Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Химия / Урок по теме "Углеводы" (10 класс)

Урок по теме "Углеводы" (10 класс)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»







Урок по теме:

«УГЛЕВОДЫ»

( 10 класс)



Провела: учитель химии

Родионова Л.В.













г.о. Саранск

Урок по теме: «Углеводы» (10 класс) слайд 1



Цель: Обобщая знания из курса биологии об углеводах, выяснить химический состав и особенности строения углеводов.

Оборудование: карточки с заданиями, набор лабораторного оборудования и химических реактивов, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель химии: Сегодня мы проводим урок, посвященный одним из важнейших органических веществ на Земле, входящих в состав любой клетки. Это УГЛЕВОДЫ!

Откройте тетради и запишите: число и тему урока. слайд 2

Узучая биологию, вы могли убедиться, что если бы исчезли углеводы, то исчезла бы жизнь на Земле.

На доске записаны органические вещества: рибоза и дезоксирибоза; глюкоза и фруктоза; сахароза и лактоза; крахмал и гликоген; целлюлоза и хитин.

Вспомните, ребята, к какому классу органических веществ все они относятся?

Что такое углеводы? Почему они так называются? слайд 3

Какая общая формула углеводов? (прикрепить на доске)

Чтобы доказать, что в состав углеводов входят С и Н2О - проделайте лабораторный опыт по сжиганию сахарозы.



Лабораторный опыт № 1. слайд 4

Оборудование: Пробирки, сахароза, спиртовки, держатели.





Инструктивная карточка

Положите в пробирку немного сахарозы, нагрейте до появления признаков реакции. Что вы наблюдаете? Какие вещества образовались?

Запишите в тетрадь свои наблюдения. Сделайте вывод о составе углеводов.

Вывод: В состав углеводов входят углерод и вода.

Ребята, скажите, как классифицируют углеводы? По какому признаку? слайд 5

Распределите все углеводы на доске (используя магниты) – 1 ученик у доски.

Скажите, а какие функции выполняют углеводы? слайд 6

(1 ученик- рассказывает )

Учитель химии: Ребята, давайте вcпомним, в каких продуктах питания больше всего содержится углеводов? Какова судьба углеводов в пищеварительной системе человека?

(презентация – 1 ученик)

(Больше всего углеводов содержится в продуктах растительного происхождения)

Вопросы к классу:

  1. Все ли углеводы мы употребляем в пищу? Почему?

  2. Что произойдет с хлебом , если его долго жевать во рту?

(в ротовой полости сложные углеводы под воздействием ферментов слюны превращаются в глюкозу, поэтому хлеб становится сладким)

Вывод: Значит, крахмал состоит из глюкозы.

Вспомните, что образуется при гидролизе крахмала? ( записать на доске – 1 ученик)

Скажите, ребята, а отличается крахмал от глюкозы?

Учитель химии: Познакомимся с физическими свойствами углеводов на примере глюкозы и крахмала.

Лабораторный опыт № 2. слайд 7

Оборудование: пробирки, стаканы с водой, спиртовка, держатели, раствор йода, крахмал, глюкоза.

Инструктивная карточка

Сравните цвет глюкозы и крахмала. Положите в две пробирки равное количество глюкозы и крахмала. Прилейте воду, взболтайте, наблюдайте за растворимостью в холодной воде. Подогрейте обе пробирки. Что наблюдаете? Растворите глюкозу, и крахмал в холодной воде добавьте по капле йодной настойки. Наблюдайте за изменением цвета. Сделайте вывод о качественной реакции на крахмал.

Наблюдения и выводы оформите в виде таблицы.

свойства

глюкоза

крахмал

1. Цвет



2. Растворимость в холодной воде



3. Растворимость в горячей воде



4. Взаимодействие с йодом





Полученные результаты вносятся в таблицу на доске – 1 ученик.

Вывод: глюкоза и крахмал отличаются по физическим свойствам. Это объясняется особенностью их строения.

Учитель химии: Одним из важнейших углеводов является крахмал, который образуется в листьях в процессе фотосинзеза.

( рассказ 1 уч-ся- презентация)



Учитель химии: мы с вами увидели, что крахмал образуется в процессе фотосинтеза. Так же выяснили, что под действием ферментов крахмал распадается до глюкозы.

Поэтому, глюкоза – составная часть крахмала. Рассмотрим ее строение.

Запишите на доске линейную форму молекулы глюкозы. Расскажите о циклическом строении глюкозы (формулы Хеуорса)- 1 ученик у доски слайд 8

Какой вывод можно сделать из строения глюкозы?

Вывод: глюкоза является альдегидоспиртом.

Докажите экспериментально, что глюкоза – альдегидоспирт.

Лабораторный опыт № 3. слайд 9

Оборудование: Пробирки, раствор глюкозы, CuSO4, NaOH, Ag2O, спиртовка, держатель.

Инструктивная карточка:

  1. В пробирку к 3-4 каплям раствора сульфата меди двухвалентного прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объём раствора глюкозы и смесь взболтайте. Как изменилась окраска раствора?

  2. К аммиачному раствору оксида серебра, налитому в чистую пробирку, добавьте в два раза меньше раствора глюкозы. Нагрейте смесь. Объясните наблюдаемое явление.

  3. На основании проведенных опытов, поясните, какие функциональные группы входят в состав глюкозы.



Вывод: глюкоза является альдегидоспиртом. слайд 10

А какими специфическими свойствами обладает глюкоза?

( реакции брожения) – 1 ученик слайд 11



Учитель химии: Изучая биологию, и на уроках химии, вы выяснили, что УГЛЕВОДЫ- основной источник энергии, а какова потребность организма человека в углеводах? Сколько углеводов нужно потреблять человеку для сохранения здоровья? ( 1 ученик – презентация ) слайд 12

Ребята, в заключении урока, давайте подведём итог нашего урока. слайд 13

Для чего нужно изучать углеводы? ( уч-ся делают выводы)

слайд 14, 15, 16.



Контроль знаний: Тест (листочки с тестом на столах)

Вариант 1

Вариант 2

В конце урока собрать листочки. Поставить оценки уч-ся.

Спасибо за урок! Слайд17



  • Химия
Описание:

       Этот урок,  посвящен  одним из  важнейших  органических  веществ  на Земле, входящих в  состав любой  клетки. Это  УГЛЕВОДЫ!

     Данный урок позволяет  обобщить  знания из курса биологии об углеводах, выяснить  химический  состав и  особенности  строения  углеводов.

     Для проведения данного урока  необходимо следующее оборудование: карточки  с заданиями, набор  лабораторного  оборудования и химических  реактивов, компьютер, проектор.

    Узучая  биологию, можно  убедиться, что если бы  исчезли углеводы, то  исчезла бы жизнь на Земле.

 

      На данном уроке вспоминаем органические  вещества: рибоза и дезоксирибоза; глюкоза и фруктоза; сахароза и лактоза; крахмал и гликоген; целлюлоза  и хитин. Выясняем, какое значение имеют углеводы  и их роль в организме человека.

 

    Вспоминаем с ребятами ,  к какому  классу органических  веществ все они относятся.

 

    Выясняем,  почему  они  так  называются?  

   Какая  общая формула  этого класса?  (прикрепить ее  на доске)

Чтобы  доказать, что в состав  углеводов  входят  С и Н2О  - проделываем  лабораторный  опыт  по  сжиганию  сахарозы.

На уроке вcпоминаем, в каких  продуктах  питания больше  всего  содержится  углеводов? Какова  судьба  углеводов  в пищеварительной  системе  человека? Очень интересными кажутся вопросы:

Вопросы  к  классу:

1.    Все ли углеводы  мы  употребляем  в пищу?  Почему?

2.    Что произойдет с хлебом , если его долго жевать во рту?

Н         На уроке ребята знакомятся с физическими  свойствами  углеводов  на примере глюкозы  и крахмала.

И      Изучая биологию, и на уроках  химии,   выясняем, что УГЛЕВОДЫ- основной источник  энергии, а какова потребность организма  человека в  углеводах? Сколько  углеводов нужно  потреблять  человеку для сохранения здоровья?Ребята с интересом рассказывают об этом, подготовившись чуть ранее с этим вопросом.

Д    Возникает вопрос - Для  чего же   нужно  изучать  углеводы?

Нна который ребята быстро находят ответы!

 

 

 

 

 

 

Скачать материал
Автор Родионова Людмила Викторовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 4438
Номер материала 3877
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.