети с трудом учили уроки, заданные в гимназии, и часто получали двойки. А за двойки им доставалась порка.

 Но зато как весело бывало у Чеховых, когда отец был в хорошем расположении духа, дети - свободны от лавки и от церкви! Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли - всё это были редкие, но яркие праздники у детей Чеховых. Все они любили и умели шутить, веселиться, устраивать театральные представления, и душой всего этого был Антон.

По вечерам устраивались семейные чтения: дети читали вслух любимую газету отца - «Ведомости Таганрогского градоначальства». Павел Егорович требовал внимания и заставлял детей своими словами рассказывать прочитанное.

Отец был требователен и строг, но это не мешало семье жить в такой завидной дружбе, какую редко встретишь при подобных обстоятельствах. День начинался и заканчивался трудом. /сл. 13/ Все в доме вставали рано, мальчики шли в гимназию, возвращались домой, учили уроки; как только выпадал свободный час, каждый из них занимался тем, к чему имел способность: старший, Александр, устраивал электрические батареи, Николай рисовал, Иван переплетал книги, а будущий писатель сочинял. Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: Павел Егорович любил петь по нотам и приучал к этому и детей. Антон Павлович пел альтом. Кроме того, Павел Егорович вместе с сыном Николаем разыгрывал по вечерам дуэты на скрипке. Евгения Яковлевна, вечно занятая, суетилась в это время по хозяйству или обшивала на швейной машинке детей. Всегда заботливая, любвеобильная, она, несмотря на свои тогда еще сравнительно молодые годы, отказывала себе в ничтожном удовольствии и всю жизнь посвящала детям. Убежденная противница крепостничества, она рассказывала своим детям о всех несправедливостях и бедах крепостного права и внушала детям любовь и уважение не только ко всем, кто был ниже их, но и к маленьким птичкам и животным, ко всем вообще беззащитным существам и даже к сорванным цветам. Вот почему во всю свою жизнь Антон Павлович не любил, когда рвали при нем цветы, и признавал их только на клумбах и на полях. Он часто говорил впоследствии друзьям:

- Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери.

 

Сообщение 5. Дети Чеховы были очень дружны с соседскими ребятишками. От одного из них, Александра Долженко, мы узнали, что у Антона в детстве была большая голова, и ему за это дали прозвища «Бомба», «Головастик», что большую часть времени ребята проводили на берегу моря, где купались с утра до вечера и удили рыбу. Долженко  вспоминает такой случай.

«В Таганроге недалеко от рыбного базара пролегает банный спуск к морю. В этом месте оно обладает особым свойством: в зависимости от направления ветра бывает нечто вроде приливов и отливов в довольно больших размерах. Однажды мы…когда вода отошла, зашли очень далеко в море. Незаметно для нас начал дуть низовой ветер, который погнал воду к берегу. Начался прилив, уровень воды начал повышаться так, что нам пришлось забраться на старый, перевернутый вверх дном дырявый корпус старого судна. Вода ушла на полкилометра вперед. Путь наш был отрезан. По морю побежали белые барашки. От прибойной волны наш баркас стал шевелиться как живой. Мы прижались друг к другу. Лишь один Антон посмеивался над нами. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы нас не заметили рыбаки, которые подъехали к нам на лодке и доставили на берег».

«Будучи уже гимназистом, Антон Чехов очень любил ловить рыбу и умел добиваться удачной ловли. Он изобрел специальные поплавки, изображающие человека, у которого руки поднимались и опускались во время ловли рыбы. Это указывало, какого размера рыба попала на крючок. Если человек в воде по пояс, то, значит, попалась небольшая рыбка, если по плечи – то средняя, если с головой и руки подняты вверх, то значит крупная рыба и ее надо вынимать умеючи. В таком случае Антон не доверял никому и вынимал сам», -рассказал Александр Долженко.

 

Сообщение 6 (с инсценировкой). Обучение Антона Чехова в учебном заведении началось не очень удачно. Дело в том, что в жизни Таганрога второй половины 19 века большую роль играли греки. Они были хозяевами крупных торговых предприятий, служить в которых было выгодно и считалось почетным. Отец будущего писателя, Павел Егорович, мечтая о блестящем будущем сыновей, двери в которое откроет греческий язык, поддавшись на уговоры знакомых греков, отправил Николая (ему было 9 лет) и Антона (в 7 лет) учиться в греческую школу.

Учение в первый день началось с того, что Николай Спиридоно­вич Вучина (единственный учитель школы), посадил обоих новых учеников на самую пер­вую скамью, то есть в приготовительный класс, поло­жил перед каждым из них по тоненькой книжечке под заглавием: «Неон Алфавитарион», то есть «Новая азбука», и сказал:   .

- Завтра нада приносити за каздая книзка 20 ко­пейк. Сказите это васа папаса. А типер вазмите книз­ка и уцыте: альфа, вита, гамма, дельта, эпсилонь...

Преподав такое наставление, Николай Спиридоно­вич заложил руки в карманы панталон и медленно от­правился в свою жилую половину, которая отделялась от класса одной только дверью. По дороге он заметил, что два ученика третьего класса - Ликиардопулос и Пиратис - не смотрели в книжку, а о чем-то оживлен­но спорили между собою, и тотчас же принял меры. Взяв каждого ученика за чуб, он несколько раз стук­нул их головы висками друг о друга и, выбранившись  на греческом диалекте, пошел далее.

Пока он проходил по классу, вся школа, состояв­шая из шестидесяти или семидесяти учеников, при­лежно читала и зубрила; но лишь только он скрылся за своею дверью, как сразу же поднялся громкий говор и затеялась возня. Учитель не показывался часа полтора и только раза два, когда шум в классе делал­ся уж очень громким, грозно стучал в свою дверь из­нутри. Тогда сразу все смолкало и затихало, и среди учеников пробегал трусливый шепот:        

- Дидаскалос! Дидаскалос! (Учитель!)

Время приближалось к полудню. Новички, братья «Тсехофы», уже успели к этому времени и натерпеть­ся от своих товарищей всяких толчков и пинков, про­голодаться, но заданного урока не выучили. Оба они тупо смотрели в свои книжки и ровно ничего не пони­мали в мудреных буквах греческой азбуки.

  Наконец вышел из своей двери учитель. Все затих­ло и замерло.

  - Встаньте и читайте молитву! - скомандовал он по-гречески.

  - Спиридон Фекиакис, читай сегодня ты!

  Вызванный ученик прочел по-гречески «Отче наш» и еще какую-то молитву в стихах. На половине этой второй молитвы учитель остановил его бранью, вовсе не соответствовавшей религиозному настроению, гроз­ным окриком:

- Врешь! Не так! Герасимос Вогазианос, читай ты!

Второй ученик докончил прерванное чтение. Пока он читал, глаза учителя метали искры на Фекиакиса, который проштрафился ошибкою в молитве…

За несколько месяцев, проведенных в греческой школе, братья Чеховы успели насмотреться на всяческие способы наказания «нерадивых» учеников, наслушаться ругани учителя-грека, увидеть его лицемерие и подобострастную улыбку, которой он встречал родителей учеников, регулярно вносивших плату за обучение («Оцень приятна! Оцень приятна! Позалуйте…Бакорнейсе прасу…»), но никаким наукам и языками так и не научились. В конце учебного года стало ясно, что Николай и Антон не только не овладели греческим синтаксисом, но и читать и считать по- гречески не умели..

Павел Егорович вздохнул, распрощался с мечтами о греческой конторе и облек детей в гимназические мундиры. Антоша поступил в приготовительный класс местной гимназии в августе 1868 года.

 

Сообщение 7.  /сл. 14/ Гимназист Антон Чехов – небольшого роста, плотный мальчик, с круглой остриженной головой, румяный, большеглазый – оживлялся в игре со сверстниками в лапту, в снежки. Он не проявлял большого рвения к учению. Когда в гимназии одновременно учились  три брата Чеховы, один из самых ярких учителей Таганрога, Федор Покровский, сказал их матери, Евгении Яковлевне: «Из старшего, может быть, еще что-нибудь и выйдет, а уж от двух младших ждать ровно ничего нельзя».

Не распознали талант Чехова и его товарищи. Отчасти это объясняется тем, что Чехов не был с ними откровенен: натуре его всегда была присуща большая сдержанность в выражении своих чувств. Товарищи единодушно отмечают его скромность, сосредоточенность. Он запомнился им своей любовью к чтению, чувством юмора, привязанностью к природе, интересом к театру. Чехов был хорошим товарищем, готовым прийти на помощь и поделиться тем, что у него было, с каждым, кто в этом нуждался. Но делиться мыслями, мечтами о будущем Чехов как-то не умел и не любил.  

В гимназии начались первые литературные опыты Чехова. Он стал издавать журнал «Заика». Ни один из этих журналов до нас не дошел, но, вероятно, это был журнал юмористический, похожий на те, которые Чехов видел в городской библиотеке. Начал он и сочинять короткие юмористические рассказы и подписи к рисункам и отправлять брату в Москву.    

Детство Чехова кончилось очень рано. Торговля отца не ладилась, росли долги, расплатиться с ними не было возможности. А за долги в те годы полагалась тюрьма, «долговая яма». Чтобы избежать ее, Павел Егорович должен был бежать из Таганрога в Москву, где уже находились старшие сыновья, Александр и Николай. Вскоре туда же уехала и мать, Евгения Яковлевна, с младшими. Шестнадцатилетний Антон остался в Таганроге один - заканчивать гимназию. Теперь он был свободен от многого, что омрачало его раннее детство: от сидения в лавке, от многочасового стояния в церкви, от отцовских нравоучений. Но на него легла нелегкая забота - ответственность за семью. Он получал письма от родителей - вся их надежда была на Антона. И он занимался репетиторством, распродавал хозяйственные вещи - у родителей часто не хватало денег даже на почтовые марки. «Хозяйствуй, как сам знаешь, только чтобы все было хорошо, как при нас»,- писал отец. Антон старался утешить мать, поддержать отца.

В те годы он жил напряженной внутренней жизнью, о которой мы, к сожалению, знаем очень мало. Он бывал в театре, много читал, обдумывал прочитанное и увиденное; у него складывался свой взгляд на жизнь, на литературу. Но сделать литературу своей будущей профессией он в те годы не собирался. Родителям очень хотелось видеть его врачом, и это не противоречило стремлениям Антона.

Закончив в Таганроге гимназию, Чехов уехал в Москву и поступил в 1879 году на медицинский факультет  Московского университета.

Подлинное уважение всей семьи было отдано Антону. Младшие его любили, старшие считались с ним; родные верили ему, когда он обещал: «Будем, будем жить по-человечески!»

 

Сообщение 8. В Москве Чехову пришлось налаживать новую жизнь, и он должен был многое изменить в себе, чтобы, как писал он брату, «не стоять ниже уровня среды, в которую попал». И Чехов без сожаления расстается с некоторыми провинциальными привычками, изменяет свой мягкий южный выговор настолько, что позднее современники отмечали «его настоящее московское великорусское наречие». /сл. 15/ О своей новой московской жизни Антон Павлович писал дяде Митрофану Егоровичу: «Тут мой дом, моя карьера... В Москве врачу некогда ходить в клуб и играть в карты. Как человек пишущий я имею смысл только в столице». Учась в университете, уже на первом курсе Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах: в «Стрекозе», «Будильнике» и других. /сл. 16/ За 1883 - 1885 годы Чехов написал целый том фельетонов, сценок, коротких рассказов. Писал под разными псевдонимами, чаще всего - под именем «Антоша Чехонте». Это имя вскоре стало известным его читателям. Лишь позднее, в 1887 году, под сборником рассказов Чехова появилась его настоящая фамилия.

За первые три года жизни в Москве, по словам брата Чехова Михаила Павловича, семья их двенадцать раз меняла квартиры: семья была большая и постоянно у Чехова жили студенты, платившие за это гроши и получавшие уход и внимание. После перенесенной тогда тяжелой простудной болезни Чехов часто ночью стал кашлять, но не позволял докторам себя обследовать, не хотел беспокоить родных. К сожалению, сильный кашель Чехова был началом его будущей смертельной болезни - чахотки. Однако жизнь и молодость брали свое. Как вспоминал его брат, Чехов в эти годы не любил одиночества. У него «вечно толклись молодые люди, наверху играли на пианино, велись шутливые разговоры, внизу он сидел у своего стола и писал. Но эти звуки только подбадривали его. Он не мог жить без них. Он всегда принимал самое живое участие в общем веселье».

Эта привычка - быть среди людей - сохранилась у Чехова до конца. Когда ему это требовалось, он уединялся в кабинете для работы. В Москве Антон Павлович становился центром и почти главой семьи. М.П.Чехова писала: «Воля Антона стала как бы доминирующей... Появились неизвестные дотоле замечания: «Нужно быть справедливым», «не надо лгать»... Антон Павлович решительно перестраивал жизнь свою и семьи на новых гуманных началах.

 

Сообщение 9. В Москве Чехов стал свидетелем большого события - открытия памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре 6 июня 1880 года. А спустя 8 лет Чехов получил Пушкинскую литературную премию, учрежденную в 1880 году, за сборник рассказов «В сумерках». С 1883 года Чехов стал корреспондентом петербургского журнала «Осколки». Он писал о мелочах московской жизни, в которых, как в капле воды, отражались проблемы русской жизни вообще: о состоянии больниц и аптек, о водопроводе, о стройках, о судебных процессах, растратах и взятках. Юмором Чехов старался исправить то, что его раздражало в жизни. Но знакомство с этой жизнью, с судьбами людей, ранило Чехова. Как врач и писатель он бывал в убогих лачугах, темных углах, грязных переулках. В 1886 году, поздравляя писателя Григоровича с Рождеством, Чехов горько заметил: «Праздник поэтический. Жаль только, что на Руси народ беден

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1008
    • PPTX 22.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Черниченко Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Черниченко Наталья Ивановна
    Черниченко Наталья Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9998
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 683 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 333 человека