Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по теме Словообразвание

Урок по теме Словообразвание

Скачать материал

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Тема: «Словообразование»

ЦЕЛИ:

1.     Повторить орфограммы, изученные в теме «Словообразование»; закрепить умение делать разбор слова по составу и словообразовательный разбор; формировать навыки самостоятельной работы учащихся, учить анализировать текст, учить применять полученные на предыдущих уроках знания при выполнении практических заданий.

2.     Развивать речь учащихся; Обогащать словарный запас, прививать любовь и внимание к слову, работать над выразительностью речи учащихся, развивать мышление, учить анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия.

3.     В ходе взаимодействия на уроке воспитывать у учащихся вежливость, дисциплинированность, откровенность, требовательность к себе, аккуратность. Воспитывать чувство доброты и милосердия.


Оборудование: Текст для каждого учащегося, словари, карточки с заданиями, ребус.

На доске: эпиграф урока, словари.

 ХОД УРОКА.

  • Ребята, проверьте, в порядке ли ваши рабочие места.
  • Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока.
  • На прошедшем уроке мы с вами начали повторять тему «Словообразование». Вспомните, что мы уже повторили? Что ещё нам нужно повторить? Сформулируйте каждый для себя цель урока.
  • Рассмотрите ребус и отгадайте слово, зашифрованное в нём. (доброта). Не случайно именно это слово я вам загадала, потому что, кроме того, что мы повторим сегодня с вами тему «Словообразование», мы поговорим сегодня о доброте.
  • Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой». Фазиль Искандер.
  • Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).
  • А что такое доброта? Я просила вас посмотреть значение этого слова в толковом словаре. (Отзывчивость, душевное расположение к людям, забота о людях, умение откликнуться на чужое горе, делать то, что нравится людям).
  • А теперь давайте повторим орфограммы, изученные нами в теме «Словообразование». Задайте, пожалуйста, друг-другу вопросы по изученному материалу.


На доске подсказка: - кос - кас

- гор - гар

- при - пре

ы

и

о

е

способы образования слов.

  • Определите, каким способом образованы следующие слова: доброта, предобрый, одобрить, добродушный.
  • Приведите примеры других сложных слов, одним из корней которых является корень добр. (Добропорядочный, добросердечный, добродушный, добронравный, добровольный, добродетельный, доброкачественный).
  • Запишите эти слова в тетрадь. Если вы затрудняетесь, то можете воспользоваться орфографическим словарём.
  • А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.



Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Хозяин сразу бросился к знакомому ветеринарному врачу. Лечить раненое животное непростая и опасная процедура. Приняв все меры предосторожности, врач соединил кости, наложил лубки и забинтовал ногу.
Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но Афанасий Григорьевич привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.
Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал её за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему.

(По Н. Минху).

  • Прочитайте текст самостоятельно.
  • Прочитайте вслух выразительно.
  • Определите стиль. Докажите.


(Художественный стиль, много определений, эпитетов: неоправданная жестокость, послушная, старательная собачка; Есть образные выражения, фразеологизмы: принести свои плоды, удобная мишень для шуток).

  • Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном).
  • Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей).
  • Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).
  • Назовите орфограммы.
  • Назовите пунктограммы.
  • Самостоятельная работа в тетради по вариантам. (Первый вариант – сильные учащиеся, второй – слабые).



1 вариант

  • Из второго и третьего абзацев выписать сложные слова.
  • Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме:
  • Сделать словообразовательный разбор слов смастерить, ветеринарному.
  • Выписать из текста слова с чередующимися корнями.


    2 вариант
  • Из второго и третьего абзацев выписать сложные слова.
  • Из третьего абзаца выписать однокоренные слова.
  • Сделать словообразовательный разбор слов собачка, непростая.
  • Сделать разбор по составу подчёркнутых слов.



  • А теперь ребята первого варианта проверяют работу ребят второго варианта и оценивают её. Работы ребят первого варианта я проверю сама.
  • Ребята, как вы думаете, доброта и вежливость как-то связаны между собой? (Добрый человек должен быть и вежливым, потому, что слова играют большую роль в нашей жизни, влияют на наше настроение, самочувствие).


Марк Лисянский сказал так:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

  • Мы часто произносим хорошие, добрые слова. Какие? (Добрый день, здравствуйте, спасибо, извините). А знаете ли вы, что обозначали эти слова раньше, как они образованы?
  • Сообщения учащихся о словах «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».
  • Ребята, мы с вами и раньше говорили о доброте, милосердии, писали сочинение на эту тему. Давайте послушаем сочинения некоторых ребят.
  • А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошими стихотворениями.
  • Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?
  • На столе, перед каждым из вас, лежат сердечки трёх цветов. Красный цвет обозначает, что сегодня у вас хорошее настроение, вы всем довольны. Оранжевый – вы чем-то немного огорчены, что-то вас не устраивает. Жёлтый – у вас плохое настроение. Подарите друг-другу сердечко такого цвета, какое у вас настроение.
  • Мне очень понравилось сегодня, как вы работали, как помогали мне и друг другу. За урок все получат отметки в журнал, я сообщу вам о них на следующем уроке русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме Словообразвание"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Тема: «Словообразование»

ЦЕЛИ:

1.     Повторить орфограммы, изученные в теме «Словообразование»; закрепить умение делать разбор слова по составу и словообразовательный разбор; формировать навыки самостоятельной работы учащихся, учить анализировать текст, учить применять полученные на предыдущих уроках знания при выполнении практических заданий.

2.     Развивать речь учащихся; Обогащать словарный запас, прививать любовь и внимание к слову, работать над выразительностью речи учащихся, развивать мышление, учить анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия.

3.     В ходе взаимодействия на уроке воспитывать у учащихся вежливость, дисциплинированность, откровенность, требовательность к себе, аккуратность. Воспитывать чувство доброты и милосердия.


Оборудование: Текст для каждого учащегося, словари, карточки с заданиями, ребус.

На доске: эпиграф урока, словари.

 ХОД УРОКА.

  • Ребята, проверьте, в порядке ли ваши рабочие места.
  • Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока.
  • На прошедшем уроке мы с вами начали повторять тему «Словообразование». Вспомните, что мы уже повторили? Что ещё нам нужно повторить? Сформулируйте каждый для себя цель урока.
  • Рассмотрите ребус и отгадайте слово, зашифрованное в нём. (доброта). Не случайно именно это слово я вам загадала, потому что, кроме того, что мы повторим сегодня с вами тему «Словообразование», мы поговорим сегодня о доброте.
  • Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой». Фазиль Искандер.
  • Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).
  • А что такое доброта? Я просила вас посмотреть значение этого слова в толковом словаре. (Отзывчивость, душевное расположение к людям, забота о людях, умение откликнуться на чужое горе, делать то, что нравится людям).
  • А теперь давайте повторим орфограммы, изученные нами в теме «Словообразование». Задайте, пожалуйста, друг-другу вопросы по изученному материалу.


На доске подсказка: - кос - кас

- гор - гар

- при - пре

ы

и

о

е

способы образования слов.

  • Определите, каким способом образованы следующие слова: доброта, предобрый, одобрить, добродушный.
  • Приведите примеры других сложных слов, одним из корней которых является корень добр. (Добропорядочный, добросердечный, добродушный, добронравный, добровольный, добродетельный, доброкачественный).
  • Запишите эти слова в тетрадь. Если вы затрудняетесь, то можете воспользоваться орфографическим словарём.
  • А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.



Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Хозяин сразу бросился к знакомому ветеринарному врачу. Лечить раненое животное непростая и опасная процедура. Приняв все меры предосторожности, врач соединил кости, наложил лубки и забинтовал ногу.
Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но Афанасий Григорьевич привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.
Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал её за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему.

(По Н. Минху).

  • Прочитайте текст самостоятельно.
  • Прочитайте вслух выразительно.
  • Определите стиль. Докажите.


(Художественный стиль, много определений, эпитетов: неоправданная жестокость, послушная, старательная собачка; Есть образные выражения, фразеологизмы: принести свои плоды, удобная мишень для шуток).

  • Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном).
  • Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей).
  • Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).
  • Назовите орфограммы.
  • Назовите пунктограммы.
  • Самостоятельная работа в тетради по вариантам. (Первый вариант – сильные учащиеся, второй – слабые).



1 вариант

  • Из второго и третьего абзацев выписать сложные слова.
  • Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме:
  • Сделать словообразовательный разбор слов смастерить, ветеринарному.
  • Выписать из текста слова с чередующимися корнями.


    2 вариант
  • Из второго и третьего абзацев выписать сложные слова.
  • Из третьего абзаца выписать однокоренные слова.
  • Сделать словообразовательный разбор слов собачка, непростая.
  • Сделать разбор по составу подчёркнутых слов.



  • А теперь ребята первого варианта проверяют работу ребят второго варианта и оценивают её. Работы ребят первого варианта я проверю сама.
  • Ребята, как вы думаете, доброта и вежливость как-то связаны между собой? (Добрый человек должен быть и вежливым, потому, что слова играют большую роль в нашей жизни, влияют на наше настроение, самочувствие).


Марк Лисянский сказал так:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

  • Мы часто произносим хорошие, добрые слова. Какие? (Добрый день, здравствуйте, спасибо, извините). А знаете ли вы, что обозначали эти слова раньше, как они образованы?
  • Сообщения учащихся о словах «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».
  • Ребята, мы с вами и раньше говорили о доброте, милосердии, писали сочинение на эту тему. Давайте послушаем сочинения некоторых ребят.
  • А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошими стихотворениями.
  • Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?
  • На столе, перед каждым из вас, лежат сердечки трёх цветов. Красный цвет обозначает, что сегодня у вас хорошее настроение, вы всем довольны. Оранжевый – вы чем-то немного огорчены, что-то вас не устраивает. Жёлтый – у вас плохое настроение. Подарите друг-другу сердечко такого цвета, какое у вас настроение.
  • Мне очень понравилось сегодня, как вы работали, как помогали мне и друг другу. За урок все получат отметки в журнал, я сообщу вам о них на следующем уроке русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 752 материала в базе

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

    «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

    Тема

    Словообразование. Орфография. Культура речи

    Больше материалов по этой теме
  • «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

    «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

    Тема

    Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

    Больше материалов по этой теме
Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2467
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3170
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 363
    • DOCX 18.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Николаева Полина Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Николаева Полина Дмитриевна
    Николаева Полина Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 38775
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек