8
класс (программа А.В.Пёрышкина)
Тема «Реостат»
Цели:
- сформировать у учащихся понятие «реостат»
через организацию их «квазииследовательской» и изобретательской деятельности;
- продолжить развитие творческих
способностей, формирование общего способа деятельности, уверенности в своих
собственных познавательных возможностях;
- формирование коммуникативных компетенций
Оборудование:
реостаты разной конструкции.
Содержание урока
I.
ОМЭ
1.Актуализация
знаний, выравнивание стартовых позиций.
Проговорите в паре
ответы на вопросы:
- Что такое
электрический ток?
- Какие действия
оказывает электрический ток при прохождении в проводнике?
- Что принято за
направление электрического тока?
- Какие физические
величины характеризуют электрический ток?
- Что вы знаете о
них?
- Как связаны эти
величины между собой?
(Учащиеся
проговаривают ответы в паре, затем фронтальный опрос, соотнесение собственного
ответа с правильным, самооценка).
2. Проблемная
ситуация и постановка задачи.
*Ребята, как-то я
ехала в маршрутке и услышала, как по радио, в «Шоу шепелявых», рассказывали
такую историю:
Двое в
кинотеатре. Перед сеансом в кинозале медленно гаснет свет. Один другого
спрашивает: «А как это они делают?» Другой ему отвечает: «А у них там, за стеной,
сидит чувак и ме-е-едленно, ме-е-едленно вытягивает вилку из розетки».
(В классе
оживлённый смех, учащиеся понимают нелепость объяснения. У них возникает
естественное желание узнать, как же на самом деле это происходит?)
*А как вы объясните
постепенное отключение света?
(Учащиеся высказывают
предположение о том, что, наверное, существует какое-то специальное
устройство, прибор. Возможно, что кто-то вспомнит подобные выключатели, которые
позволяют постепенно уменьшать свет люстры в комнате, настольной лампы).
* Ребята, предлагаю
вам поработать в группах и предложить способ, идею, проект такого устройства,
прибора, который бы позволил медленно гасить свет. Знаний для этого у вас
достаточно.
(Учитель на доске,
ученики в тетради, пишут тему: «Устройство для постепенного отключения
света», цель: «Разработать способ, идею, проект устройства,
позволяющего медленно отключать свет».
II. ОИЭ
1. «Мозговой штурм»
в группах. Учитель – консультант, не даёт прямых подсказок, использует метод
наводящих вопросов. Переходит от группы к группе, отслеживая творческий процесс
по изобретению устройства и открытию способа.
(Из опыта
проведения данного урока:
Учащиеся
идут, в основном, таким логическим путём: свет возникает в результате
теплового действия тока. Действие тока, а, значит и интенсивность света, зависит
от силы тока I, которая по закону Ома
зависит от напряжения U и от сопротивления
R. Следовательно, изменяя U и R, можно изменить I. Что легче (проще) изменить в
проводнике - U или R?
U зависит от источника тока. Чаще всего мы его не можем менять, например,
в осветительной сети напряжение 220 вольт.
R = ρl/S. Что проще
изменить: длину проводника, площадь сечения или вещество? Вероятно, длину.
Следовательно, устройство содержит проводник, у которого меняется сопротивление
за счёт изменения его длины, что вызывает изменение силы тока и светового
действия.
Вывод (записывается
в тетрадь и на доске): Способ медленного отключения света: увеличить
длину проводника - увеличить сопротивление проводника - уменьшить силу тока в
проводнике - уменьшить тепловое действие тока - уменьшить свет. (Самооценка)
2. *Ребята!
Устройство, принцип действия которого основан на способе, который вы
предложили, действительно существует. Оно называется РЕОСТАТ. (Учитель демонстрирует
реостаты разной конструкции, раздаёт на каждую парту лабораторный реостат (6
Ом).
3.* Рассмотрите
реостат. Обсудите, как реализуется открытый вами способ в данном устройстве?
(Работа в группе)
4.* Сверьте своё
понимание с текстом параграфа «Реостат». (Выступления от групп, коллективное
обсуждение, уточнение учителем). (Самооценка)
5.* (задание на
проверку понимания)
1)Установите
ползунок реостата в положение наименьшего сопротивления; наибольшего
сопротивления, некоторого среднего значения сопротивления. Нарисуйте эти
состояния, используя условное обозначение реостата. (Самооценка)
2) Установите
ползунок реостата в положение, соответствующее максимальной силе тока;
минимальной силе тока; некоторому среднему значению силы тока. (Самооценка)
3) Приведите
примеры практического применения данного способа и данного устройства.
(Коллективное обсуждение примеров).
III. РОЭ
- Чем мы сегодня
занимались на уроке?
- Удалось ли
ответить на вопрос анекдота?
- Что такое
реостат?
- Каков принцип его
действия?
- Сделайте
самооценку своей деятельности на уроке. Обоснуйте её.
- Домашнее задание:
1) § 47, упр. 21
2) примеры
использования реостатов в практике человека (критерий: новизна фактов);
изготовить реостат
3) творческая работа по теме
2) и 3) – по желанию.
Спасибо за работу на уроке!
Примечание.
На
следующем уроке (уроке решения частных задач) выполняется лабораторная работа
№5 «Регулирование силы тока реостатом». Она занимает часть урока, выполняется
без инструкций учебника. Инструкцию, как планирование деятельности, учащиеся
составляют сами.
Другая
часть урока посвящена решению расчётных задач на нахождение параметров
электрической цепи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.