Инфоурок Физика Другие методич. материалыУрок по теме "Реостат" 8 класс. Технология развивающего обучения.

Урок по теме "Реостат" 8 класс. Технология развивающего обучения.

Скачать материал

8 класс (программа А.В.Пёрышкина)

Тема «Реостат»

 

Цели:

- сформировать  у учащихся понятие «реостат» через организацию их «квазииследовательской» и изобретательской деятельности;

- продолжить развитие  творческих способностей, формирование общего способа деятельности, уверенности в своих собственных познавательных возможностях;

- формирование коммуникативных компетенций

Оборудование: реостаты разной конструкции.

Содержание урока

 

I.                  ОМЭ

1.Актуализация знаний, выравнивание стартовых позиций.

Проговорите в паре ответы на вопросы:

  1. Что такое электрический ток?
  2. Какие действия оказывает электрический ток при прохождении в проводнике?
  3. Что принято за направление электрического тока?
  4. Какие физические величины характеризуют электрический ток?
  5. Что вы знаете о них?
  6. Как связаны эти величины между собой?

(Учащиеся проговаривают ответы в паре, затем фронтальный опрос, соотнесение собственного ответа с правильным, самооценка).

2. Проблемная ситуация и постановка задачи.

*Ребята, как-то я ехала в маршрутке и услышала, как по радио,  в «Шоу шепелявых», рассказывали такую историю:

         Двое в кинотеатре. Перед сеансом в кинозале медленно  гаснет свет. Один другого спрашивает: «А как это они делают?» Другой ему отвечает: «А у них там, за стеной, сидит чувак и ме-е-едленно, ме-е-едленно вытягивает вилку из розетки».

  (В классе оживлённый смех, учащиеся понимают нелепость объяснения. У них возникает естественное желание узнать,  как же на самом деле это происходит?)

*А как вы объясните постепенное отключение света?

(Учащиеся высказывают предположение о том, что, наверное,  существует какое-то специальное устройство, прибор. Возможно, что кто-то вспомнит подобные выключатели, которые позволяют постепенно уменьшать свет  люстры в комнате, настольной лампы).

* Ребята, предлагаю вам поработать в группах и предложить способ, идею, проект такого устройства, прибора, который бы позволил медленно гасить свет. Знаний для этого у вас достаточно.

(Учитель на доске, ученики в тетради, пишут тему: «Устройство для постепенного отключения света», цель: «Разработать способ, идею, проект устройства, позволяющего медленно отключать свет».

II. ОИЭ

1. «Мозговой штурм» в группах. Учитель – консультант, не даёт прямых подсказок, использует метод наводящих вопросов. Переходит от группы к группе, отслеживая творческий процесс по изобретению устройства  и открытию способа.

(Из опыта проведения данного урока:

        Учащиеся идут, в  основном, таким логическим путём: свет возникает в результате теплового действия тока. Действие тока, а, значит и интенсивность света,  зависит от силы тока I, которая по закону Ома зависит от напряжения U и от сопротивления R. Следовательно, изменяя U и R, можно изменить I. Что легче (проще) изменить в проводнике - U или R?

         U зависит от источника тока. Чаще всего мы его не можем менять, например, в осветительной сети напряжение 220 вольт.

        R = ρl/S. Что проще изменить: длину проводника, площадь сечения или вещество? Вероятно, длину. Следовательно, устройство содержит проводник, у которого меняется сопротивление за счёт изменения его длины, что вызывает изменение силы тока и светового действия.

        Вывод (записывается в тетрадь и на доске): Способ медленного отключения света: увеличить длину проводника - увеличить сопротивление проводника  - уменьшить силу тока в проводнике  - уменьшить тепловое действие тока - уменьшить свет.  (Самооценка)

2. *Ребята! Устройство, принцип действия которого основан на способе, который вы предложили, действительно существует.  Оно называется  РЕОСТАТ. (Учитель демонстрирует реостаты разной конструкции, раздаёт на каждую парту  лабораторный реостат (6 Ом).

3.* Рассмотрите реостат. Обсудите, как реализуется открытый вами способ в данном устройстве? (Работа в группе)

4.* Сверьте своё понимание с текстом параграфа «Реостат». (Выступления от групп, коллективное обсуждение, уточнение учителем). (Самооценка)

5.* (задание на проверку понимания)

1)Установите ползунок реостата в положение наименьшего сопротивления; наибольшего сопротивления, некоторого среднего значения сопротивления. Нарисуйте эти состояния, используя условное обозначение реостата. (Самооценка)

2) Установите ползунок реостата в положение, соответствующее максимальной силе тока; минимальной силе тока; некоторому среднему значению силы тока. (Самооценка)

3) Приведите примеры практического применения данного способа и данного устройства. (Коллективное обсуждение примеров).

III. РОЭ

  1. Чем мы сегодня занимались на уроке?
  2. Удалось ли ответить на вопрос анекдота?
  3. Что такое реостат?
  4. Каков принцип его действия?
  5. Сделайте самооценку своей деятельности на уроке. Обоснуйте её.
  6. Домашнее задание: 1) § 47, упр.  21

                                        2) примеры использования реостатов в практике человека   (критерий: новизна фактов); изготовить реостат

                                        3) творческая работа по теме

                                        2) и 3) – по желанию.

 

Спасибо за работу на уроке!

 

Примечание.

На следующем уроке (уроке решения частных задач) выполняется лабораторная работа №5 «Регулирование  силы тока  реостатом». Она занимает часть урока, выполняется без инструкций учебника. Инструкцию, как планирование деятельности,  учащиеся составляют сами.

Другая  часть урока посвящена решению расчётных задач на нахождение параметров электрической цепи.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Реостат" 8 класс. Технология развивающего обучения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок в системе развивающего обучения (система Эльконина-Давыдова). Технология урока полностью соответствует требованиям ФГОС ООО, реализует системно-деятельностный подход,  формирующий ключевые компетенции школьника.  Учебная деятельность учащихся организуется как квазииследовательская деятельность. Ученики работают в группах, методом "мозгового штурма" самостоятельно находят решение учебной проблемы  - "открывают" устройство, которое регулирует силу тока. Учитель лишь озвучивает название этого устройства - "реостат".  В разработке урока даётся подробное описание всех этапов урока - ориентировочно-мотивационного (актулизация знаний, создание проблемной ситуации, целеполагние), операционально-испольнительского ("учебное открытие" знаний), рефлексивно-оценочный этап (самоонализ. самооценка).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 831 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 418
    • DOCX 44 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Каптелова Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 27
    • Всего просмотров: 118966
    • Всего материалов: 41

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 549 человек из 71 региона

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 64 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 33 регионов

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1145 человек из 82 регионов

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 198 человек из 61 региона