Урок № 23
Предмет: биология
Класс:
6 Дата
проведения:____________
Тема: Взаимосвязь органов растений как
живого организма.
Цель урока: 1) обобщить и
систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в
растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный
организм, являющийся биосистемой; 2) воспитывать культуру общения,
коммуникативные качества в процессе группового взаимодействия; 3)
способствовать формированию и развитию у учащихся самостоятельности, памяти и
внимания при использовании ИКТ
Тип урока: урок обобщения
Методы урока: словесный, наглядный
Оборудование: презентация по теме
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Подготовка к уроку. У органов растения
идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю
такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к
солнцу».
Лист
утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только
листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую
органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю». «А мы,
говорит корень, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы,
где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».
«Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит
цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод
говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство.
4.Обобщение по теме. Организовывается
работа в трех группах- лабораториях, группы формируются произвольно.
1 группа – обучающимся предлагается
загадка:
Не рыли, не бурили, а воду добыли
(корни)
Следовательно, ваша лаборатория получит
название – Лаборатория «Корень».
И вы будете обобщать информацию, о каком
органе? о корне
2 группа – обучающимся предлагается
загадка :
Вверх по стене крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.
(стебель)
Следовательно, ваша лаборатория получит
название – Лаборатория «Изучения стебля»
И вы будете обобщать информацию, о каком
органе? о стебле
3 группа – обучающимся
предлагается загадка :
Из почек
появляются,
Весною
распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят.
( листья)
Следовательно, ваша лаборатория получит
название – Лаборатория «Изучения листа».
И вы будете обобщать информацию, о каком
органе? о листе
2.Группы получают листы- задания.
3.Работают с различными источниками
информации.
III. Осуществление
деятельности.
Первая группа – лаборатория «Корень»
Задание 1. Используя учебник и другие
источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения
|
Функции органа
|
Особенности строения органа
|
Значение органа, связь с другими
органами.
|
Корень
|
опорная
минеральное питание
вегетативное размножение
|
боковые корни, корневые волоски
|
Всасывает воду и минеральные соли для
всех органов
|
Задание 2. Сделайте вывод
о значимости органа в жизни растения.
Вторая группа
– лаборатория «Изучения стебля»
Задание
1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу
«Взаимосвязь органов растения».
Органы растения
|
Функции органа
|
Особенности строения органа
|
Значение органа, связь с другими
органами.
|
Стебель
|
проводящая
опорная
запасающая
фотосинтезирующая ( для зеленых)
|
луб ситовидные трубки(проводящая
ткань) по ней передвигаются органические вещ-ва;
сосуды древесины-минер. вещ-ва;
сердцевина -запас пит.вещ-в
|
а) проводит питательные вещ-ва ко всем
органам.
.
|
Цветок
|
половое размножение
образование плода и семян
|
пестик – женский орган размножения;
тычинки – мужские органы.
|
плоды, семенное размножение
|
Задание 2. Сделайте вывод о
значимости органа в жизни растения.
Третья группа
– лаборатория «Изучения листа».
Задание 1. Используя учебник и другие
источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения
|
Функции органа
|
Особенности строения органа
|
Значение органа, связь с другими
органами.
|
Лист
|
фотосинтез
газообмен
испарение воды
|
устьица
межклетники
столбчатая ткань – много хлоропластов
|
участвует в жизненно важных процессах: фотосинтезе,дыхании,
испарении воды
|
Задание 2. Сделайте вывод:
Докажите значимость органа в жизни растения.
А как вы ребята думаете: Кто из органов,
для растения самый главный? Почему? все органы растения – важны, они
взаимосвязаны.
Общий вывод:
В работе организма
участвуют все органы
взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для
питания всех органов ,
поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из
корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если
разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример взаимосвязи
органов
в растении .
Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать
причиной гибели растения.
О чем говорили в начале урока Организм
растения – единое целое? Что мы делали сегодня
на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?
Итак, сегодня на уроке мы обобщили и
систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и
доказали, что организм растения - единое целое.
5.Домашнее задание. Повторить корень,
лист, стебель, цветок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.